Методика подготовки к конкурсным заданиям.



Все конкурсы профессионального мастерства направлены на повышение профессионализма, рост мастерства и совершенствование компетенций в музейной деятельности.

Основу любого конкурса профессионального мастерства обычно составляют такие конкурсные задания, как конкурс портфолио, самопрезентация, презентация или защита проекта, показ мастер-класса или проведение занятия и др.

В музейной сфере содержание конкурсов профмастерства по структуре очень похожи на конкурсы других сфер и состоит в основном из подобных конкурсных мероприятий:

- представление портфолио;

- презентация своей профессиональной деятельности, самопрезентация;

- презентация или защита проекта;

- проведение конкурсной (показательной) экскурсии;

- показ мастер-класса и др.

Рассмотрим наиболее популярные из них.

 

v Методика подготовки презентации профессиональной деятельности (Самопрезентация).

Данное задание конкурсант готовит заранее. Задание представляет собой подготовку выступления (видеоролика) о конкурсанте, содержащего рассказа о самом себе, где нужно раскрыть свой личностно-профессиональный образ, ведущие идеи, жизненные приоритеты, отношение к профессии.

Участнику необходимо представиться (территория, организация, образование, должность, опыт профессиональной деятельности). Целесообразно рассказать о своем отношении к профессии и о себе в профессии, о перспективах работы и планах. Нужно написать сценарий выступления, определить порядок, в котором будет излагаться материал, составить план.

Перед конкурсантом неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать и удержать внимание слушателей. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над текстом, необходимо литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения.

Необходимо также продумать иллюстрации к устной речи. Это могут быть стенды с фотографиями, рисунки, таблицы; макеты, модели; демонстрация видеозаписей, презентации. Умелое использование наглядных средств выглядит выразительно, ярко, дает более полное представление о конкурсанте как о профессионале и личности.

Весь презентационный материал должен быть подготовлен с помощью современных технических средств. Следует помнить, что качественное видеосопровождение безусловно улучшают устную презентацию, но в целом вряд ли смогут привести к успеху, если содержательная часть будет недостаточно продумана и подготовлена.

Если необходимо подготовить выступление в видеоформате, то все вышеперечисленное необходимо сделать видеосъемкой, где будет качественное цифровое изображение и звук.

Также необходимо включить в выступление рассказ о профессиональных идеях, взглядах, убеждениях, которых придерживается и на которые опирается специалист в своей работе, у него должно быть понимание современных тенденций и направлений, приоритетных направлений, стратегий развития в сфере музейной работы. Показатель понимания современных тенденций – знание конкурсантом нормативно-правовой базы, актуальных документов, концепций. А также умение оперировать данными знаниями в профессиональной деятельности, обосновывать свою позицию с опорой на актуальные документы. Конкурсант должен уметь анализировать собственную профессиональную деятельность, быть способным к рефлексии.

Важным фактором успешного выступления конкурсанта является общая культура: манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления. При этом приоритет в выполнении данного задания должен быть отдан созданию профессионального имиджа конкурсанта.

Необходимо соблюдать драматургию выступления (сюжетно-образная концепция), единство действия, логику, художественно-образное решение, темпоритм, целостность образа.

 

v Методика подготовки презентации (защиты) проекта, научно-исследовательской работы.

Подготовив проект для участия в конкурсе, конкурсант готовит выступление и наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Презентация или защита проекта используется, как правило, для защиты исследовательских проектов. На выступление обычно отводится не более 10 минут. После завершения выступления члены жюри могут задать вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить.

При выступлении учитывается эмоциональное воздействие на слушателей, правильность речи, артистичность, умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ.

Презентация (электронная) для защиты проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту. Мультимедийная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.

Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела. Слайды должны быть озаглавлены. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи дизайна, анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц. Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта.

Говоря о публичной защите материалов исследования, напомним, что существует множество факторов эффекта воздействия на аудиторию, среди которых: личная значимость темы, привлекательность материала для аудитории, содержание выступления, форма его передачи, качество иллюстрирования, доказательность информации, тип обращения к аудитории и стиль подачи материала.

Общее впечатление от защиты во многом зависит от содержания представленного доклада и качества ответов на вопросы членов жюри.

Во время защиты проекта следует учесть следующие рекомендации:

1. Лучшее впечатление производит свободная форма выступления, когда конкурсант не читает текст, не отрываясь от бумаги, а аргументировано, эмоционально и свободно излагает его содержание, владея аудиторией и следя за ее реакцией.

2. Пользуясь заранее приготовленным иллюстративным материалом или сопровождая доклад мультимедийной презентацией, автор может добиться дополнительного положительного впечатления от своего вступления.

3. Важно, чтобы речь конкурсанта и ответы на вопросы были грамматически правильными, ясными, точными, звучали убедительно и уверенно. В то же время следует избегать чрезмерно аффективной речи. Наиболее приемлема спокойная повествовательная манера изложения материала, разумная для восприятия скорость речи, использование жестов и пауз до и после высказывания важных мыслей.

4. По окончании выступления члены жюри имеют право задать конкурсанту вопросы по содержанию проекта, методам исследования, уточнить все то, что показалось им неясным и требующим дополнительных объяснений и комментариев. Необходима обоснованная защита своей точки зрения. Ответы должны быть краткими, касаться только существа дела, четкими и хорошо аргументированными. Во время ответов на вопросы можно обратиться к иллюстративному материалу или показать нужный слайд.

v Методика подготовки и проведения конкурсной экскурсии.

В основе идейного замысла музейной экскурсии лежит концепция экспозиции, переосмысленная экскурсоводом и адаптированная в контексте конкретной экскурсии. Обязательным компонентом замысла экскурсии должна быть «режиссура» зрительно-чувственного восприятия, организация системы зрительных и других впечатлений.

Экскурсия всегда делится на 3 части: вступление, основная часть (знакомство с экспозицией), заключение. Во вступлении экскурсовод знакомится – представление себя по имени, отчеству, фамилии. Сообщает необходимую краткую информацию об экскурсии: тема экскурсии, продолжительность, при необходимости – о правилах поведения. На этом этапе важно установить контакт восприятия, создавая настрой, нужно уметь заинтересовать экскурсантов.

В основной части экскурсии конкурсант раскрывает содержание экспозиции, используя смысловые и зрительные связи, отражает их в экскурсии.

Необходимо соблюдать логические переходы между объектами и разделами экскурсии. Конкурсанту все время нужно следить за ритмом и темпом экскурсии, выдержать регламент.

Качество экскурсии во многом зависит от того, насколько профессионально была проведена ее подготовка. Важна правильная организация и последовательность данной работы. Подготовка экскурсии ведется по двум направлениям – работа над материалом (экскурсионной информацией) и работа над методикой, т.е. формирование самой экскурсии из этого материала.

Подготовка экскурсии состоит из нескольких этапов:

1. Организационный этап. Этот этап состоит из планирования экскурсии и экспозиции, освоение конкурсантом положения о конкурсе, основных положений, содержания конкурса, регламента экскурсии.

2. Подготовка экскурсии. На этом этапе происходит уяснение основной идеи экспозиции, ее структуры, ознакомление с экспозиционными материалами, архитектурно-художественным решением. Начинается разработка текста экскурсии.

3. Поиск информации. На этом этапе идет сбор нужной для составления текста экскурсии информации: литература, справочники, научно-популярная литература, документы, архивные источники, Интернет-источники. Осуществляется работа по экскурсионной теме в целом и материалов по экспонатам. Базовым источником для разработки индивидуального текста являются материалы к экскурсии, созданные в результате работы над экспозицией ее авторским коллективом. Эти материалы составляют основную информацию по экспозиции в соответствии со структурой.

4. Сбор и обработка информации. На данном этапе происходит накопление, соединение и обработка полученной информации. Появляется первоначальный вариант текста экскурсии.

5. Изучение экспозиции, экспозиционных комплексов и экспонатов. На этом этапе происходит глубокое осмысление экспозиции, концепцию, структуру, принципы и особенности экспозиционного показа, выстроенного в определенной логике. Особое внимание уделяется логической последовательности построения экспозиции – основным структурным связям. Для детального изучения экспонатов составляются сведения по ним.

6. Разработка концепции экскурсии. На этом этапе нужно определить цель экскурсии, составить краткий план.

7. Составление экскурсионного маршрута. Это выстраивание композиции зрительных впечатлений, имеющей свои акценты-кульминации, разрядки, паузы, ритм. Важно избежать однообразия, монотонности, а способствовать динамике восприятия экскурсии.

8. Работа над содержанием и методикой экскурсии. Данный этап является завершающим. Весь материал систематизируется, переосмысливается с точки зрения экскурсионного маршрута. Необходимо вникнуть в содержание разрабатываемого текста экскурсии, редактировать, форматировать, отшлифовывать, убирать лишнее, добавлять недостающую информацию.

Следует помнить, что «преподнесение» экспоната зрителю (жюри) – это не только внешний показ и сообщение сведений, но и эмоциональное переживание, связанное с данным объектом, основанное на чувстве исторического времени, на эстетическом воздействии, на осознании преемственности поколений. Нужно донести до зрителя ощущение подлинности предмета – именно оно является основой «музейно-экскурсионного» переживания. Задача конкурсанта – настроить зрителей на это состояние.

Для успешного проведения конкурсной экскурсии необходимо приложить очень много сил, времени и усилий. Только от старания конкурсанта будет зависеть результат участия. Поэтому конкурсанту нужны многократные репетиции, запоминание информации и текста экскурсии, постоянное его повторение, проводить экскурсию для разных категорий участников.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!