Проблемы взаимодействия государства и церкви в современной России



В настоящее время в вопросах взаимодействия государства и церкви в Российской Федерации широкую общественную дискуссию вызывает вопрос преподавания предмета «Основы православной культуры» в государственных школах и способствовавшее его резонансу открытое письмо десяти академиков Российской Академии Наук Президенту РФ в 2007 году. Введение в школьную программу данного курса на факультативной основе началось в некоторых российских регионах с конца 90-х годов. С 2006 года этот предмет стал обязательным в четырёх областях России, Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской.

Защитники предмета и представители Церкви подчёркивают, что Основы православной культуры — курс культурологический. Ими подчёркивается, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий. Противники курса указывают на то, что согласно Конституции все религии равны перед законом и ни одна из них не может устанавливаться в качестве государственной, а также, что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим конфессиям, и атеистов. 10 академиков РАН обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с «возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни».

Межрелигиозные отношения в России осложняются вооружёнными конфликтами на Кавказе. Существует мнение, в особенности среди противников российских властей, что большую роль в этих конфликтах играют религиозные противоречия между православным христианством и исламом. Существующие в России межнациональные противоречия между славянами и представителями народов, традиционно исповедующих ислам (чеченцы, азербайджанцы), осложняются межрелигиозными противоречиями.

В ноябре 2010 года был принят Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» , который определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Согласно данному Федеральному закону, государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом. Передача имущества религиозного назначения из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не влечет за собой утрату права религиозной организации на обращение к новому собственнику имущества религиозного назначения для рассмотрения вопроса о передаче его в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации. Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

У многих людей также вызывает определенное беспокойство активное участие церкви (особенно РПЦ) в деятельности СМИ, освещаемых ими выходы государственных деятелей в храмы, участие их в церковных богослужениях. Широкую огласку получили и выборы патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, появление которого, по мнению исследователей, в этом сане в ближайшем будущем приведет к изменениям в церковно-государственных отношениях.

Заканчивая вторую главу курсовой работы, можно сделать следующие выводы. Характер современных отношений церкви и государства в Российской Федерации достаточно сложен и своеобразен. И здесь можно назвать два основных на сегодняшний день фактора:

1. Регулирование отношений между государством и церковью осуществляется посредством законодательного регулирования. Начиная с Основного закона государства – Конституции РФ, происходит закрепление взаимоотношений, касающихся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций в России.

2. Отделение церкви, и, прежде всего, Русской Православной Церкви, от государства, и, при этом, освобождение церкви от государственного контроля, управления. Российское государство не вмешивается в дела церкви (или, точнее, церквей – различных вероисповеданий), дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека. Сегодня церковь – это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет.

Заключение

Рассмотрев множество самой различной литературы, других источников информации и синтезировав, по моему мнению, самое интересное и важное, можно сделать определенные выводы.

В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. Это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны. Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

Хотелось бы отметить укрепление положения церкви в России. Об этом можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские. Несмотря на это, перед современным российским обществом стоят серьезные мировоззренческие проблемы:

1. Значительная часть населения страны пытается так или иначе связать себя с Церковью, однако имеет о ней (в том числе и о ее истории) подчас весьма причудливые представления;

2. Светское демократическое государство пытается не столько учесть особенности существования религии и Церкви в общественной жизни, сколько реализовать в нормативной правовой сфере собственные воззрения на них, сформированные либо в годы господства государственного атеизма, либо под влиянием импортированных мировоззренческих позиций, чуждых и обществу, и церкви;

3. Все это порождает существенные внутриобщественные коллизии (например, конфликт по поводу преподавания «Основ православной культуры», который свелся к диалогу «слепого с глухим»)

Проблемой для всего мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Способом отстаивания своих взглядов религиозные фанатики и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди.

На мой взгляд, эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

Развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его «священного образа», превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.

            Список использованных источников

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный закон РФ от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. N 39. ст. 4465.

3. Федеральный закон РФ от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. от 23.07.2011) // «Российская газета», N 133, 14.07.2001.

4. Федеральный закон РФ от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Российская газета, № 5353, 03.12.2010.

Научная литература

5. Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000.

6. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права: учебное пособие. - М.: М3 Пресс, 2009. – 214 с.

7. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

8. Каневский К. Вопросы правового регулирования атеизма и защиты прав атеистов в Российской Федерации. www.atheism.ru.

9. Клочков В. В. Религия. Государство. Право. - М.: Мысль, 2008.

10. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. – С.23-27.

11. Морозова Л.А. Государство и церковь – особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 2007. – С.13-18.

12. Основы социальной концепции РПЦ // Журнал Московской Патриархии. -2000.- Июнь.

13. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. I. М., 2002.

14. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2000.

15. Теория государства и права: учебник./ А. Б. Венгеров, М.: Омега-Л, 2007.

16. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М.:Юристъ, 2004.

17. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. М.: Эксмо, 2008.

18. Теория государства и права: учебник для вузов. / Радько Т. Н. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

19. Теория государства и права: тезисы лекций./ В. И. Цыганов, Нижний Новгород, 2005.

20. Черемных Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 2009.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!