Эволюция жанров в xx веке



История драмы

Зачатки драмы в первобытной поэзии, в которой слиты выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

 

Греческая драма, разрабатывающая серьезные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшплли, sottises).

 

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определенных положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы; таковы: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-напёрсники, которые вводятся из сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

 

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

 

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшебышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.

 

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

 

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, А. Потехин, А. Пальм, В. Дьяченко, И. Чернышев, В. Крылов, Н. Соловьев, Н. Чаев, гр. А. Толстой, гр. Л. Толстой, Д. Аверкиев, П. Боборыкин, князь Сумбатов, Новежин, Н. Гнедич, Шпажинский, Евт. Карпов, В. Тихонов, И. Щеглов, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие.

Эволюция жанров в xx веке

«Театр абсурда» — наиболее значительное явление театрального авангарда второй половины XX столетия. У его истоков стояли три автора: Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет и Артюр Адамов.

Сам термин «Театр абсурда» вышел из-под пера американского критика Мартина Эсслина, который в 1962 году издал книгу с аналогичным названием. Вторая мировая война обесценивает значимость человеческой жизни — на сцене зарождается новый мир, полный тоски и ужаса человеческого бытия.

 

О возникновении новой драмы заговорили в 1950 году, после парижской премьeры «Лысой певицы». С тех пор в небольшом театре Латинского квартала Юшет пьеса франко-румынского драматурга Ионеско идет непрерывно уже более полувека. Нагромождение бессмысленных диалогов, языковые штампы, словесный нонсенс,

вырванные из реальности персонажи — на сцене образуется пространство, лишенное связующих нитей общения. Следом, в 1953 году, в театре Вавилон ставят шедевральное творение ирландского писателя Беккета «В ожидании Годо». В пьесе — два одиноких путника и загадочный господин, который так и не появляется. И опять бесцельная болтовня, абсурдные ситуации, нелепые поступки. Беккет пишет повесть о бесполезности существования, утрате жизненных ориентиров, одиночестве. «Никто не приходит, ничего не происходит» — высказывание становится визитной карточной автора.

 

Одни же из самых значительных в жанре Театр абсурда — пьесы самого Адамова (1908-70), родившегося в Кисловодске, на Северном Кавказе, но с юных лет жившего во Франции. Сыну богатого армянского нефтезаводчика судьба обещала безоблачное небо над головой. Но цепь трагичных событий пронизала всю его жизнь. Отец кончает с собой, проиграв целое состояние, Артюра помещают в концлагерь за враждебные высказывания в адрес фашистского правительства, затем следуют депрессия, нервные срывы, психические расстройства. В 1970 году Артюр Адамов добровольно обрывает свою жизнь. Пессимизм, безысходность, отчаяние — так рождается новая реальность, лишенная условностей и логики. Разрушая сюжет и композицию, пренебрегая временем и местом действия, его абсурдистские произведения шокировали и зрителей, и

критиков. Он бросал вызов здравому смыслу и понятиям нормы. Его герои, смешные и нелепые, одновременно отталкивали и вызывали сострадание.

 

Жан Вилар, Роже Блен, Жан-Мари Серо, Роже Планшон — пьесы

Адамова ставили лучшие режиссеры тогдашней Франции. «Пародия», «Вторжение», «Все против всех», «Профессор Таранн», «Пинг-понг», «Паоло Паоли», «Off limits» — из этих произведений постепенно складывается узор его творческого полотна.

 

Театр Картушри, где сейчас на одной из сцен идет пьеса Адамова, — место символичное. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Его хозяйка Ариан Мнушкина — один из крупнейших режиссеров современности — дочь знаменитого кинопродюсера Александра Мнушкина, уроженца города Санкт-Петербурга, эмигрировавшего еще до революции. Может быть, поэтому здесь совершенно естественно смотрятся русские имена на афишах. Только недавно отгремел спектакль «Серсо» по мотивам произведения известного российского драматурга Виктора Славкина, и вот уже выстраиваются длинные очереди на «Встречи» Адамова. Мнушкина много занималась наследием Станиславского, а начинала она свою театральную деятельность с «Мещан» Горького в переводе Артюра Адамова. Благодаря ему и многие другие произведения русских классиков стали доступны французскому читателю и зрителю. Постановщику «Встреч» Габриэлю Гарану близки волнения русской души. За его плечами сценические реализации «Вассы Железновой» М. Горького, «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, «Платонов» А. Чехова, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова.

 

Эдгара, главного персонажа, Гаран назвал «кузеном Обломова». Он не живет, а только предполагает жить. Словно застывшая марионетка в безвольных руках, он не в силах совершить шаг к действию. Дома ждут мать и невеста, но опоздавший на поезд студент попадает в паутину любящих его женщин. Музыкальные мотивы, окружающие предметы вплетаются в материю внутреннего движения героев. Чемодан, швейная машинка, велосипед. Внешний декор —

продолжение их самих, порождение тонкого мира подсознания.

 

В пьесах театра абсурда часто звучит ирония, грустная насмешка над нашими чаяниями. Так и мы, во многом похожие на его персонажей, застряли в мире, где нам приходится принимать неопределенность собственного существования.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!