Факторы развития профессионального мастерства музейного специалиста.



Министерство культуры Республики Татарстан

Национальный музей Республики Татарстан

Профессионализм работников музея:

Факторы развития и совершенствования

Методические рекомендации

 

Казань – 2021

Проблема формирования профессионального мастерства музейного работника занимает одно из центральных мест в музееведческой деятельности. Современный музей как большая динамическая система не может обойтись без решения этого вопроса, так как он в свою очередь оказывает непосредственное воздействие на качественную сторону деятельности музея.

Эффективность деятельности музеев зависит от многих факторов, в числе которых один из наиболее важных и актуальных сегодня – профессиональная компетентность специалистов, работающих с публикой. Профессиональная компетентность становится одним из факторов жизнеспособности и дальнейшего развития музеев.

Каждый прожитый день приносит в жизнь музейного работника какие-то изменения в качествах характера, взглядах, установках, ценностях. Специалист, работающий в музее приобретает новый опыт, углубляются его знания. Это происходит повседневно и почти незаметно как для него самого, так и для его коллег. Поэтому, очевидно, необходимо периодически «узнавать», «открывать» себя заново для того, чтобы найти пути совершенствования своего мастерства.

Основным документом, закрепляющим требования к профессиональному мастерству музейного работника, является Кодекс профессиональной этики ICOM (International Council of Museums) (от 4 ноября 1986 г. 15-я Генеральная Ассамблея ICOM в Буэнос-Айресе, Аргентина). В кодексе сформулированы общие положения профессиональной этики, исполнение которых рассматривается как минимальное требование для соблюдения профессиональным музейным работником.

Профессиональное мастерство как исключительное умение музейного работника, искусство, совокупность его личностных качеств, помогающих ему эффективно решать профессиональные задачи представляет собой определённый уровень профессиональной деятельности на пути к заданным в деятельности результатам.

Однако профессиональное мастерство – это не просто профессиональная умелость или совокупность умений. Профессиональное мастерство присутствует там, где музейный работник достигает качественных показателей при наименьших затратах своего труда и труда своих коллег, где музейный работник, взаимодействуя в коллективе либо с музейной аудиторией, испытывают удовлетворённость и радость успеха от совместной деятельности.

Кодексом Этики ICOM регулируются важные стороны профессионального мастерства музейного работника: профессиональное поведение, поведение по отношению к коллегам и к коллективу в целом, частные интересы, профессиональные отношения, взаимодействие, сотрудничество в совместной деятельности, соблюдение конфиденциальности и др.

Сегодня под музейным профессионалом понимается не просто работник музея, занимающийся научной деятельностью, но и работающий с людьми (в кругу музейных работников и с посетителями). Важная роль отдаётся личностным качествам. Профессиональное мастерство музейного работника есть интегративная совокупность свойств и качеств личности, её знаний, умений, обеспечивающая высокий уровень его деятельности.

Особенность профессионального мастерства заключается в том, что в нём проявляются интегративно сплавленные личностные и профессионально важные качества музейного работника, его способности, знания, умения. Внешне мастерство реализуется в умении ставить и решать разнообразные задачи, создавать ситуации, стимулирующие активное развитие, как себя, так и своих коллег, в организации творческой деятельности.

 Профессиональное мастерство тесно связано с профессиональным опытом, хотя сам по себе «многолетний профессиональный труд ещё не есть мастерство». Одним из существенных элементов мастерства выступает творчество в работе, полное погружение в свою деятельность, получение удовлетворения от самого процесса деятельности, что свидетельствует о высокой внутренней мотивации музейного работника. Профессиональное творчество является и показателем, и характеристикой, и условием становления профессионального мастерства.

Психологическая и педагогическая науки выделяют следующие общие группы качеств, способностей и умений, характеризующих «мастера».

· общие способности и качества: общий интеллект; образно-чувственное, абстрактное и логическое мышление; свойства темперамента; чувствительность и эмоциональность; высокий самоконтроль, ответственность и чувство долга; общительность; тактичность и корректность в общении; потребность в социальной поддержке и др.;

· специальные способности и качества: профессиональная направленность; коммуникабельность, организованность; эмпатийность; перцептивность; эмоциональная устойчивость; способность к волевому воздействию и убеждению; педагогический оптимизм; креативность и др.;

· специальные знания и умения: знание психологии, педагогики, музееведческих наук; умение правильно воспринимать процессы, происходящие в жизни коллектива; умение анализировать ситуации жизни и находить целесообразное решение; умение видеть существенное и случайное в ситуациях взаимодействия и взаимоотношений; умение рефлексировать и др.

Такое разделение весьма условно, поскольку все качества, свойства, знания и умения взаимосвязаны. Профессиональное мастерство стоит рассматривать «как рост, становление, интеграцию и реализацию в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – это активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности».

Для любого работника музейной специальности требуются соответствующее академическое, техническое и профессиональное обучение, для того чтобы с полной уверенностью выполнять свою важную роль в работе музея и сохранности историко-культурного наследия.

Музейная специализация довольно широка. В ней можно выделить и экскурсовода, экспозиционера, хранителя коллекций и реставратора, музейного педагога и др. И каждая из этих специализаций предъявляет свои требования к знаниям, умениям, личностным качествам музейных работников.

Брюнингхауз-Клубель выделяет следующие качества: владение знаниями в различных разделах коллекции, умение следить за новейшими научными исследованиями и умение ярко, доходчиво и талантливо рассказать об их результатах посетителям, умение быть социологом и специалистом по маркетингу, чтобы на основе знаний об особенностях социальных слоёв общества и отдельных групп разработать соответствующие программы. И конечно же все эти таланты должны дополняться «личным обаянием или магнетизмом (нечто вроде хозяйки, продавца и матери в одном лице), чтобы у посетителей складывалось впечатление, что они находятся в хороших руках».

По содержанию в технике музееведческой деятельности можно выделить несколько компонентов:

1) саморегуляцию волевых и эмоциональных состояний (умение осознавать своё эмоциональное состояние в данный момент, свои желания и потребности, их соответствие ситуации и педагогическую целесообразность проявлений, умение создать нужный эмоционально-волевой настрой);

2) внешнюю выразительность (знание, как те или иные чувства выражаются мимикой, пластикой – позой, жестами, движениями и пр., умение применять приёмы и техники для наиболее целесообразного воздействия и взаимодействия с посетителями);

3) речевые умения (в зависимости от цели воздействия умение варьировать силу, громкость, тембр голоса, скорость и экспрессивную выразительность речи и др.);

4) режиссуру и драматургию взаимодействия (умение использовать техники, связанные с психологическими закономерностями восприятия воздействия: пространство, дистанция, местонахождение субъекта воздействия и др.).       

Понятие профессионального мастерства музейного работника является комплексным понятием: это профессиональные качества и свойства личности и характера. Формирование и развитие данных качеств является важной составляющей на пути к достижению профессионального мастерства и его совершенствованию.

Любой музейный работник работает с людьми и поэтому он очень часто выступает как педагог. Педагогическая деятельность музейного работника характеризуется двойной обращённостью – к человеку (посетителю музея) и к самому музейному работнику. Музейный педагог, не обладающий способностью творить, формировать активно мыслящую и деятельную личность, отбирать для этой цели необходимые средства воздействия, не в состоянии воспитывать и развивать нужные качества у своих учащихся. Чтобы обучать, воспитывать и развивать личность, педагогу необходимо уметь совершенствоваться самому, уметь расставить акценты на главном в процессе самосовершенствования, т.е. на том, что обеспечивает успешность профессиональной деятельности, профессиональное мастерство, творчество.

Профессиональный уровень музейных работников экстракласса тем и отличается, что они владеют умением переносить приобретённые знания в новые условия, обладают гибкостью в принятии решений в непредвиденных ситуациях. Призывы «равняться на новаторов» не оправдались потому, что перенятие опыта других основывается не на его копировании, а на умении видеть в нём систему научно апробированных идей, руководствуясь которыми, музейный работник продвигается к профессиональному мастерству. Трудность и в том, что сам он далеко не адекватно отражает результаты своей работы: музейный работник-мастер сомневается больше и ищет выход чаще, чем не мастер, который свою деятельность представляет иллюзорно. Поэтому, становление профессионального мастерства возможно лишь через организацию исследований самими музейными специалистами процесса и результатов собственной деятельности.

Таким образом, для формирования профессионального мастерства музейного работника предлагается чётко структурированная программа, которая позволит заложить основу профессионального мастерства и постепенно её совершенствовать. Саморазвитие зависит исключительно от внутренней мотивации человека. При отсутствии мотивации саморазвитие невозможно. В этом направлении важным внешним фактором, повышающим внутреннюю мотивацию музейного работника, могут быть различные музейные конкурсы, рождающие дух конкуренции и заставляющие постоянно совершенствоваться.  

Разрешение проблем, касающихся формирования профессионального мастерства музейного работника, в современном музееведении занимает одно из ведущих мест. Суть проблемы вытекает из самого понятия профессионального мастерства и тех требований, которые к нему предъявляют. 

Рассмотрим специфику профессиональной компетентности музейных работников как основу для формирования их профессионального мастерства. Более подробно рассмотрим качества, необходимые экскурсоводам.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Кроме того, он должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» и т.д.

Для экскурсовода характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические. Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методических приемов. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города. Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты. Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют перечисленными способностями. Необходимые качества экскурсоводам: · склонность к культурно-воспитательной работе; · наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; · постоянное пополнение и совершенствование своих знаний; · чувство нового; · инициатива и творческий поиск; · глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; · дифференцированный подход к обслуживанию различных групп; · воспитанность, тактичность в обращении с экскурсантами; · владение методикой проведения экскурсий. Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной причастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы. Важная черта мастерства экскурсовода – умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Работу над языком экскурсовод начинает с овладения техникой речи (дыхание, голос, дикция). Прежде всего нужно устранить неясности, неразборчивость речи, отработать произношение слов, которые с трудом воспринимаются экскурсантами. Затем обращается внимание на торопливость или замедленность произношения. Каждое слово, в том числе и слова иноязычного происхождения, а также имена и отчества должны звучать четко, быть понятными для экскурсантов. Экскурсовод должен следить за интонацией своей речи, т.е. повышением и понижением голоса при произношении слов и предложений. Речевая интонация должна быть логически оправданной, так как основой рассказа является не только мысль, но и чувство. Оно придает окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к содержанию материала. Есть и другое назначение интонации в рассказе – доведение до логического завершения какой-либо мысли. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа, поэтому умение экскурсовода произносить отдельные слова и целые образы с различными интонационными оттенками имеет большое значение. Экскурсовод должен владеть всеми видами ударений – словесными, фразовыми, логическими. Логическое ударение – выделение наиболее важного момента в речи. Такое ударение делается на тех словах, которые должны приковать внимание экскурсантов, заставить их задуматься, прийти к определенному выводу. Важно отработать фразовые и логические ударения в рассказе. В каждой фразе обычно выделяется одно или несколько слов, из которых делается смысловое (фразовое) ударение. Экскурсоводу не следует механически заучивать формулировки и трудные слова в тексте. Нужно привыкнуть к ним, понять их смысл и только после этого запоминать. Тон речи подчеркивает значение события, приковывает к нему внимание экскурсантов, помогает им сделать правильные выводы. Необходимо избегать при рассказе как монотонности, так и излишней приподнятости, неоправданных эмоций, крикливости. Коммуникативные качества речи предусматривают: · правильность речи (соблюдение норм литературного языка, ударений и грамматики); · точность речи – соответствие содержания речи тому кругу предметов, явлений, которые отображаются речью; · логичностью речи – соответствие связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности; · чистоту речи; · выразительность речи (ее особенности, вызывающие интерес экскурсантов и укрепляющие внимание к излагаемому материалу); · богатство речи (насыщенность ее различными средствами языка); · уместность речи – соответствие ее теме, содержанию, цели и задачам экскурсии, а также составу экскурсионной группы. Темп и ритм речи экскурсовода диктуется содержанием рассказа. Они меняются на протяжении экскурсии – ускоряются или замедляются. Различают темп речи быстрый, средний, медленный, плавный и прерывистый. Темп речи должен быть спокойным, размеренным, таким, чтобы содержание речи эффективно воспринималось. При подготовке конкретных тем, разработке рассказа экскурсоводу уместно проводить самостоятельные занятия с массами. Быстрый темп речи – 75 слов в минуту, средний – 60 слов, замедленный – 45 слов. Быстрый темп речи, лишенный пауз, не воспринимается экскурсантами. В то же время недопустим одинаковый темп на протяжении всей экскурсии, так как он делает ее маловыразительной и скучной. Основные положения излагаются медленнее, чем остальной материал. Материал, который развивает основные положения, излагается в быстром темпе.

Специалисты по учету музейных предметов занимаются приемом, оформлением и ответственным хранением музейных ценностей, также контролируют коллекции произведений искусства и исторических предметов.

В список обязанностей их входят:

· принятие и оформление коллекции;

· соответствующее хранение музейных ценностей;

· оформление выдачи музейных ценностей;

· контроль сохранности музейных предметов;

· участие в специальных исследовательских проектах.

Специалисты по учету музейных предметов могут выполнять административные задачи и помогать в проведении исследовательских проектов музея. Они могут представлять учреждение в средствах массовой информации, на общественных мероприятиях и на профессиональных конференциях.

Основное направление профессиональной деятельности специалистов по учету музейных предметов связано с заботой и сохранностью предметов в музейных коллекциях и выставках. Они контролируют материально-техническое обеспечение приобретений, страховые полисы, управление рисками и предоставление предметов в музей и из музея для выставки или исследования. Они хранят подробные записи о состоянии и местонахождении предметов, которые выставлены на хранение, хранятся или транспортируются в другой музей. Они также поддерживают и хранят любую документацию, связанную с объектами.

 

Проанализировав требования современного общества к музейному работнику, выделим наиболее существенные проблемы на пути к совершенствованию профессионального мастерства:

1. недостаточная разработка образовательных программ музееведческого характера, отсутствие в них внимания к наиболее полному развитию музейного работника как личности, раскрытию его творческих талантов;

2. отсутствие мотивации к самосовершенствованию музейными работниками своего мастерства, сильная подверженность стрессовым ситуациям;

3. необходимость решить вопрос по совершенствованию программы прохождения практики в музеях для реализации всех знаний и навыков, полученных при изучении теоретического материала по музееведческой деятельности и наиболее полноценному сочетанию их с практической деятельностью в музее.

 Каждый из выше названных факторов препятствует формированию профессионального мастерства музейного работника.

 

Факторы развития профессионального мастерства музейного специалиста.

Несомненно, важным способом является постоянное самосовершенствование как один из факторов саморазвития. Обязательным является высокая внутренняя мотивация музейного работника. Саморазвитие включает в себя формирование культуры общения, поведения, развитие коммуникативных навыков, сопровождающееся постоянным расширением кругозора, открытостью к новому, стремлению непрерывно двигаться вперёд.

Профессиональное мастерство – качественная характеристика. Приоритетной задачей сегодня является повышение качества образования музейных специалистов. На сегодняшний день профессиональная компетентность становится одним из факторов жизнеспособности и дальнейшего развития музеев.

Личность музейного специалиста играет важную роль в деятельности музея. Это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество экспозиционного, культурно-образовательного, научно-исследовательской работы в музее.

Профессиональная деятельность музейных специалистов неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов работы, если она не способствует развитию личности самого специалиста. Без творчества нет специалиста-мастера. Современный специалист музея не только передает знания в аудитории, но и непрерывно продолжает профессионально развиваться.

На рынке труда возрастает потребность в профессионалах. Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному человеку необходимо шагать в ногу с этими переменами. Все больше и больше возрастает необходимость в исследовательской, новаторской, консультационной работе, руководства проектов с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.

Профессионализм определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием у него тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Инновационные процессы в обществе стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Включение в инновационную (проектную, исследовательскую) деятельность активизирует специалиста к получению новых знаний, повышению квалификации, к самовыражению, к самореализации при решении профессиональных проблем, использованию возможности показать себя творческой личностью, осознанию причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

В целях повышения уровня профессиональной компетентности специалистов музейной сферы действует определенная система методических мероприятий, среди которых:

• форумы и совещания;

• практико-ориентированные семинары;

• мастер-классы;

• научно-практические конференции;

• конкурсы профессионального мастерства и программно-методической продукции;

• дистанционные формы работы и др.

Наиболее значимые в ряду данных мероприятий – конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы являются не только серьезным творческим испытанием, их проведение способствует эффективному развитию конкурсов, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов, развитию профессиональных компетенций.

Конкурсы – это, прежде всего, профессиональная встреча с коллегами, идущими чуть впереди, которые полны творчества, любви к своей профессии. Каждый участник – это творческая личность, обладающая профессиональным мастерством, и оно значительно возрастает после участия в конкурсе, потому что впитывает в себя опыт коллег из других музеев.

Всем известно, насколько конкурс помогает повысить свое профессиональное мастерство и подняться на более высокую ступень в развитии. Это, по сути, новая страница в жизни человека, где иногда происходит перерождение, перевоплощение и даже «открытие» человека, как для коллег, так и для самого себя совершенно с другой стороны. Конкурсант учится транслировать свой опыт для широкой аудитории своих коллег. Участвуя в конкурсе, работник музея имеет возможность сравнить свой опыт с результатами других, получить компетентную оценку своей деятельности, взять на вооружение советы и рекомендации коллег.

Отрадно, что конкурсное движение и поддержка различного рода инициатив новаторов музейного дела, «продвинутых» в своей сфере, является современной эффективной практикой и технологией профессионального развития в музейной сфере.

Участники конкурса на своём примере доказывают, что работа в музее – это, прежде всего, призвание и огромный труд. Современный высококлассный работник музея – не просто носитель глубоких знаний в различных областях, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.

Профессиональное общение помогает осмыслить свою деятельность, способствует повышению мастерства и качества работы.

Таким образом, для повышения профессионализма работнику музея в современном мире приходится непрерывно учиться, развиваться, открывать все новые грани и перспективы своего развития и творческого потенциала, тем самым доказывать свой профессиональный уровень. Участвуя в различных мероприятиях, конкурсах, семинарах, работник музея растет профессионально, совершенствуется и поднимается на более высокую ступень своего развития.

 

Современный музей наращивает полифункциональность, притягивает на себя функции клуба, культурного центра, студии. При этом важно подчеркнуть, что, осуществляя многообразие программ, он не теряет исторически присущей ему функции – сохранения и представления материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. В меняющихся условиях музеи продолжают оставаться центрами хранения культурного наследия, но, в то же время, превращаются во все более открытую обществу систему, ориентированную на удовлетворение его запросов. Музеи из центров пассивного созерцания истории и культуры превращаются в «живое», развивающееся пространство, «бросают вызов» глобализму.

В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности – лекции, уроки в музее, конкурсы, фестивали, праздники, спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, будят воображение посетителя, вовлекают его в непосредственное участие в музейном празднике, представлении, уроке и т.н. К этим музейным мероприятиям добавляются разнообразные виды неформального и дополнительного образования: кружки, клубы, лицеи, школы, музейные средства массовой информации. 

Эффективность коммуникационной деятельности повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Российские музеи активно осваивают новые методы работы с посетителями, стараются их разнообразить, используя самые современные технологии. Всё это позволяет говорить о том, что сегодня музеи находятся в стадии активного реформирования приёмов и методов осуществления социально-культурной деятельности.

В ряду научно-исследовательских учреждений музеи занимают специфическое место, это относится как к центральным музеям всех профилей, так и к региональным музеям. Исследования являются органичной составной частью научной работы музеев. Их результаты пополняют сокровищницу научных открытий и используются многими научными дисциплинами.

Исследования по научным дисциплинам обычно проводятся музеями с точки зрения их необходимости для музейной работы. Так, например, использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями.

Научно-исследовательская работа в музее – одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.

Культурно-образовательная деятельностьмузеев одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика, важное звено музейной коммуникации. Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны: экскурсии и лекции, театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Клубные  формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы.

Музеефикация направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Наибольшее число среди музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры.

Экспозиционная деятельность одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета – информативность, экспрессивность, аттрактивность.

Фондовая работа в музее (комплектование, учёт, хранение, изучение музейных фондов) – одно из ведущих направлений деятельность музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия. В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности.

Информационные технологии в музейном деле, издательская деятельность широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Они дают возможность выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Музейная корпорация – это социокультурная система, включающая в себя культурные объекты самого различного профиля, объединенные одним брендом, единой стратегической системой управления. В основе современной музейной корпорации лежит несколько традиционных идей:

· экономическая эффективность (прибыльность, безубыточность);

· организационная культура (идеология);

· бренд (марка);

· креативность;

· жесткая иерархия;

· гибкость и восприимчивость к изменениям;

· активная маркетинговая и РК (пиар)-деятельность;

· активная научная деятельность в связи с культурной средой и научно-техническим прогрессом.

В современных условиях бренд – ключевое понятие успеха музейного дела. Музейный бренд, создавая определенный набор ассоциаций, связанных с символом музейной корпорации, создает ее имидж на национальном и международных рынках. Современный музей развивается, включая свой бренд в глобальное культурное информационное и экономическое поле.

Музейный менеджмент – комплексная интеллектуальная и хозяйственная деятельность, осуществляемая в целях эффективного использования ресурсного потенциала и факторов производства культурных благ, продуктов и услуг; составная часть управления музеем.

Музейная политика – совокупность принципов и методов управления музеем, нацеленных на осуществление миссии музея и обеспечение выполнения музеем социальных функций. Музейная политика определяет цели музея в отношении выполнения каждой из функций, устанавливает уровень качества при производстве музейного продукта и культурных услуг.

Использование музеем современных технологий, в том числе управленческих, информационных, проектных – является мощным фактором развития музея и организации музейной деятельности. Овладение ими неизбежно для работников всех музеев.

Для того, чтобы накопленный потенциал музеев реализовался в социокультурной жизни города, необходимо повышение профессионализма музейных работников и развития музееведческого образования.

Международной организацией ICOM была утверждена программа подготовки музейных специалистов. Она включает в себя подготовку по следующим направлениям:

1) введение в музеологию;

2) организация, управление музеем;

3) музейная архитектура и музейное оборудование;

4) комплектование и учёт коллекций;

5) научно-исследовательская работа;

6) хранение коллекций;

7) экспозиционно-выставочная деятельность;

8) обслуживание посетителей (публика);

9) культурно-просветительская деятельность.

Музей в современном мире выполняет очень важную обучающую функцию. Он выступает важным средством преобразования культурного опыта обучающегося. Проблема современного музея в этом направлении решается подготовкой и переподготовкой специалистов, способных осуществлять деятельность в различных культурно-образовательных учреждениях, в том числе и в музеях. В настоящее время учитываются всё возрастающие и одновременно изменяющиеся потребности населения, повышение качества предоставляемых музеем услуг всем категориям посетителей, в частности, удовлетворение социальных запросов в области культуры, образования, досуга во всех возрастных группах населения.

Современные музеи являются важными средствами, обеспечивающими образование, досуг, релаксацию, социализацию посетителя, и, в конечном итоге, преобразование общечеловеческого культурного опыта в личный опыт обучающего, реализуемый впоследствии им в профессиональной и повседневной жизни. И все эти вопросы изо дня в день решают музейные специалисты.

В современных музеях сегодня происходит настоящая революция. Музеи активно начинают развивать направление «сайенсинтертеймент», которое в русском варианте звучит как «научно-развлекательный центр». И в первую очередь эту идею поддерживают молодые специалисты музея.

Одной из проблем современного музея заключается и в том, что работники музеев, работающих давно с большим опытом к идее интерактивности относится с подозрением.

Во-первых, это недостаточная разработка образовательных программ музееведческого характера, отсутствие в них внимания к наиболее полному развитию музейного работника как личности, раскрытию его творческих талантов. Высшие учебные заведения ориентируются прежде всего на среднестатистического студента, отсутствует индивидуализация образовательного процесса.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!