Постсоветский контекст и возвращение к авангарду



Собрание эссе о ключевых произведениях белорусского современного искусства

26.01.2016

Ольга Шпарага

Алесь Пушкин: акция «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”», 1999

ZBOR #10

Ольга Шпарага анализирует культовую художественно-политическую акцию Алеся Пушкина «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”» 1999 года.

 


Алесь Пушкин
, акция «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”», 1999
© – фото: IREX/ProMedia

Анкета произведения:

Автор: Алесь Пушкин

Название акции: «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”»

Дата создания произведения: 21 июля 1999 года

Инвентарь, используемый в акции: выкрашенная в ярко-красный цвет тачка, рубашка с вышивкой, венок из васильков, навоз, государственный флаг Республики Беларусь, изображение государственного флага и герба образца 1996 г., купюры в 1 млн бел. рублей, игрушечные наручники, вилы, предвыборный плакат «Александр Лукашенко с народом» и самодельный плакат с надписью на белорусском «За пятилетний плодотворный труд!»

Выставки, на которой была представлена документация акции:
2015,
«ZBOR. Конструируя архив», галерея «Арсенал», Белосток, Польша
2014, «Минск: ре-конструкция», ЦЕХ, Минск, Беларусь

Ключевые публикации, в которых упоминается акция:
2002, Алесь Пушкин, «У свободного художника проблемы с властью будут всегда», разговор Михася Скоблы с художником, Радио «Свобода», Минск, Беларусь
Юрий Борисевич, «Львиное сердце»

 

Отложенное будущее, или Несбывшееся прошлое Алеся Пушкина

Мои перформансы – это и красиво, и действенно.
Они доказывают, что и один в поле воин.

Алесь Пушкин

В этом тексте речь главным образом пойдёт об одной работе, которая чаще всего ассоциируется с современным (критическим) белорусским искусством 1990–2000 гг. Я имею в виду перформанс Алеся Пушкина «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”».

Чтобы совершить этот перформанс, 21 июля 1999 года Алесь Пушкин, одетый в праздничную белую рубашку, подъехал на такси к главному входу Национального академического театра им. Я. Купалы [1], выгрузил из багажника тележку, навоз и вилы и, надев на голову венок из васильков, в сопровождении восьми журналистов с видеокамерами [2] двинулся с нагруженной навозом тележкой к площадке возле I подъезда резиденции Президента Республики Беларусь.

 

Алесь Пушкин, акция «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”», 1999
© – фото: IREX/ProMedia

 

В 12 часов Пушкин был на месте, около подъезда. Он вывалил навоз на тротуар и пригвоздил к нему вилами плакаты с изображением президента Беларуси Александра Лукашенко и надписью «За пятилетний плодотворный труд!». Около 12:15 художник был задержан ОМОНом, его отвели в опорный пункт напротив Национального художественного музея, где продержали до 23:55, после чего позволили уехать на электричке в родную деревню Бобр.

В этот же день, как следует из обвинительного заключения №913299, на Алеся Пушкина было заведено уголовное дело, а через три месяца состоялся суд и художник был приговорён к двум годам тюремного заключения с отсрочкой приговора на два года [3]. Основанием для вынесения приговора стал тот факт, что перформанс «с политическим подтекстом», как определил его приглашённый на суд эксперт в области искусства, был квалифицирован как«злостное хулиганство […], отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом».

 

О системе координат

Нельзя сказать, что политический арт-перформанс отмечен длительностью пребывания в истории искусства: само понятие «перформативное действие» восходит к теориям языка 50-х гг. прошлого века, а в область искусства перекочёвывает лишь в 1970-х [4]. Однако, вне всякого сомнения, он имеет длительную культурную предысторию. Сделать такой вывод позволяет определение арт-перформанса теоретиком современного искусства Мишкой Шуваковичем как «повседневного представления, автор концепции которого сам её и реализует» [5]. В таком случае к предтечам политического арт-перформанса можно смело отнести древнегреческого философа Диогена Синопского, который при свете дня с фонарём в руках разыскивал человека и подвергал сомнению существующие социальные иерархии в беседах с Александром Македонским.

Политическое измерение арт-перформанса связано и с таким периодом его предыстории, как авангардные практики 20-х гг. XX века. Однако нас интересуют именно 1990-е, когда, согласно Мари-Луис Ангерер, в демократических странах произошли существенные трансформации представлений о теле. Во многом они стали возможными благодаря теории doing gender Джудит Батлер, в соответствии с которой в перформансе тело наделяется самостоятельным статусом, предшествующим целеполагающим действиям того или иного человека, по аналогии с тем, как социально-культурный порядок с его нормами предшествует оформлению того или иного гендера [6].

В 1990-е годы окончательно разрушается модернистская парадигма одинокого и самодостаточного гения в искусстве и возникает пространство для новых способов оформления арт-стратегий, в том числе политических. Критика социальных иерархий (включая гендерные), обусловленных несправедливым распределением власти в обществе, становится отныне неустранимой составляющей этих стратегий, дополненной также задачей поиска новых форм горизонтального взаимодействия и коллективных действий, благодаря которым эти иерархии можно было бы трансформировать. Интересующий нас перформанс – «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”» – позволяет увидеть как своеобразие белорусского контекста (артистического и не только), так и возможные точки его наложения на множество других контекстов и порождаемых ими смыслов.

 

Авторитарная Беларусь

Контекст перформанса Алеся Пушкина определяют политические события новейшей истории Беларуси, а именно истечение 20 июля 1999 года, согласно Конституции Республики Беларусь 1994 г., первого президентского срока Александра Лукашенко. Именно поэтому на 21 июля Алесь Пушкин и запланировал свою акцию.

Изначально формат акции должен был быть более агрессивным: с громкой музыкой, пожаром, взрывом баллона с бензином. Однако победила «мирная» версия, главными атрибутами в которой стали выкрашенная в ярко-красный цвет тачка, рубашка с вышивкой и венок из васильков на голове художника. Разрушали идиллию выгруженный на тачку навоз вместе с государственным флагом, изображением государственного флага и герба, обновлённой в 1996 г. Конституцией, купюрами в 1 млн бел. рублей (превратившийся в результате деноминации 2000 г. в 1000 бел. рублей) и игрушечными наручниками, а также вилы, которыми художник пригвоздил к навозу предвыборный плакат «Александр Лукашенко с народом» и самодельный плакат с надписью на белорусском «За пятилетний плодотворный труд!».

 


Алесь Пушкин, акция «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”», 1999
© – фото: IREX/ProMedia

 

Смысл этого «подарка» Алесь интерпретировал так: «Ярко-красная тачка, навоз, навязанная им атрибутика – вот его вклад в историю. А мог бы быть как Всеслав Чародей…» [7].

Красно-зелёный флаг и герб, отсылающие к истории БССР, стали символами правления Лукашенко: в ходе референдума 1995 года он заменил ими бело-красно-белый флаг и герб «Погоня», которые выполняли роль государственных символов с 1991 и отсылали к другим вехам государственности современной Беларуси, прежде всего к истории ВКЛ и БНР. И хотя сам Лукашенко публично клеймил эти символы как связанные с нацистской оккупацией БССР (когда они были разрешены к использованию и использовались некоторыми белорусскими коллаборационистскими организациями [8]), отказ от них был в первую очередь связан со значимостью советского периода истории и советских социальных практик для идеологического и структурного усиления его собственной власти. Следующий, инициированный Лукашенко референдум 1996 года стал также новой точкой отсчёта его президентского срока, который теперь должен был завершиться не в 1999, а в 2001 году, с чем не были согласны оппозиционные политики (в то время ещё представленные в структурах власти) и солидарные с ними граждане [9].

Именно поэтому последующие годы в Беларуси были отмечены регулярными митингами, задержаниями, судебными процессами и арестами представителей политических партий и гражданского общества в целом. В качестве реакции на одно из таких событий – задержание съёмочной группы ОРТ (Павла Шеремета, Дмитрия Завадского и Ярослава Овчинникова) – в апреле 1997 года в Минске была организована акция, получившая название «Марш в тюремных робах». Её организаторы, 12 или 13 журналистов, были одеты в импровизированные полосатые рубахи и брюки и несли в руках решётку и таблички с надписями: I’m a journalist, «Я – “нячэсны” журналіст», «Я плохо говорил о нашем президенте» и др. Участники акции, к которой в итоге подключились около 100 журналистов, прошлись по городу и провели митинг на площади Бангалор. Возглавлял колонну драматург и журналист Николай Халезин, основавший в 2005 году в Беларуси «Свободный театр», а во время митинга поэт Славомир Адамович, отсидевший до этого в тюрьме 10 месяцев за публикацию стихотворения «Убей президента», иголкой с ниткой зашил себе рот [10].

Эту акцию Алесь Пушкин называет важнейшей предпосылкой своего перформанса. По его мнению, так журналисты выразили своё несогласие с узурпацией власти Лукашенко – теперь очередь была за артистическим сообществом.

 


Алесь Пушкин, акция «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”», 1999
© фото: IREX/ProMedia

 

А последнему было в чём обвинить Лукашенко: именно во второй половине 90-х был закрыт целый ряд галерей, в том числе центральная для современного искусства Беларуси того времени галерея « Шестая линия » (в 1998). Кроме того, взлетела стоимость аренды мастерских. Среди закрытых галерей была и галерея самого Пушкина – « У Пушкина » в Витебске. Художник лишился и своей временной мастерской, поэтому в ситуации отсутствия средств к существованию (власти не позволяли ему проводить выставки и акции где бы то ни было) был вынужден в 1997 году вернуться в свой родной посёлок Бобр. В связи с этим в перформансе «Подарок президенту» Пушкин выражал не только свой индивидуальный протест против нелегитимного политического режима, но и позиционировал свою акцию как голос всей«национально сознательной интеллигенции» Беларуси.

 

Постсоветский контекст и возвращение к авангарду

Однако политическая интенция перформанса Алеся Пушкина была обусловленане только солидарностью с журналистским цехом и стремлением высказаться от лица всей «национально сознательной интеллигенции»Беларуси. Вторая важная предпосылка акции – связь и одновременно размежевание с традициями художественного авангарда. Обращение к авангарду стало одной из ключевых черт, характеризующих неофициальное искусство в Беларуси конца1980-х. Речь идёт в первую очередь о деятельности тандема художников Людмилы Русовой и Игоря Кашкуревича, а ещё точнее – об их проекте «Воскрешение Малевича», который они реализовалив Витебске в 1988 г. и в Минске в 1989 г. [11]. С Русовой и Кашкуревичем Пушкина объединяло само искусство перформанса. Однако он хотел наполнить его новым содержанием. Если от Казимира Малевича белорусскому художественному сообществу достался концептуализм, «адресатом» которого выступали сами же художники, то теперь, по мнению Пушкина, задача заключалась в том, чтобы придать арт-перформансу более широкий размах – и для этого необходимо было превратить его в политический, то есть обращённый к вопросу об условиях возможности того или иного социального и властного порядка. Тем самым Алесь Пушкин наметил новый горизонт современного белорусского искусства (который, однако, во многом и сегодня продолжает относиться к сфере задач, а не реальности), и это позволило выйти за пределы нонконформизма 1980-х и устремиться к так и не наступившему настоящему политического искусства в Беларуси.

 

Видеодокументация акции Алеся Пушкина «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”»
©
видео основано на личных архивах художника, новостной передаче телеканала ОРТ (Первый канал) и передачи «Намедни» телекомпании НТВ, 1999:

 

Связь с традициями авангарда необходима была художнику и для того, чтобы подчеркнуть артистический, театральный характер своей акции. В то же время Пушкин видел её как национальную или даже народную по форме, а также содержащую в себе элемент мистики вуду, с помощью которой он бросал вызов своим политическим оппонентам. Однако целью перформанса было не устрашение и не угроза, ибо, как не устает повторять художник в своих интервью,«почерк белорусской оппозиции – не кровь, не война, а борьба вот такими высокохудожественными акциями» [12]. Задача этих акций в том, чтобы показать, что искусство и художники способны изменять мир, а главное чаяние Пушкина связано с возможностью эволюции Лукашенко под воздействием его перформансов.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!