Царские врата из храма Рождества Пресвятой Богородицы села Монастырщины. 50-60-е гг. XVI в. 1911 г.



    Султанов разработал проект иконостаса. Основанием для его составления стали рисунки царских врат «с сохранившимся тогда еще телом» алтарной преграды, изданные в 1854 г. художником Николаем Александровичем Мартыновым, а также древнерусские иконы. 31 марта 1885 г. возобновленный иконостас, изготовленный под руководством Султанова на фабрике Германа Кронфельда в Санкт-Петербурге, был представлен Александру III в доме графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, где располагался музей Общества древностей. Император выразил «полное одобрение исполнению всех работ» и согласился оплатить все расходы, «простирающиеся до 2395 руб. 70 коп.»[31] После этого иконостас доставили с обозом в Монастырщину.

    В 1884 г. настоящую церковь выстроили вчерне. Епархиальное начальство направило в Монастырщину архитектора Бочарникова для освидетельствования вновь построенного храма. В своем рапорте он отметил, что церковь сложена из кирпича среднего качества, в некоторых местах на связях имеются трещины. Общее же состояние здания он признал удовлетворительным[32].

   9 сентября 1885 г. Тульская духовная консистория утвердила состав строительной комиссии по сооружению храма. В нее вошли приходские священники Богоявленский (председатель) и Казанский, крестьяне села Монастырщины Иван Матвеевич Кынтиков и Антон Васильевич Зверинцев[33].

   В первую очередь действия комиссии были направлены на подготовку к освящению придельного иконостаса во имя Сергия Радонежского, пожертвованного императором. Решили провести его в торжественной обстановке. Благочинный, причт и староста объявили сбор пожертвований. На все «необходимые приспособления» для освящения придела собрали 277 руб. 17 коп. Почти половину из этой суммы составили поступления от частных лиц. Протоиерей Иван Леонтьевич Янышев пожертвовал 10 руб., тульский купец Иван Сергеевич Белобородов – 10 руб. и на такую же сумму мыла, губок и духов, тульская почетная гражданка Елизавета Трофимовна Трухина – 50 руб., прихожанин-дворянин Аркадий Иванович Кириллов – 25 руб., неизвестный, «пожелавший скрыть свое имя», - 25 руб., епифанский купец Михаил Константинович Расторгуев – 10 руб., епифанские купеческие братья Арсений и Ксенофонт Петровичи Оводовы – 3 руб., епифанский мещанин Филипп Николаевич Молчанов – 2 руб. Остальные деньги поступили от крестьянских обществ прихода[34].

    7 сентября, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы и 507-й годовщины Куликовской битвы, архиепископ Тульский и Белевский Никандр освятил придел Сергия Радонежского в торжественной обстановке при большом стечении народа. Алтарь занимал левый угол трапезного храма. Иконостас имел в длину по лицевой стороне – 5 ¼ аршина, по боковой – 6 аршин, а в высоту – 3 ¾ аршина. Древние царские врата из соснового леса отличались «чудной работой, довольно оригинальной… и единственной в своем роде». Цинковое покрытие дерева украшала изящная мелкая резьба «выпуклая и вдавленная». Царские врата были «позлащены червонным и платиновым золотом». На них в металлических киотцах помещались Благовещение и четыре евангелиста. Мастера-реставраторы покрыли «тело» нового иконостаса цинковыми пластинами, на которых воспроизвели все украшения царских врат «частию позлащением, и частию посеребрением». Двери главного входа в алтарь висели на колонках, на которых были изображены лики Спасителя, Богоматери, херувимов, святителей и архидиаконов, помещенные в киотцы. Образа для иконостаса писали лучшие живописцы. Это были копии с сохранившихся древнерусских икон. Над главным входом в алтарь стояли изображения Троицы и причащения Иисусом Христом святых апостолов – «особо телами и особо же кровию». «В коруне» располагались три образа, называемые «Деисус» - Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Предтечи. В первом ряду иконостаса было две иконы. Справа от царских врат располагался образ Спасителя, списанный с образа, находящегося в Московском Симонове монастыре. По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем. Слева от царских врат помещался образ Донской Божьей Матери, «списанный» с подлинника, хранившегося в Благовещенском соборе города Москвы. По преданию, он был «поднесен» Дмитрию Донскому «донцами пред Куликовской битвой». Во втором ряду иконостаса, над иконой Спасителя, располагался образ Рождества Пресвятой Богородицы, а над иконой Донской Божьей Матери – образ преподобного Сергия Радонежского, скопированный с его изображения, находившегося в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На диаконских дверях алтарной преграды были изображены архангелы: на северной – Михаил, на южной – Гавриил. Каменные полы в алтаре, на солее и амвоне Сергиевского придела покрывал деревянный настил, выкрашенный желтой масляной краской. Иконостас отделялся от основного объема храма «железною, приличною решеткою». Церковная утварь и священные сосуды, необходимые для богослужений, имелись в наличии в достаточном количестве. Немного правее аналоя висели две металлические доски. Первая имела следующий текст: «Иконостас сей, сооруженный по древним царским вратам, которые по преданию принесены в дар первоначальной церкви села Монастырщины Сергием Радонежским, пожертвован в эту церковь 31 марта 1885 года Государем Императором Александром Александровичем». На второй доске содержались сведения по истории и возобновлению алтарной преграды [35]. В 1904 г. рисунок придельного иконостаса церкви села Монастырщины был опубликован в «Альбоме иконостасов», изданном Обществом архитекторов, как образец иконостасов «русского стиля»[36]. В 1913 г. его фотографию поместили в журнале «Памятники искусства Тульской губернии».

    Из-за недостатка денежных средств к внутренней отделке настоящей церкви приступили лишь в 1890 г. Потребовалось шесть лет на оштукатуривание и покраску стен, изготовление иконостаса и написания для него святых икон. 10 сентября 1896 г. благочинный округа, священник Архангельской церкви села Гагарина-Муравлянки Сергей Сергеевич Дружинин представил в Тульскую консисторию «Опись настоящего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы Епифанского уезда села Монастырщины», составленную им при участии местных священников Павла Богоявленского и Михаила Никольского. В документе сообщалось, что церковь «зданием каменная», внутри оштукатурена и окрашена масляной краской, в алтаре четыре окна, в основном объеме – шесть, в восьмигранном барабане – восемь, купол по стропилам покрыт листовым железом и окрашен медянкой. Во всех окнах, кроме подкупольных, стоят железные решетки. При входах в храм с северной и южной стороны были выложены ступеньки из цокольного камня. Сами входы закрываются двойными двухстворчатыми дверями: первые – железные, вторые – стеклянные, как и при входе с западной стороны из трапезы. От ее стены до иконостаса настоящая церковь имеет в длину 16 ½ аршина, в ширину – 11 ½ аршина. Алтарь занимает «пространство, как в длину, так и в ширину по 9-ть аршин». Он возвышается над полом основного объема храма на две ступеньки. Как в алтаре, так и в настоящей церкви, полы покрывает помост из сосновых досок, выкрашенный масляной краской. Престол и жертвенник сделаны из дубового леса «узаконенной меры». Для них были приготовлены срачицы, одежды и покровы. На горнем месте, в тумбах хорошей столярной работы, стоят живописные изображения «с рукояткою»: с южной стороны Распятия Иисуса Христа, с северной – Божьей Матери. Все необходимые Богослужебные книги, сосуды и другие священные предметы имеются в достаточном количестве. Тело трехярусного иконостаса сделано из соснового леса и окрашено светло-розовой краской. По колонам и отдельным местам его украшает резьба, вызолоченная на полименте. Все иконы нижнего яруса, хорошей живописи, написаны «по золотому фону чеканной работы». Справа от царских врат располагаются: Спаситель, архангел Михаил – на южной двери, храмовый образ Рождества Пресвятой Богородицы, святитель и чудотворец Николай; слева – Божья Матерь с предвечным Младенцем, архангел Гавриил – на северной двери, явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому и святитель Митрофан Воронежский. В среднем ярусе, над царскими вратами, помещается Тайная вечеря. Справа от нее располагается образ апостолов Иакова и Павла, а над ним – великомученика Пантелеймона, круглый в позолоченной раме. Икона такой же формы с изображением Усекновения главы Иоанна Предтечи стоит над святым Николаем. Слева от Тайной вечери помещается образ апостолов Петра и Иоанна Богослова, а над ним – великомученика Георгия. Над Митрофаном Воронежским стоит икона святого Дмитрия Ростовского. Средний ярус от верхнего отделяется полукруглой аркой, в которой десять икон круглой формы в позолоченных рамках: Введение в храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение, Вход Господень в Иерусалим, Крещение, Преображение, Вознесение, Святая Троица и Воздвижение Креста Господня[37].

     Заметим, что в описи, при перечислении, названы не десять, а девять икон. В центре верхнего яруса иконостаса стоял образ Покрова Пресвятой Богородицы. Слева от него – Царь Давид, справа – пророк Исайя. Вертикаль иконостаса завершал деревянный позолоченный крест. Слева от него располагалось резное изображение Ветхого завета, справа – Нового завета. Для настоящего храма были приготовлены две металлические позолоченные хоругви на тройных деревянных рукоятках и семь новых, большого размера, посеребренных медных подсвечников к иконостасу. В середине настоящей церкви висела трехъярусная люстра на 24 свечи[38].

      30 сентября, по благословению епископа Тульского и Белевского Иринея, благочинный округа Сергей Дружинин освятил главный алтарь храма Рождества Пресвятой Богородицы[39].

    Спустя пять лет после этого долгожданного события причт и староста, при общем согласии прихожан, решили возобновить иконостас в приделе Архистратига Михаила. По этому поводу 21 августа 1901 г. они направили «покорнейшее прошение» на имя главы Тульской епархии епископа Питирима. В письме сообщалось, что иконостас Архангельского придела, прослуживший 31 год, был устроен в строящейся трапезной церкви с тем, «чтобы поскорее приспособить отправление Богослужения». Из-за недостатка денежных средств он был сделан «не за дорогую цену, с совершенным отсутствием позолоты и с посредственной живописью» и теперь, на фоне богатого и благолепного внутреннего убранства храма, выглядел «убогим и грязноватым». Причт и староста просили владыку разрешить им сделать новую лицевую сторону иконостаса с приличной резьбой, хорошей живописью и позолотой, а боковую «заворотную» оставить прежнюю, при этом окрасить заново «тело», промыть иконы и позолотить рамки и резьбу. В самом алтаре планировались устройство двух новых запрестольных образов и реставрация Боголюбской иконы Божьей Матери, которая, наряду с образом святителя и чудотворца Николая Можайского, считалась особо почитаемой в храме. На все вышеперечисленные работы был подряжен опытный мастер-живописец крестьянин села Монастырщины Никита Дмитриевич Люличев – «человек добросовестный и честный». Свое высокое мастерство он показал еще при изготовлении по собственному проекту иконостаса в настоящей церкви и написании для него икон. Люличев подготовил план-рисунок новой лицевой части алтарной преграды Архангельского придела и составил смету расходов на сумму 1100 руб. В это время в приходе Монастырщинского храма состояло «в билетах и наличными» 1761 руб. 32 коп. Причт и староста просили преосвященного Питирима разрешить им израсходовать из этой суммы на возобновление придельного иконостаса 800 руб. Остальные расходы взяли на себя прихожане[40].

     15 ноября 1902 г. благочинный 4-го Епифанского округа священник Владимирской церкви села Бахметьева Федор Федорович Успенский докладывал в Тульскую консисторию, что 25 сентября в храме Рождества Пресвятой Богородицы им совершено освящение возобновленного придельного иконостаса во имя Архистратига Михаила. К рапорту прилагалась опись, в которой сообщалось, что лицевая сторона иконостаса, состоявшая из трех ярусов икон, сделана заново из соснового леса «с приличною резьбою, хорошей живописью и позолотой». В нижнем ряду, считая от правого клироса, располагались: Собор Архистратига Михаила, Спаситель, царские врата с Благовещением и четырьмя евангелистами, Богородица с предвечным Младенцем и святитель Феодосий Черниговский Чудотворец. Во втором ярусе, над царскими вратами, помещался образ «Тайная Вечеря». Рядом с ним располагались «поясные» иконы святых князей великомучеников: справа – Бориса, слева – Глеба. За ними стояли «двуличные» изображения святых пророков: справа – Даниила и Софония, слева – Моисея и Ионы. В третьем ряду помещался образ Спасителя, сидящего на престоле. Святой Крест Господень с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом завершали вертикаль иконостаса. Тело его боковой стороны была заново окрашено, иконы промыты и покрыты лаком, рамки вокруг них и имевшаяся резьба вызолочены. Согласно смете, подрядчик Лиличев написал два запрестольных образа в алтарь – Распятие Иисуса Христа и Знамение Пресвятой Богородицы, искусно сделал под них тумбы с позолоченной резьбой, отреставрировал Боголюбскую икону Божьей Матери, поправив и вызолотив киоту на ней[41]. Возобновленный иконостас придал внутреннему убранству храма более благолепный и торжественный вид.

    Почти пятьдесят лет прослужил в Монастырщинской церкви священник Павел Васильевич Богоявленский. Он родился 2 ноября 1837 г. в семье дьячка села Киселево-Богоявленское Новосильского уезда. В 1858 г. окончил Тульскую духовную семинарию по 2-му разряду и 9 марта следующего года преосвященным Алексием был рукоположен в священники к Богородицерождественской церкви села Монастырщино. В 1870 г. отец Павел был утвержден благочинным 4-го Епифанского округа и состоял в этой должности до апреля 1886 г. В 1889 – 1897 гг. он служил законоучителем в Милославщинской земской школе, а с 1892 г. заведовал церковно-приходской школой села Монастырщино. В 1872 г. священник Богоявленский был награжден набедренником, в 1874 г. – скуфьей, в 1879 г. – камилавкой. 31 марта 1884 г. «за прохождение с особенным усердием свыше 12-ти лет сряду должности благочинного» он был «Высочайше пожалован орденом Святой Анны III степени». В 1894 г. Богоявленский получил наперсный крест и серебряную медаль с портретом императора Александра III, а в 1902 г. – орден Святой Анны II степени. Павел Васильевич умер в 1907 г. Его похоронили возле алтаря храма. Вдова священника Минидора Иринарховна получала за выслугу лет своего мужа 180 руб. на себя, 60 руб. – на незамужнюю дочь Александру, проживавшую с ней, и 19 руб. – из эмиритальной кассы[42].


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!