Стилистика медиатекста
20 февраля тестирование
Типы речи
Текст – это некоторое завершенное высказывание, речевая структура, обладающее цельностью, связностью, информативностью, темпоральностью и прочими признаками. Главное: завершенная структура, обладающая цельностью и связанностью.
Любая структура – взаимосвязь элементов. Элементы, из которых состоит текст – функциональные типы речи (функционально-смысловые типы речи, фстр). У этих элементов общность смысла (поэтому смысловые).
Функционально-смысловые типы речи – это типизированные разновидности монологической речи, как правило, коммуникативно обусловленные какой-то типовой целью, целе установкой. Со времен древней риторики принято выделять три типа:
- Описание
- Повествование
- Рассуждение
В античной риторике изучались тексты двух родов – художественные и ораторские. Три типа покрывали узкий текст. В 60-70 –е гг перешли к изучению других родов, обнаружилось, что типов не хватает. Есть смешанные типы речи, констатация (информационная заметка). В официально-деловых текстах нашли особый тип речи – предписание, формирующееся особой структурой.
Будем говорить о разных типах, но базовые остаются.
Отличия:
- Коммуникативная целеустановка. ЦУ рождается на основе различий степеней познания (сначала наблюдаем, потом пытаемся познать причинно-следственные связи).
ОПИСАНИЕ | ПОВЕСТВОВАНИЕ | РАССУЖДЕНИЕ |
Указать на основные свойства объекта (феномена, явления) | Рассказать о том, что происходит во времени и пространстве | Установить причинно-следственные связи наблюдаемого. Исследовать сущностные свойства объекта |
Типы речи еще называют речевыми действиями.
|
|
- Композиционным построением
ОПИСАНИЕ | ПОВЕСТВОВАНИЕ | РАССУЖДЕНИЕ |
Знакомство с предметом во введении à Описание свойств предмета à Выражение отношения к предмету | Сначала экспозиция (указать на действующих лиц, пространство) à почему они вступают во взаимодействие, Завязка à Развитие действия à Кульминация à развязка à эпилог | Не укладывается в пространстве. Так как не пространство имеется ввиду. Раскрывается то, что в сознании. Композицию составляет логика движения мысли. Идея à Аргументы за и\или против à выводы |
- Способы связи фрагментов
ОПИСАНИЕ | ПОВЕСТВОВАНИЕ | РАССУЖДЕНИЕ |
Сам предмет и его свойства являются способами связи. Повтор одного и того же слова или синонимическая замена. Определения согласованные и несогласованные (управление или примыкание), придаточные предложения определения. | Рассказ во времени. Основу логическую выстраивают глаголы и деепричастия. Логическая основа – действия в определенном порядке. Действие во времени. Этапы действия. | Порядок мысли. Все средства, указывающие на логику мышления, воспроизводящие ее. |
|
|
- Стилистические средства
ОПИСАНИЕ | ПОВЕСТВОВАНИЕ | РАССУЖДЕНИЕ |
Статичность | Динамичность | Подчеркнутая логичность |
-
Общим требованием к созданию описания является умение вычленять свойства предмета. Предмет читатель должен вообразить. Выделить важные интересные детали. В описании важно найти правильную точку обзора описания предмета
В повествовании важно управлять динамикой действия. Узнаем еще как создается темп и ритм действия. Важна динамика и у события есть действующие лица, звук, цвет и даже запахи.
В рассуждении важна последовательность. Логическая. Важно убедительно. Важно вовлечь в сомышление. Ясное четкое и прозрачное. Нужно довести до настоящей прозрачности свое рассуждение, четко указывая на то, откуда, что и почему происходит.
Лекция 2 (16.02.2012)
Описание
Изображается какое-то явление, феномен, предмет, объект. Описываются перечислением имеющихся у них признаков и средств. При этом автор стремится соблюсти 2 принципа:
- Полнота описания
|
|
Понятие «полнота» в творчестве определяется непросто. Творческое сознание в процессе созидания находит наиболее важные свойства. Это и значит полнота. Даже в научном описание обязательно будут выделенные характеристики объекта. Отбирается принцип. На основе этого принципа устанавливается полнота. Исходя из задач, цели. Описание становится полным, когда необходимые в той или иной реальности свойства будут раскрыты.
- Системность (последовательность)
Чаще всего этого добиваются, излагая свойства от общего к частному или наоборот. Выбирают принцип в последовательности подачи свойств. Это необходимо для успешной коммуникации. Без этого свойства описание будет коммуникативно незначимым.
Соблюдение этих двух принципов позволяют говорить о речевом мастерстве в описании. Хорошо сделанное описание осуществляет цели:
- Активизация воображения (прямой смысл)
Еще есть косвенные смыслы. Они закладываются отобранные деталями. Угол зрения тоже может быть отобран особый.
- Передать знания о предмете
- Выразить отношение (прямые и косвенные смыслы(акцентируются особые свойства, особым образом выбирается ракурс для описания)) к описываемому предмету
Описание бывает разных типов:
|
|
- Портретное описание
- Пейзаж (описание местности)
Эти два описания представлены во всех видах искусства
- Описание положения дел
Встречается в деловой коммуникации (журналистики например)
Композиция описания в самом общем виде по этапам:
1. Знакомство с предметом
2. Выделенные признаки предмета представляются
3. Вывод, заключение, общая оценка
Описание человека (портрет)
В целом отвечает на вопрос: Каков человек?
Описание человека включает:
- Внешность
В описание внешности выделяются следующие признаки:
- По размеру (рост, вес)
- По форме
- Цветовые характеристики
- Части тела
- Местоположение (подчиненное)
В речевом опыте и речевой практике описание заложено
- Внутреннее состояние
Выделяемые свойства могут быть статическими и динамическими. Выделяются свойства закономерные, обычные, привычные, случайные. Отбор свойств диктуется отношением к объекту.
Пейзаж
- Местоположение и размещение (первичное)
- Цвет
- Форма
- Размер
- Глубина
Отбор речевых средств в описании соответствует коммуникативной задачи. Художественное описание подчинено логике передачи отношения, чувства, которые испытывает автор к описываемому объекту. А в другом случае – выражению какой-то идеи.
Лекция 3 (29.02.2012)
Повествование
Структура повествования:
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Спад действия
Развязка
Формы повествование принимает разные.
- Изобразительное повествование
Цель: рассказать о событии как последовательно протекающих действиях, однако здесь важно место, время и условие протекания.
Взаимодействие людей, их взаимоотношения в центре внимания. Глаголы здесь не просто называют действие, они передают внутреннее состояние.
- Информационное повествование
Строится на основе фактических обстоятельств дела. Развитие действия происходит из совершенно реальной опасности.
Смотреть здесь: http://www.licey.net/russian/culture/7_5
Развитие действия осуществляется на основе реальных противоречивых обстоятельств. Обстоятельства времени и образа действия.
Итог:
В повествование важно умение отбирать детали повествования и нужные фрагменты события.
Глаголы очень важны. Важно владеть арсеналом средств выражения времени. Временными единицами передается темпоритм. Имена сущ., нар., союзы, предлоги, придаточные времени.
Рассуждение
Основа – логическое мышление
Рассуждение – форма речи, построенная на обосновании какой-то идеи.
Высказывается идея, как некоторое предположение. Затем идею обосновывают, приведением доказательств. В случае успешного доказательства делают вывод – заключение.
Стратегия доказательства:
- Умение предъявить идею
- Подбор аргументов. Они бывают фактологическими (научные,) и эмоциональными
- Результаты наблюдения (разные позиции)
Аргумент к авторитету
Аргумент к возрасту
Аргументация должна ориентироваться на сопротивляющегося адресата. Усилена модальностью экспрессии высказывания. Модальностью, твердой убежденностью в правоте своей позиции.
- Отражение причинно-следственных связей
- Традиционная композиция:
1) Основное положение, мысль, идея
2) Объяснительная или доказательная часть
3) Заключительная часть (подтверждение основного тезиса)
- Разновидности:
1) Математическое доказательство
2) Поэтическое доказательство
3) Публицистическое доказательство
В построение рассуждения играют роль:
- Предъявление идеи
- Предъявление аргументов
- Указание на связи
Идея:
Это всегда оценочное суждение, содержательно его можно представить формулой: идея = предмет речи + его оценка
Оценочный тезис может быть как положительным, так и отрицательным.
Может быть представлена другими словами. Оценка проакцентированна антонимами.
В публицистической речи выражает отношение (коричневый, зеленый)
Эпитеты как правило выражаются именами прилагательными, реже наречиями.
Эпитет – средство выражения отношения. Эпитеты в качестве наречия выражают характер действия.
У метафоры нет указателей на процесс сравнения, в отличие от сравнения.
Олицетворение – на характер переноса указывает корень этого термина. Лиц – лицо. Суть – неодушевленным приписываются свойства лица.
В описании объектом становится форма, цвет, размер. В средствах тоже размер – гипербола и литота.
Отвлеченное понятие в конкретном художественном образе.
Символ - один из самых сложных тропов.
Есть средства индивидуальные и есть стандартные.
Ирония – феномен смеховой культуры. Это троп, основанный на употреблении слова в смысле, противоположном буквальному.
Парадокс – неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод.
«Век живи, век учись. И ты, подобно мудрецу, сможешь сказать, что ты ничего не знаешь».
Есть тропы, построены на сравнение. А есть метонимические тропы.
Сенекдоха – разновидность метонимии – перенос с части на целое.
Перифраза – замена однословного названия описательным оборотом.
Царь зверей. Белокаменная.
Техника.
4. Следует учитывать положительную или отрицательную заряженность
5. Тропы должны соответствовать закономерностям употребления языка в речи.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!