Заключение. Христология свт. Льва



Свт. Лев учит, что во Христе при единстве лица есть два естества, каждое из которых обладает своим природным действованием и всей полнотой естественных свойств. При этом Его божественное лицо, восприняв человеческую природу, сделалось одновременно и лицом человеческим; один Христос есть и Бог, и человек: «Удивительное Рождество от Святой Девы произвело на свет одно лицо, истинно человеческое и истинно Божественное (vere humanam vereque divinam unam personam), ибо обе субстанции (utraque substantia) сохраняли свои свойства не так, чтобы между ними могло возникнуть различие лиц; и тварь была не так воспринята в общность со своим Создателем, чтобы Он был обитателем, а она — обиталищем; но так, что природы сплелись друг с другом. И хотя воспринятая природа — одна, а воспринявшая — другая, тем не менее, разность их сошлась в такое единство, что Сын остается Одним и Тем же»[28].

Свт. Лев не разделяет двухсубъектной христологии Нестория. Он развернуто и ясно проповедует communicatio idiomatum, именует Пресвятую Деву Богородицей, использует «теопасхитские» выражения. Substantia и forma в его богословском языке обозначают природу, а не ипостась (не субъекта). Нестория он осуждает как однозначного еретика, а творения свт. Кирилла рассылает своим корреспондентам как эталон ортодоксии.

«И исповедующие, что то же самое единородное Слово, которое родилось от Бога Отца, родилось по плоти и от Жены, и что св. Дева есть Богородица, и лицо Христа одно, и не два Сына и не два Христа, а один только, – каким образом могут считаться согласными с Несторием?»[29] — так вопрошал свт. Кирилл Александрийский. Вне всякого сомнения, наши оппоненты могут предлагать иные критерии ортодоксии, отличные от собственных понятий свт. Кирилла и от объективно различимых отличий его богословия от ереси Нестория. Можно видеть специфику несторианства не в том, в чем ее усматривал величайший борец с этой ересью. Однако все это будет произвольным и спекулятивным богословствованием. Мы же присоединимся к вопрошанию святителя: как можно счесть учащего так, как учил свт. Лев, единомышленником Нестория?


[1] Макян С. В. Халкидон и несторианство: диофизитская конфетка в миафизитской обертке. Тайм-код: 1:40:20

[2] Минея. 16 июля. Память святых Вселенских шести Соборов. Канон 2-й святых Отцев на утрени. Песнь 5. Троп. 3.

[3] Photius. Bibliotheca. Cod. 225 // Ibid. P. 103-108.

[4] Лев Великий, свт. Окружное послание к Флавиану, архиепископу Константинопольскому // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. 3. С. 219

[5] Leo Magnus. Sermo 64: De Passione Domini tredecima, 4 // PL. 54. Col. 360

[6] Leo Magnus. Sermo 69: De Passione Domini duodevicesima, 3 // PL. 54. Col. 377

[7] У св. папы Льва в тексте стоит греческое слово греческими буквами.

[8] Leo Magnus. Sermo 30: In Nativitate Domini decima, 6 // PL. 54. Col. 233-234​

[9] Амвросий Медиоланский, свт. О тайне Господнего Воплощения, 49 // Собрание творений. М., 2015. Т. 5. С. 463

[10] Августин Блаженный, свт. О Троице, 7.4.7-8. Краснодар, 2004. С. 172, 176

[11] Григорий Богослов, свт. Слово 21: Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому, 35 // Творения. СПб., 1912. C. 326

[12] Leo Magnus. Epistola 28: Tomus ad Flavianum. 4 // PL. 54. Col. 505

[13] Leo Magnus. Epistola 28: Tomus ad Flavianum. 4 // PL. 54. Col. 504

[14] Leo Magnus. Sermo 21: In Nativitate Domini prima. 1 // PL. 54. Col. 191

[15] Leo Magnus. Sermo 21: In Nativitate Domini prima. 2 // PL. 54. Col. 192

[16] Leo Magnus. Sermo 52: De Passione Domini prima. 2 // PL. 54. Col. 314

[17] Leo Magnus. Sermo 69: De Passione Domini duodevicesima, 3 // PL. 54. Col. 377

[18] Кирилл Александрийский, свт. Книга Сокровищ о Святой и Единосущной Троице, 24. СПб.; Краснодар, 2014. С. 232

[19] Leo Magnus. Sermo 21: In Nativitatem I, 1 // PL. 54. Col. 191

[20] Leo Magnus. Epistula 165: Leoni Augusto, 2 // PL. 54. Col. 1156-1157

[21] Leo Magnus. De Manichaeorum haeresi et historia, 7.3 // PL. 55. Col. 835

[22] Leo Magnus. Sermo 25: In Nativitatem V, 1 // PL. 54. Col. 208

[23] Leo Magnus. Epistula 28: Tomus ad Flavianum, 4-5 // PL. 54. Col. 769-771

[24] Nestorius. The Bazaar of Heracleides / Transl. G. R. Driver, L. Hodgson. Oxf., 1925. P. 379

[25] Цит. по: Заболотный Е. А. Был ли Несторий православным? (по поводу статей М. Анастоса и А. Де Аллё) // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2013. №35 (5). С. 34-35

[26] Leo Magnus. Epistula 165: Leoni Augusto. 2 // PL. 54. Col. 1156

[27] Leo Magnus. Epistula 67: Ravennio // PL. 54. Col. 886-887

[28] Leo Magnus. Sermo in Nativitatem. 3.1 // PL. 54. Col. 200

[29] Кирилл Александрийский, свт. Памятная записка пресвитеру Евлогию, находящемуся в Константинополе // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1892. Т. 2. С. 160


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!