Уильям Вордсворт. Прелюдия (отрывок)



Дофрейдовский «психоанализ» – сборка цитат

Видео-иллюстрация на тему

Mumford & Sons - Lover Of The Light (Official Music Video)

https://youtu.be/nMJUbZrNnA8

 

«Почти трюизмом является утверждение, что романтизм «предвосхищает» идеи психоанализа».

Редакционный отзыв к книге: Джоэл Фэйфлек. Романтический психоанализ: бремя тайны. 2009

Romantic Psychoanalysis: The Burden of the Mystery. by Joel Faflak. 2009. Editorial Reviews (Карен Суонн, Williams College. Этот текст относится к изданию в твердом переплете)

https://www.amazon.com/Romantic-Psychoanalysis-Mystery-Joel-Faflak-ebook/dp/B00CRDV9OY

 

«В «Кратком очерке психоанализа» (1924) Фрейд намекал на романтизм как элемент предыстории психоанализа».

Международный словарь психоанализа. Статья «Немецкий романтизм и психоанализ»

International Dictionary of Psychoanalysis. German Romanticism and Psychoanalysis (by Madeleine and Henri Vermorel)

https://www.encyclopedia.com/psychology/dictionaries-thesauruses-pictures-and-press-releases/german-romanticism-and-psychoanalysis

 

«Строго говоря, Зигмунд Фрейд и не претендовал на приоритет в открытии бессознательного. На юбилейном заседании, посвященном его 70-летию, в ответ на восторженные речи своих почитателей он заметил: «Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено».

Лайонел Триллинг. Либеральное воображение: эссе о литературе и обществе. 1950

Lionel Trilling, The Liberal Imagination: essays on literature and society, New York, 1950, p. 34.

https://vikent.ru/author/107/

 

«Фраза Фрейда «ребенок – отец взрослого» стала фундаментальной для понимания теоретической концепции психоанализа, она очень лаконично и в тоже время глубоко отображает суть психоаналитической парадигмы».

Татьяна Декало. Ребенок – отец взрослого. 2016

http://www.psy4you.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=57:ребенок-отец-взрослого&catid=12&Itemid=176

 

«Психоанализ был вынужден вывести психическую жизнь взрослых из психической жизни детей и серьезно отнестись к старой поговорке, что ребенок – отец взрослого человека».

Зигмунд Фрейд. Интерес к психоанализу. 1913. S. Freud. The claims of psycho-analysis to scientific interest. 1913

https://oapw.files.wordpress.com/2018/02/claimsofpsysciint.pdf

 

Википедия: «Ребенок – отец взрослого человека» (Child is father of the Man) – идиома, восходящая к стихотворению Уильяма Вордсворта «My heart leaps up when I behold…». («Радуга»).

https://en.wikipedia.org/wiki/Child_Is_Father_of_the_Man

 

«Центральное положение психоанализа о развитии... резюмируется строкой из Вордсворта».

Александер Фриер. «Забытая отрада» Вордсворта. 2020

Alexander Freer. Wordsworth's Unremembered Pleasure. 2020

https://ur.nl1lib.org/book/19144648/3560c6 (скачивание)

 

«Книга Джонатана Бэйта «Радикальный Вордсворт» – не первая, в которой Вордсворт рассматривается как предшественник Фрейда».

Брэд Лейтхаузер. 250-летие Вордсворта: «Какое-то иное существо». Уолл-Стрит Джорнел, 17 июля 2020 г.

Wordsworth at 250: ‘Some Other Being’. By Brad Leithauser. Wall Street Journal, July 17, 2020

https://www.wsj.com/articles/wordsworth-at-250-some-other-being-11594997335

 

Отрывок из:

Патрик Хаттон. Уильям Вордсворт и Зигмунд Фрейд: поиск исторического «я»

В кн.: Хаттон, Патрик. История как искусство памяти [Текст] / П. Хаттон; Пер. с англ. В.Ю. Быстров. – СПб. : Университет : Владимир Даль, 2003. – 423 с. – Б. ц.

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hatt/03.php

 «Я хотел бы увековечить дух прошлого, чтобы воскресить его в будущем»,— говорит Вордсворт о своих «местах во времени».41 И в этом желании он поневоле (? – Авт. сборки) преуспел. Немногие в девятнадцатом столетии пытались подражать его поэтическому стилю. Но все признавали его концепцию автобиографии как реконструкции истории жизни через поиск памятью своего «Я» и первых импульсов его воображения. Вордсворт установил границы жанра автобиографии как современного искусства памяти. Он наметил новый путь мышления о смысле памяти, который Зигмунд Фрейд превратил в науку психоанализа. (...)

Фрейд представлял исследование деятельности психики как новый рубеж развития науки. Но психоанализ, при всей оригинальности его парадигмы изучения психики и эффективности лечения страждущих душ был, в сущности, техникой восстановления утраченных воспоминаний. (...)

Существуют далеко идущие аналогии между концепциями памяти у Фрейда и Вордсворта. Самыми разными способами Фрейд сообщает техникам интроспекции, использовавшимся поэтами начала девятнадцатого века, авторитет науки конца того же столетия.47 Вместе с Вордсвортом он придерживался мнения, что, существует глубинная бессознательная структура психики, формирующая деятельность сознания. То, что Фрейд называл бессознательным, еще раньше Вордсворт назвал природой. Но как бы они не определяли свои термины, оба представляют движущую силу психики в качестве взаимодействия между скрытой структурой, служившей источником человеческой энергии и воображения, и структурой видимой, обнаруживающей только вторичные способности интеллекта и изобретательности. Оба полагают, что память образует существенную связь между этими областями психики, и оба разрабатывают особую технику, усиливающую эту возможность памяти. Оба представляют память как терапевтическую способность восстанавливать разорванные связи между этими областями психики. Наконец, они оба осознают воздействие исторического разума на использование памяти и оба возлагают на разум задачу реконструкции истории жизни. В этом отношении они оба принимают историческую точку зрения на память, отделяя сознательную задачу воспоминания от бессознательной работы повторения.

При всех сходствах в том, как они описывали структуру психики и подходили к задаче интроспекции, они работали в очень разных культурных условиях и, следовательно, смотрели на жизнь, на ее смысл и возможности также по-разному... Вордсворт представлял себе условия человеческого существования с оптимизмом романтика. Фрейд, напротив, смотрел на жизнь с более мрачной точки зрения. (...) Романтик мог открыто заниматься поисками счастья. Но в среде позитивистской науки конца девятнадцатого века, в которой Фрейд практиковал свое ремесло, полет воображения расценивался как опасная иллюзия. Фрейд был типичным ученым-позитивистом, полагавшим, что стремление к счастью – это самая опасная иллюзия. По его мнению, жизненные стремления ничем не завершаются. Мудрее тот, кто стремится смягчить страдания, так как борьба за жизнь не прекращается.50 Здесь Фрейд прославляет силу разума как инструмент критического самоанализа. Растущее самосознание может увеличить способность справляться с жизненными проблемами более смело и эффективно. Строгий самоанализ обеспечивает ясность и силу ума, необходимые для того, чтобы встретить во всеоружии любой жизненный вызов и вынести любое страдание.51

Этот стоический взгляд на человеческую жизнь стал главной ориентацией психологии Фрейда: потребность смело смотреть в лицо реальности, опираясь на рациональный самоанализ. Такой вызов нелегко выдержать. Фрейд полагал, что человеческая психика постоянно склоняется к бегству от реальности, а, поддавшись такому искушению, создает защитные механизмы с целью избежать осознания трудностей, неизбежно вслед за этим бегством наступающих. Сновидения, мифы и воспоминания, бывшие для романтиков выражением глубочайших психологических истин, служили Фрейду только симптомами неразрешенных конфликтов внутри бессознательного. Это были иллюзии, подвергаемые клиническому анализу с целью раскрыть связанные с ними психические расстройства, а не реальность, с которой кому-то хотелось бы слиться. Задача заключалась в том, чтобы рассмотреть их с критической точки зрения. Для Фрейда, следовательно, проблема психической деятельности является главной проблемой психопатологии. С его точки зрения психическая жизнь изначально порочна, так как сознательная и бессознательная области психики работают в противоположном друг другу направлении. Сознание слишком часто затуманено иллюзиями. Только бессознательное постигает реальность без искажений, даже если его движущие силы скрыты от наблюдения.52

Фрейд стремится также подчеркнуть определяющее влияние бессознательного на психическую жизнь. Он характеризует психику как арену вечного конфликта между инстинктивными импульсами, требующими выражения (Ид), и не менее настойчивыми требованиями сознания (СуперЭго) их подавить. Сознание (Эго) является в этом конфликте посредником, стремящимся найти сочетание уступчивости и принудительности, которое и определяет личную идентичность.53 Даже самое здоровое Эго, учит Фрейд, с трудом справляется только с некоторыми из таких конфликтов, и самая обыкновенная история жизни является повестью о непрекращающемся психологическом кризисе... (...) Точка зрения Фрейда состояла в том, что воспоминания, какой бы точной записью прошлого они не казались, всегда изменяются ко времени их сознательного выражения. Воспоминания согласуются с конфликтами внутри бессознательного. Они должны быть прочитаны не номинально, а скорее как знаки этих скрытых конфликтов. Пусть, утверждает Фрейд, каждый поймет, что воспоминания, появившиеся на поверхности сознания, наполнены искажениями подобного рода».

 

«Пока критика опирается на «травму» и ее объяснительную логику, она будет игнорировать настойчивость Вордсворта относительно важности «забытой радости» – и, что особенно важно, утраченной «детской» радости. Как заметил Джон Форрестер, «психоаналитики… выискивают плохой опыт в воспоминаниях о детстве… (но) если вы ищете плохой детский опыт, потому что в глубине души у вас есть идеал невинного детства, который можно восстановить, вы движетесь в направлении, противоположном психоанализу».³⁵

³⁵ Джон Форрестер. Донесения с фрейдистских войн: психоанализ и его страсти. (Кембридж: Гарвардский университет, 1997), 240.

John Forrester, Dispatches from the Freud Wars: Psychoanalysis and Its Passions. (Cambridge: Harvard UP, 1997), 240.

Александер Фриер. «Забытая отрада» Вордсворта. 2020

Alexander Freer. Wordsworth's Unremembered Pleasure. 2020 https://ur.nl1lib.org/book/19144648/3560c6 (скачивание)

 

«В том смысле, что детский опыт определяет переживания взрослого человека, З. Фрейд говорит, что ребенок – отец взрослого. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений. (...) Данная фаза привлекала наибольшее внимание З.Фрейда, поскольку он считал ее самой важной в развитии невроза».

Л.Ф. Бурлачук, И.А. Грабская, А.С. Кочарян. Основы психотерапии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика». 1999

https://mybiblioteka.su/tom3/1-50510.html

 

«Концепция «мест во времени» тесно связана с терапевтическими целями, к которым стремился Вордсворт на пути самопознания. Как он объяснял, обращение в памяти к местам во времени «обновляет душу».

Патрик Хаттон. Уильям Вордсворт и Зигмунд Фрейд: поиск исторического «я»

В кн.: Хаттон, Патрик. История как искусство памяти [Текст] / П. Хаттон; Пер. с англ. В.Ю. Быстров. – СПб.: Университет: Владимир Даль, 2003 https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hatt/03.php

 

Уильям Вордсворт. Прелюдия (отрывок)

 

Есть времени места – и в каждой жизни

Они – живительных источник сил;

Туда от суесловья и лукавства,

Иль от того, что более гнетет,

Порой невыносимо, от никчемных

Занятий и рутины, мы спешим,

Чтобы незримо возродиться, чтобы

Дух радости, входя в нас, помогал

Достигшим высоты, подняться выше,

Упавшим – встать...

Мгновения такие мы находим

Повсюду – с детства самого они

Знакомы нам, и там, я полагаю, –

Всего видней.

...

Средь шума и тревог я ощущал

Вдруг чувства новые – святой покой

И тишину – и словно сознавал

Свое родство со всем, что на земле

Живет и дышит, и внезапно вещи

По-новому мне открывались, будто

Спешили донести простую весть

О том, что жизнь и радость суть одно.

 

Отрывок из:


Дата добавления: 2022-07-01; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!