Монастырщина и Куликово поле». 1828 г.                            Богородицы села Монастырщины.



Г.

   В 1823 г. возникла необходимость в постройке новой колокольни при церкви. В своем прошении прихожанка Монастырщинской церкви титулярная советница Адриада Васильевна Софонова писала тульскому владыке Дамаскину, что старая звонница «весьма ветха и очень угрожает падением». Она просила разрешения на использование всех церковных денег для постройки новой колокольни. В своей резолюции глава епархии написал: «Дозволить перестройку колокольни с употреблением суммы не более половины, а другую употребить на непредвиденные надобности». Епархиальное начальство обязало просительницу Софонову добавить к кошельковой сумме свои деньги. Колокольню построили на новом месте, «подвинув несколько к церкви»[12].

    В 1824 г. 70-летний священник Иван Борисов уволился по старости. На его место был переведен из села Никольского-Буйцы сын Григорий Крутицкий, который с 1819 г. являлся благочинным округа. В эти же годы в храме Монастырщины служил диаконом его шурин Иван Васильевич Протасов. В 1847 г. Григорий Иванович уволился за штат, уступив священническое место мужу дочери Анны – Ивану Васильевичу Вознесенскому[13]. Таким образом, по имеющимся архивным источникам, династия священников Крутицких в храме Рождества Богородицы прослеживается в четырех поколениях. 

    Приход села Монастырщины был одним из самых многочисленных в Епифанском уезде. В 1854 г. в нем насчитывалось 335 дворов, в которых проживали 3906 человек, в том числе 1914 мужского пола и 1992 – женского. Прихожанами храма Рождества Богородицы являлись казенные крестьяне села Монастырщины, деревень Дубики и Верхние Дубики, а также крестьяне и дворовые люди князей Урусовых в деревнях Мызовке и Грязновке, помещиков Хотяинцевой – в Грязновке и Задонщине, Ершова – в Чебышевке, Куцена – в Смолке, Муромцева – в Милославщине и Матвеевке[14].

   В апреле 1855 г. управляющий Тульской палатой государственных имуществ, проезжая через село Монастырщину, обратил внимание на то, что местная приходская церковь «очень плоха и уже на один бок несколько окривилась и требует неотложного исправления». Вместе с донесением о состоянии храма он представил в духовную консисторию «приговор» местных государственных крестьян, которые на общем собрании выразили «желание употребить на исправление ветхой приходской церкви» сумму, накопленную за несколько лет с принадлежавшей им мукомольной мельницы на реке Непрядве, в количестве 414 руб. 58 коп. серебром. Церковных денег по состоянию на октябрь 1855 г. числилось 156 руб. серебром наличными и 786 руб. серебром по билетам сохранной казны. Безусловно, этих денег было недостаточно. В своем письме управляющий просил епархиальное начальство «пригласить» к пожертвованиям на сооружение нового храма других прихожан – помещиков и их крестьян[15].

    В 1859 г. инженер Тульской палаты государственных имуществ Бончубруевич составил проект на постройку каменной церкви в селе Монастырщине вместимостью на 500 человек и смету на сумму 9850 руб. 81 ¼ коп. серебром. В это время в приходе храма Рождества Богородицы числилось 1150 душ мужского пола государственных крестьян и 755 душ крестьян «помещиковых». Стоимость постройки новой церкви разделили на каждого прихожанина. При расчете получилось 5 руб. 17 к. на душу. Таким образом, с государственных крестьян должно было поступить 5946 руб., с крестьян князей Урусовых – 2213 руб., помещиков: Муромцева – 517 руб., Куцена – 150 руб.,, Хотяинцевой – 455 руб., Ершовой – 569 руб. Управляющий палатой просил тульского епископа Алексия оказать содействие в изыскании средств на постройку церкви, «существование которой по народности исторического события, в память которого эта церковь воздвигается, весьма желательно»[16].

   В декабре 1859 г. причт и церковный староста действительный статский советник Матвей Матвеевич Муромцев в своем письме тульскому владыке Алексию сообщали, что на постройку нового каменного храма в селе Монастырщине имеется сумма 3026 руб. 87 ½ коп. серебром, в т. ч.: 1696 руб. хранится в Московском опекунском совете, 280 руб. состоят на лицо в церкви и 1060 руб. 87 ½ коп. составляют пожертвования казенных крестьян. Кроме того, те же крестьяне письменно обязались платить ежегодно по 23 коп. серебром с каждой ревизской души, что с 1140 человек составит 262 руб. 20 коп. в год, а за восемь лет – 2097 руб. 60 коп. Они же выразили готовность отдавать из доходов от мельницы по 86 руб. в год. За восемь лет сумма составит 688 руб. Их примеру последовали помещичьи крестьяне. Они взяли на себя обязательство ежегодно отдавать на сооружение храма по 31 коп. с души, что за год составит 209 руб. 25 коп., а за восемь лет – 1674 руб. Недостающую по смете сумму в 2363 руб. 52 ½ коп. предполагалось пополнить церковными доходами. Из письма видно, что новый храм планировалось построить за восемь лет. Причт и староста просили владыку разрешить им начать заготовку материалов, необходимых для строительства[17].

    Указом, утвержденным преосвященным Алексием 31 декабря 1859 г., духовная консистория определила, «что построение новой каменной церкви в селе Монастырщина по ветхости настоящей деревянной давно уже признано необходимым», и разрешила начать заготовку нужных для сооружения храма материалов и выдала прихожанам книгу для сбора пожертвований в пределах Тульской епархии. Епархиальное начальство утвердило храмостроителем церковного старосту Муромцева, а попечителями к нему священника Ивана Васильевича Златоустова и казенного крестьянина Василия Ильича Дрюкова. Консистория постановила подготовить храмозданную грамоту и, после подписания «Его Преосвященством», препроводить ее вместе с проектом к благочинному Головину «для передачи оных Г. Муромцеву для производства построения согласно требованию Дорожной комиссии»[18].

     Однако закладка храма откладывалась по ряду причин. В июле 1861 г. священник Златоустов докладывал в Тульскую консисторию, что храмостроитель Муромцев уехал «на церковную, жертвованную и общественную сумму за границу по его словам на два года», а автор проекта инженер Бончубруевич не явился для освидетельствования приготовленного бута и необходимых для постройки материалов. 16 марта 1862 г. прихожане села Монастырщины избрали церковным старостой крестьянина В.И. Дрюкова, на которого епархиальное начальство возложило обязанности по руководству строительными работами[19]. 

     22 февраля 1865 г. крестьянские общества прихода решили выбрать новый проект на постройку каменного храма, более «просторного и удобного… фасада», разработанный архитектором А.Г.. Бочарниковым и утвержденный Тульской строительной комиссией. Решение прихожан подписал волостной старшина Милославской волости крестьянин деревни Татинки Павел Егорович Багрянов, избранный попечителем для наблюдения за сооружением храма. В это время на счету церкви было в наличии 5542 руб. На сумму 1200 руб. был заготовлен бут и другие строительные материалы. Еще 2901 руб. 70 коп. предполагалось собрать за предстоящее четырехлетие. Кроме этого, храмостроители надеялись пополнить церковную сумму «кошельковым сбором и доброхотными подаяниями»[20]. Некоторые пожертвования были довольно значительными. 25 июня 1862 г. помещик сельца Палибино Данковского уезда Рязанской губернии Юрий Степанович Нечаев-Мальцев передал в церковь 600 руб. Эти деньги на постройку храма в селе Монастырщине собрал его покойный родитель бывший обер-прокурор Святейшего Синода Степан Дмитриевич Нечаев «при жизни от разных лиц». В их числе был наследник цесаревич и великий князь Николай Александрович, который лично пожертвовал 200 руб.[21] В начале 1865 г. из Москвы «от Его Высокоблагородия» Александра Михайловича Пафнутьева поступило 15 руб., а от московского купца Зверева – две парчовые священнические ризы с епитрахилями, два мишурных диаконских стихаря и две шелковые завесы на алтарные двери, всего на сумму более 100 руб.[22]

   По благословению преосвященного Никандра и указу из Тульской духовной консистории от 30 апреля 1865 г. в Монастырщине провели закладку каменного храма Рождества Богородицы. Все силы были направлены на скорейшую постройку трапезы, чтобы перевести в нее богослужение из старой обветшавшей, «грозящей падением» деревянной церкви. К весне 1868 г. храм выстроили вчерне и покрыли железом. Внутренние его стены были оштукатурены, а полы выстелены каменными плитами. Иконостас придельного алтаря, сделанный вчерне, стоял на своем месте в правом углу трапезы. Для него заказали живописные образа. К этому времени колокольню довели «постройкою до половины» и приготовили бут для фундамента настоящей церкви. Однако средства на продолжение строительства были «истощены». Помощь от прихожан была «крайне скудна и недостаточна», из-за неурожая в последние три года. Епархиальное начальство выдало причту новую книгу для сбора пожертвований[23].

     К осени 1869 г. закончили внутреннюю отделку трапезной церкви и подготовили ее к освящению. 22 сентября благочинный округа Николай Данилович Головин представил в консисторию опись нового храма и церковного имущества. В придельном алтаре во имя архистратига Михаила престол и жертвенник были сделаны из дубового прочного леса, «пропорциональной меры». Тело иконостаса, изготовленного из липы, украшала искусная резьба, которая из-за недостатка средств осталась без позолоты. Гладкие места алтарной преграды были выкрашены масляной краской. На резных царских вратах помещались живописные изображения Благовещения и четырех евангелистов. С правой стороны от них стоял образ Спасителя «в рост», а за ним, рядом с клиросом, храмовая икона святого архистратига Михаила. Слева от главного входа в алтарь располагались: икона Божьей Матери с предвечным Младенцем и северная дверь с изображением первосвященника Мелхиадена. Во втором ряду лицевой стороны иконостаса помещались иконы среднего размера: Богоявления, Святого Семейства, святых апостолов Петра и Павла, а над ними Тайная вечеря и крест. На боковой стороне стояли ростовые образа святых: благоверного князя Александра Невского, равноапостольного князя Владимира, епископа Тихона Задонского, преподобного Сергия Радонежского, святителя и чудотворца Николая Мирликийского и пророка Божьего Ильи. Над ними, во втором ряду, располагались следующие изображения: возвращение блудного сына, явление Иисуса Христа Марии Магдалине, беседа Спасителя с самаритянкой, несение Святого Креста на Голгофу, Успение Пресвятой Богородицы, Спаситель и жена Еротиида в раскаянии. Выше них помещались в клеймах: Иоанн Богослов, Пресвятая Богородица, равноапостольные цари Константин и Елена и воскресение Лазаря. Над ними стоял Святой Крест. Всем необходимым для богослужения церковь была полностью обеспечена. Большинство культовых предметов пожертвовал московский купец Соловьев. Он подарил в храм одежды на престол и жертвенник «серебряной парчи», напрестольный крест массой 79 золотников, потир с принадлежностями, «в коем 2 фун. 45 ½ золотников», ковчег в футляре из палисандрового дерева и дароносицу. Все перечисленные священные предметы и сосуды были изготовлены из серебра и покрыты золотом. Тот же купец Соловьев пожертвовал в церковь несколько богослужебных книг, в том числе напрестольное евангелие большого формата с вызолоченными деками[24]. 23 октября по благословению преосвященного Никандра благочинный округа Головин освятил придельный алтарь трапезной церкви при участии приходских священников[25].

     С разрешения епархиального начальства старую деревянную церковь разобрали на дрова. Их использовали для обжига кирпича и выжигания извести, что позволило в 1875 г. завершить строительство колокольни. В следующем году рядом с храмом построили «довольно просторную» каменную караулку с мезонином, для которой использовали бревна разобранной старой деревянной колокольни. Размеры здания позволили поместить в нем не только сторожей, но и местную церковно-приходскую школу. Летом 1880 г., когда шла подготовка к празднованию 500-летия Куликовской битвы, старый погост, на котором, по преданию, были захоронены русские воины, погибшие в сражении на Дону, обнесли дубовой оградой протяженностью 101 сажень. Внутри ее, на месте бывшей деревянной церкви, выстроили каменную часовню[26].

    8 сентября 1880 г. в трапезном храме Богородицерождественской церкви два архиерея – тульский Никандр и саратовский Тихон – совершили литургию в ознаменование 500-летия Куликовской битвы. Торжества продолжились на Красном Холме. Участники праздника проследовали крестным ходом из Монастырщины к памятнику Дмитрию Донскому, где состоялся молебен и панихида по павшим воинам[27]. С 1901 г. торжественные шествия с иконами от храма к монументу стали проводиться ежегодно 8 сентября.

   К празднованию юбилея Куликовской битвы настоящая церковь Рождества Пресвятой Богородицы была «доведена кладкою до половины», апсида полностью выстроена и покрыта железом. По приблизительным подсчетам для завершения постройки храма требовалось еще около 10 тыс. кирпичей. Накануне 500-летнего юбилея Куликовской битвы газета «Русь» напечатала воззвание о сборе пожертвований на церковь в селе Монастырщине, указывая на ее историческое значение как священного памятника Донского сражения. Приходские священники Павел Богоявленский и Михаил Казанский обратились за помощью к самому императору. 10 сентября 1883 г. Александр III «Высочайше повелеть изволил препроводить… из собственных Его Величества сумм тысячу рублей… для окончания постройки храма близ Куликова поля в селе Монастырщине»[28]. Пожертвования поступали и от других благотворителей, в том числе от Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Тульского губернского земства, местного помещика графа Олсуфьева.

    В конце января 1884 г. священники Богоявленский и Казанский направили архиепископу Тульскому и Белевскому Никандру письмо, в котором сообщали, что в церкви села Монастырщины сохранились древние царские врата с двумя «колонками» и при них три «такие же древние св. иконы», обычно называемые «Деисус». Когда-то «неискусною рукою» эти священные предметы были возобновлены. В результате царские врата и деисусные иконы были лишены «первоначальной простоты», характерной для древнерусских иконостасов. Священники просили владыку найти опытного «художника-академика» в Санкт-Петербурге для восстановления священных предметов в первоначальном стиле. Они писали, что все расходы по реставрации царских врат и икон берет на себя благотворитель, «пожелавший скрыть свое имя»[29].

      Царские врата несколько лет хранились на чердаке старой деревянной церкви. Местный помещик граф Александр Васильевич Олсуфьев перевез их вместе с остатками иконостаса в столицу. 24 февраля произведения древнерусского искусства были представлены в Гатчине императору Александру Александровичу и его супруге Марии Федоровне. Врата вызвали большой интерес у просвещенной публики. Член императорского общества любителей древней письменности архитектор-искусствовед Николай Владимирович Султанов, тщательно проанализировав художественные и стилистические особенности царских врат, сделал их научное описание. Его статью опубликовали в «Археологическом вестнике». По мнению Султанова, царские врата были изготовлены в конце ХIV в. Впоследствии эта датировка вызвала возражения Николая Ивановича Троицкого. Он отнес их к ХVII в. Самое раннее упоминание о царских вратах встречается в архиве Донского монастыря за 1752 г., откуда, видимо, они и поступили в церковь села Монастырщины[30]. 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!