Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепции ненасилия в современной социальной философии



Социальная динамика не может быть бесконфликтной, непротиворечивой, так как преодоление противоречий составляет внутренний импульс, источник изменений, которые происходят как в природе, так и в обществе. В отличие от природы социальные противоречия возникают и реализуются в деятельности социальных субъектов, имеющих различные экономические, национальные, религиозные интересы, которые не соответствуют, не согласуются между собой. В этом смысле идеальное, бесконфликтное общество, где существует гармония между социальными группами и слоями - скорее утопия, чем реальная возможность.

Однако социальные противоречия, понимаемые как взаимодействие противоположных сторон, разнообразны по видам и способам преодоления. Социальное противоречие может означать «борьбу противоположностей» в полном смысле этого слова, т.е. иметь конфликтную, бескомпромиссную форму, как это имеет место в ходе революций, войн, вооруженных восстаний, террористических актах. Преодоление противостояния здесь происходит посредством уничтожения, подавления одной из противоположностей. Конфликтующие стороны используют прямое насилие, принуждение, обман как средства достижения своих целей.

Социальный конфликт – один из видов противостояния групп людей или отдельных индивидов, борющихся за реализацию собственных интересов. По своему содержанию социальный конфликт противоположен таким формам разрешения противоречий, как сотрудничество, содействие, нейтралитет, социальное согласие и порядок, которые ориентированы на ненасильственные методы решения общественных проблем.

При объяснении природы и причин социальных противоречий существуют два подхода: ресурсный, который выделяет в качестве определяющих  материальные компоненты (собственность, богатство, власть, обеспечивающие доступ к материальным ресурсам) и ценностный, который настаивает на решающей роли идеологических, нравственных, религиозных ценностей. В реальной ситуации ресурсные и ценностные мотивы деятельности, как правило, присутствуют совместно и переплетаются (2, С. 504).

Среди авторов, изучавших причины социальных противоречий, можно выделить К. Маркса, который исследовал экономические отношения буржуазного общества и считал, что источник социальных конфликтов – в частной собственности и несоответствии производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. П. Сорокин усматривал главную причину конфликтов в неудовлетворенных и рационально неосмысленных «базовых потребностях», а М. Вебер связывал конфликты с проблемой власти, отношениями господства-подчинения.

Для западного общества XIX – XX вв. был характерен классовый конфликт между капиталистами и рабочими. После Второй мировой войны социальная жизнь стала более гибкой и сложноорганизованной. Экономическое положение рабочего класса значительно улучшилось, а буржуазные идеологи разработали целую систему средств для снятия социальной напряженности. С этой целью используется парламентская демократия, судебные инстанции, различные комиссии, средства массовой информации. Некоторые конфликтные ситуации предотвращаются на основе принципов законности, признания интересов различных групп (этнических, демографических), другие – изощренно маскируются посредством идеологического и психологического воздействия на общество.

Разработаны различные методы и формы разрешения социальных конфликтов: «избегание», откладывание разрешения конфликта; сближение противоборствующих сторон через посредника; третейское разбирательство, или арбитраж, переговоры конфликтующих сторон и т. д. (2, С. 504-505).

В современном обществе социальные конфликты нередко пытаются разрешить насилием (насаждение «демократии» США в Ираке, Афганистане, война Израиля против Ливана) и угрозой применения силы (США против Ирана)), что, как правило, приводит не к устранению, а еще большему обострению противоречий. Социальное насилие распространилось на многие, если не все сферы общественной жизни, в том числе межличностные отношения.

Еще древние индийцы понимали, что «никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью», насилие и агрессия вызывают соответствующую ответную реакцию. Только «отсутствие ненависти», компромисс, диалог, сотрудничество могут привести к разрешению социальных конфликтов.

Конечно, современные люди не готовы отвечать добром на зло и насилие оправдано в случае сопротивления агрессору, угрозе жизни и благосостоянию человека. Но, в конечном счете, оно имеет деструктивный характер, приводит к деморализации общества, отказу от демократических форм правления, деградации человека. В современной социальной философии все более широкое распространение имеет концепция ненасилия, которая, к сожалению, игнорируется многими политиками и слабо реализуется в системе общественных отношений.

Концепция ненасилия представляет оппозицию насилию в любых его формах: она суть, идея, образ жизни и соответствующий тип умонастроения. В основе концепции ненасилия – особое отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, соучастие, сочувствие. В той или иной мере концепции ненасилия предлагаются всеми религиями мира, другое дело, что они почти никогда не реализуются в общественной жизни или разделяются ограниченным кругом сторонников.

Л. Н. Толстой в своих произведениях развивал идею непротивления злу насилием. М. Ганди положил идею ненасилия в основу этического учения. По его мнению, в основе общественных отношений должно лежать убеждение, честность, прощение вместо кары.

М. Л. Кинг разработал шесть принципов ненасилия:

1 в борьбе нельзя унижать противника;

2 ненасилием боремся со злом, а не с теми, кто его совершил;

3 вставший на путь ненасилия не отвечает ударом на удар и готов принять страдание;

4 духовное насилие также недопустимо, как и физическое;

5 справедливость – одна из вселенских начал;

6 содействуя справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной (2, С. 506).

Концепции ненасилия представлены в философии диалога М. Бубера и  М. Бахтина, в этике благоговения перед жизнью А. Швейцера, в программе коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса и др.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!