Богословие единства лица Христова у свт. Льва



Как мы помним, наиболее значимым, с точки зрения свт. Кирилла Александрийского, признаком, отличающим православных от несториан, служило признание communicatio idiomatum — отнесения всех выражений, как сказываемых о Христе как о Боге, так и сказываемых о Нем как о человеке, к одному лицу воплощенного Логоса. Наиболее характерным «пробным камнем», о который и споткнулся Несторий, здесь является признание Девы Марии Богородицей (тем самым утверждается, что от девы по человечеству родился Сам Бог, а не просто «плоть, соединенная с Богом», как учили несториане), а также т. н. «теопасхитские выражения» — утверждение, что во плоти пострадал и умер Бог, а не просто «плоть» (как утверждают и ныне несторианствующие), на Кресте висел «Некто», а не «нечто», не просто плоть, а ипостась воплощенного Логоса. Каково же отношение свт. Льва к такого рода выражениям?

Римский святитель неоднократно именовал Пресвятую Деву Богородицей — Dei Genetrix по-латински:

«Ничто в это беспримерное Рождество не вошло от вожделения плоти, ничто не влилось от закона греха. Избирается Дева из колена царя Давида, Которая, восприняв Святой Плод, богочеловеческое потомство (divinam humanamque prolem) принимает сперва душою, а потом уже и телом. И чтобы (не ведая [тайну] высшего замысла столь необыкновенного дела) не оказалась Она объята страхом, из ангельской беседы узнает о том, что в Ней действовал Святой Дух. Поэтому не считает это потерей целомудрия Та, Которая скоро станет Богородицей (Dei Genitrix)»[19].

«Несторий веровал, что Блаженная Дева Мария — не Богородица ( Dei Genitrix), а всего лишь человекородица, так что учинял иное лицо плоти и иное Божества и не признавал одного Христа в Слове Божьем и плоти, но проповедовал отдельно и порознь иного Сына Божия и иного [сына] человеческого»[20].

«Итак, Мани не веровал, что Единородный Сын Бога-Отца мог облачиться в истинную телесную плоть, пребывать во чреве женском; и уж тем более [не веровал он], что Мария была истинной Родительницей Самого Бога ( ipsius Dei Genitricem)»[21].

Точно так же он утверждал, что на Кресте ради нашего спасения пострадал Сам Бог по плоти:

«Сын Божий, Который с Отцом и Святым Духом не есть одно лицо, но обладает одной сущностью, возжелал стать общником нашего уничижения, одним из подверженных страданию, быть одним из смертных. [Тайна эта] столь священна и удивительна, что и мудрым мира сего не открылся бы замысел Божественного Совета (1Кор. 2:7), если бы истинный свет не рассеял мрака человеческого неведения»[22].

«По причине единства лица, которое должно разуметь по отношению к обоим естествам, и о Сыне человеческом читаем, что Он сшел с неба, хотя Сын Божий восприял плоть от Девы, от Которой родился. Также и о Сыне Божием говорится, что Он распят и погребен, хотя Он потерпел сие не самим Божеством, по которому Единородный совечен и единосущен Отцу, а немощию естества человеческого. Поэтому мы и в Символе исповедуем Единородного Сына Божия распятым и погребенным, согласно сказанному апостолом: “Если бы познали, то не распяли бы Господа славы” (1Кор. 2:8)»[23].

Итак, для свт. Льва лицо Христово едино, един и субъект всех выражений, сказываемых о Христе как приличным Божеству, так и приличным человечеству образом. Все то, с чем никак не мог согласиться Несторий и что содержательно (не просто терминологически!) отличало свт. Кирилла веру от веры оппонентов, прямо исповедуется свт. Львом.

Свт. Лев, свт. Кирилл и Несторий

Наконец следует сказать несколько слов о том, как свт. Лев относился собственно к главным действующим лицам полемики вокруг Третьего Вселенского Собора — к св. Кириллу и Несторию.

Действительно, сам Несторий отозвался с похвалой о богословии свт. Льва, однако связано это было с тем, что свт. Лев учил о двух естествах во Христе, а Несторий приветствовал любое подобное исповедание. Сравним его отзыв о Томосе св. Льва и о тех текстах свт. Кирилла, где тот признает в Спасителе различие природ:

Несторий о св. Льве Несторий о св. Кирилле
«Лев и вправду держался правой веры, хотя и без исследования и суда согласился с теми несправедливостями, которые были допущены против меня»[24] «Я похвалил тебя за то, что ты сказал. В своих речах ты провел различие между Божеством и человечеством и [объединил] их в союзе единого Лица; и [я похвалил тебя за то, что] ты сказал, что Бог Слово не нуждался во втором рождении, которое от Жены и что Божество не было подвержено страданиям. Ты сказал верно, и сии [слова] есть [слова того], кто прав в своем исповедании веры, и кто противостоит ложному учению всех ересей о природе Господа»[25]

 

Очевидно, что в действительности вера Нестория и вера свт. Кирилла фундаментально различны, однако Несторий находил возможность для того, чтобы похвалить (разумеется, с умыслом) и св. Кирилла. Сам же свт. Лев в своих оценках предельно категоричен. Несторий для него — еретик наравне с Евтихием:

«С небольшим лишь перерывом во времени кафолическая вера, единственная и истинная, к которой ничего нельзя прибавить и от которой ничего нельзя отнять, претерпела нападения от двух врагов, первым из коих был Несторий, а вторым Евтихий. Они хотели привнести в Церковь Божию две взаимно противоположные ереси, так что оба были по заслугам осуждены проповедниками истины, поскольку их учения — и то, и другое — были весьма безумны и богохульны, хотя ложь была и различна»[26].

Свт. Кирилл же — образец правой веры. Он пишет в послании Равеннию, еп. Арелатскому: «Мы отдельно поручаем твоему усердию, возлюбленный [брат], чтобы наше послание, которое мы направили на Восток для защиты веры, а также [сочинения] святой памяти Кирилла, которые совершенно согласны с нашим образом мысли, были известны всем братьям»[27].

В святоотеческий флорилегий при послании свт. Льва имп. Льву Ι входят две цитаты из «Схолии о воплощении Единородного» и целиком приводится содержательная часть Второго послания к Несторию свт. Кирилла Александрийского. Кажется излишним еще как-то доказывать особую значимость кирилловского богословия для свт. Льва.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!