ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ              2.1. Особенности отношений государства и церкви в России



государство церковь политический правовой

Крупнейшим религиозным объединением на территории России является Русская Православная Церковь. Она полагает себя исторически первой христианской общиной в России: согласно традиционной историографии официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году. До этого языческие верования сильного политического влияние не имели. Крещение связало Русь с цивилизованным западноевропейским миром, особым образом – с Византией.

В царской России господствующая православная церковь находилась на службе феодально-монархического государства. Она являлась частью государственного аппарата, выполняя ряд государственных функций: ведение метрических книг, регистрация брака и смерти, оглашение царских манифестов и т. д. Со своей стороны государство оказывало всестороннюю поддержку господствующей церкви: не только денежную, но и поддержка юридическая. Так, всякое выступление против господствующей религии расценивалось как государственное преступление.

Церковь играла руководящую роль в народном образовании. Большое количество школ (церковноприходские школы) находилось в прямом подчинении церкви, но и в учебных заведениях, формально не подчиненных церкви, дети воспитывались в религиозном духе.

Октябрьская революция 1917 года произвела коренную ломку старых, складывавшихся веками церковно-государственных отношений. Появился декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , первая статья которого гласила: «Церковь отделяется от государства». Религиозные организации ограждались от политической деятельности и выполнения функций государства, провозглашалась материальная независимость церкви от государства и устанавливался формальный режим невмешательства государственных органов во внутрицерковное устройство и каноническую деятельность. Позже СССР превращается в типичное атеистическое государство с агрессивной пропагандой и отрицанием религиозных верований, за исключением периода 1943-1953 годов, когда власть переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем в связи с Великой Отечественной войной. Возвращение системы к диалогу, а затем и к сотрудничеству с церковью начинается с 1988 г., когда она получила возможность расширения своей деятельности в различных сферах: просветительской, издательской, миссионерской, благотворительной.

Отечественное правоведение воспринимает церковь как некую корпорацию – сродни корпоративным структурам в экономике. Поэтому и каноническое право предлагается рассматривать как нечто внесистемное, как «корпоративную правовую систему, входящую в романо-германскую правовую систему». Такое отношение к церкви – не современное нововведение: еще Победоносцев в конце XIX века отмечал, что в североамериканском законодательстве «проведено резкими чертами отделение государства от церкви, имеющей юридическое значение духовной корпорации» .

Согласно ст. 14 Конституции 1993 года Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти – новые положения сильно отличают его от предшествующего законодательства в этой области, в частности, от Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года.

Сторонники закона 1997 года отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику.

Позицию сторонников атеизма можно проследить в работах К. Каневского. В своей статье он выражает недовольство тем, что «…при формировании политики государства в области религии свободу совести рассматривают как свободу вероисповедания», не уделяя при этом достаточно внимания праву каждого не исповедовать никакой религии – то есть атеизму – в сравнении с законом 1990 года. По его мнению, «…атеистическая идеология и атеистическая пропаганда – это неотъемлемая часть общественной жизни и одна из граней свободы совести. Практически полное ее игнорирование … в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года - при очевидной его направленности на защиту интересов традиционных конфессий свидетельствует о том, что его авторы руководствовались собственными идеологическими предпочтениями и политической конъюнктурой…».

Неоднократно высказывались мнения, что закон 1997 года содержит положения, затрудняющие деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. Мое мнение совпадает с официальной позицией - единственное упоминание об этом содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России. Основной смысл ФЗ ««О свободе совести и религиозных объединениях» заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения. Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий.

Согласно закону религиозные объединения (ст.6) могут создаваться в форме религиозных групп (ст.7) и религиозных организаций (ст.8). Религиозной группой «признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица», а религиозной организацией – «…добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица». Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.

Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Передача в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними установлениями.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации), налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль), ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

Рассмотрев основные положения основного закона, регулирующего государственно-церковные отношения в нашей стране, хотелось бы остановиться на некоторых проблемах взаимодействия государства и церкви в современной России.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!