Ведущие идеи, на которых базируется программа.



Проблема использования сенсорной комнаты для проведения развивающих занятий с детьми начала разрабатываться сравнительно недавно в исследованиях Людмилы Борисовны Баряевой, Владимира Львовича Жевнерова, Светланы Евгеньевны Кальмовой, Галины Григорьевны Колос, Анны Ивановны Титарь, Татьяны Владимировны Яворской.

Сенсорная комнатаэто особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната).

Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 70-х годов ХХ века – врачи использовали специальные комнаты, оснащенные мерцающими лампочками, световыми панно, релакс-креслами и фонтанчиками. В ходе экспериментов было отмечено, что эффект от подобных комнат гораздо выше, чем в обычных кабинетах. Далее эстафету переняла Великобритания. Специалисты этой страны стали использовать сенсорные комнаты не только для лечения больных, но и для реабилитации людей после стрессов, для профилактики неврозов. В России впервые понятие «сенсорная комната» появилось 15 лет назад. Она стала завоевывать огромную популярность среди психологов и педагогов. Это объясняется тем, что сенсорная комната оказывает комплексное развивающее воздействие на ребенка, стимулирует процесс мотивации и формирует целостное восприятие мира, благоприятно воздействует на организм, создает атмосферу спокойствия.

В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-моторной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. Это имеет большое значение и для общего психического развития ребенка, поскольку движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимное обратное влияние на развитие структур головного мозга. Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А.Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Необходимо отметить, что до настоящего времени особенности предметной среды и содержание работы в «сенсорной комнате» понимаются неоднозначно.

Методологической базой занятий в сенсорной комнате стала гуманистическая психология, учение озоне ближайшего развития Л.С. Выготского, теория дизонтогинеза, разработанная в отечественной психологии.

Проблемами арт-терапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М.Сокольникова, Т.С.Комарова, Л.Д.Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, изотерапии: К.Юнг, В.М.Бехтерев, В.Вундт, Б.Ф.Ломов, Т.Ю.Калошина, В.И.Петрушин, А.И.Копытин, О.А.Карабанова, Н.В.Серов, Г.Э.Бреслав, Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева и др.

Ключевые понятия, которыми оперирует автор.

Сенсорика: 1.Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. 2. Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей.

Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

Координация движений управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве.

Сенсорная комната – это пространство, организованное по индивидуальному проекту, состоящее из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.Уникальность и инновационность сенсорного оборудования состоит в том, что оно позволяет получить массу положительных психофизических эффектов.

Глазодвигательные упражнения – упражнения для профилактики нарушения зрения. Они способствуют снятию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, упругость век.

Дыхательные упражнения стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

Кинезиологические упражнения направленны на повышение стрессоустойчивости. Совершенствуется регулирующая и координирующая функция нервной системы.

Стимулирующие упражнения – упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Сохранению и укреплению здоровья детей способствует самомассаж рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Релаксация – один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанного на более или менее сознательном расслаблении мышц.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Невербальная коммуникация – это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека.

Пантоми́ма – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Пантомимика – выразительные движения человеческого тела.

Жест – некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённо значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

Поза – это положение тела.

Эмоции – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

Настроение – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Тревожность – можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность.

Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.

Арт-терапия – это метод психотерапии, который основан на развитии креативности у детей и помогает личности обрести гармонию, а также справиться со многими психологическими и другими проблемами. Арт-терапия представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Цветотерапия – это уникальная методика, оказывающая влияние при проникновении разнообразных оттенков цвета на мозг и светозависимые гормоны ребенка. При помощи этой простой и несложной методики по воздействию цвета, можно добиться значительных улучшений при лечении апатии у ребенка. Если обучающийся немного раздражителен, в этом тоже можно помочь при помощи цвета, также убрать начинающуюся агрессию и чрезмерную активность.

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений детей и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

Звукотерапия – это метод, использующий звуки природы или мелодичных музыкальных композиций с целью расслабления или наоборот поднятия тонуса.

Игровая терапия – одна из разновидностей арт-терапии, это метод, в основе которого лежит использование игры – в самом широком смысле этого слова – в качестве способа исцеления душевных травм. Игротерапия – это своеобразный процесс проецирования мыслей, чувств, переживаний человека на игрушки или различные вспомогательные предметы

Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.).

Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!