Место церкви в политической системе общества



ГЛАВА 1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА                                                                                         1.1. Место государства в политической системе общества

 

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, церковь, общественные объединения и т. п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть .

В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений этого понятия, указывающих, в основном, на интегрирующую роль этой системы. Часто политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов.

Обычно среди ее особенностей выделяют следующие: связь с государственной властью, отражение происходящих политических процессов, управляющее и регулирующее назначение, регулирование ее деятельности сложившимися политическими нормами и правилами.

Рассматриваемые в работе институты – государство и церковь – включаются в институциональную подсистему. И если положение в ней государства сомнений не вызывает, то в науке вопрос о том, включаются ли религиозные государства и институт церкви в политическую систему, достаточно спорен.

В теории государства и права дается множество определений понятию «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Например, мыслители прошлого трактуют государство как «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «общество людей, которое распоряжается и управляет собой» (Кант), «естественно возникающую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного порядка» (Гумплович) и т. д. Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его предназначение в осуществлении организованного насилия экономически господствующего класса над эксплуатируемыми.

Рассматривая государство с разных позиций – философской, юридической, исторической, можно лишь выделить некоторые аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Поэтому в современной отечественной юридической литературе оно определяется через перечисление признаков. К ним можно отнести:

- территориальную организацию населения;

- наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

- государственный суверенитет;

- связь с правом;

- наличие государственной казны

Государство – политико-властная организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории .

С определением государства тесно связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Сущность и социальное назначение государственного управления обществом реализуется посредством исполнения функций государства – экономической, социальной, политической, взаимодействия с другими государствами, национальной обороны и других.

Сфера жизни общества – власть, суверенитет, свобода личности – затрагивает интересы множества людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе отношения больших групп людей по поводу завоевания, удержания и использования власти, суверенитета, обеспечения свободы личности, организации самоуправления порождают то качество жизни общества, которое именуется политическим.

Один из самых актуальных вопросов для теории государства и права – о месте, значении и роли государства в политической системе. Именно вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи, за обладание этим ведут борьбу многочисленные субъекты политической системы.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены его особенными качественными признаками, которыми другие политические и неполитические организации не обладают:

1. Наивысший суверенитет, независимость и способность осуществлять верховную власть;

2. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства;

3. Обладает специальным аппаратом управления и принуждения;

4. Обладает монопольными правами и возможностями, в его компетенции находятся правотворчество, установление денежной единицы, установление бюджета и т.д.;

5. Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6. В отношении своих граждан государство распространяет свою власть на всю территорию страны и даже за ее пределы;

7. Определяет главные направления развития общества

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями. Оно может устанавливать правовой режим организации и функционирования иных субъектов политики, регистрирует их и привлекает к участию в государственных делах (социальное партнерство), кроме того, осуществляет надзор за законностью деятельности иных субъектов политики и обладает возможностью принуждения за соответствующие правонарушения.

Решая свои политические задачи, государство вынуждено взаимодействовать с другими субъектами политических отношений. Формы и методы этого взаимодействия говорят о степени демократичности в его отношениях с политическими партиями, профсоюзами, религиозными организациями, различными политическими движениями. Если государство относится к ним лояльно, поддерживает и гарантирует их деятельность в обществе – оно является демократическим. И наоборот, когда государство препятствует свободной деятельности политических организаций, ставит на их пути разного рода барьеры или прямо запрещает их деятельность – такое государство характеризуется как антидемократическое.

Место церкви в политической системе общества

Современное светское общество считает, что имеет полное представление о таком институте, как церковь. Государство уверенно регулирует ее деятельность, ставит ее в привычные для общества рамки, предъявляет к ней определенные требования. Оно просто формулирует свое собственное представление о религии и церкви, выражает его в виде нормативных правовых актов – законов. Причем в тексте этих законов не затрудняет себя определением самого предмета регулирования: церковь для современного законодателя – это просто «религиозная организация».

Церковь – религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности , также совокупность правил, ценностей, санкций, учреждений, регулирующих разнообразные стороны жизни верующих.

Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с другой же - поддерживает связи со светскими структурами и объединениями. Церковь как социальное явление, общественный институт в форме централизованного религиозного объединения,

- формирует общность верующих на основе конкретной системы религиозного вероучения;

- обладает установленной в соответствии с исторической традицией иерархической организационной структурой;

- самоуправляется на основе исторически закрепленных правил общественного поведения внутри объединения и в его взаимоотношениях с обществом и государством (канонов);

- руководствуется в своей деятельности закрепленными исторической традицией правилами отправления религиозной практики (культа);

- преследует цели индивидуального и публичного исповедания и распространения своего вероучения, также осуществления хозяйственной деятельности, необходимой для поддержания жизнеобеспечения церкви в целом и входящих в ее состав организаций (общин) верующих

В организационной структуре церкви часто существуют группы духовенства и мирян. Первая, иерархиезированная часть состоит из служителей культа, совершающих религиозные обряды, осуществляющих проповедь вероучения и удовлетворяющих религиозные, а иногда и нерелигиозные (начальная медицинская помощь, благотворительность, начальное, духовное образование и т.д.) просьбы верующих. Мирянами являются рядовые верующие, оставшиеся за пределами круга духовенства и составляющие подавляющее большинство приверженцев во всех религиях.

Отношения государства и церкви на их историческом пути были весьма разнообразны: от полного взаимоотчуждения до фактического слияния.

Как было отмечено ранее, вопрос о принадлежности церкви к политической системе является спорным. В литературе иногда можно встретить утверждения, что церковь исключена из этой системы, так как сама отделена от государства. Мое мнение сходно с позицией других авторов – хотя церковь не является политической партией, чаще всего не ставит перед собой политических целей, она является важным элементом политической системы общества. Ранее существовали и в настоящее время государства, в которых религиозные организации оказывали и оказывают сильнейшее влияние на содержание деятельности не только отдельных органов государства, но и на государство в целом, его внутреннюю и внешнюю политику (средневековая Европа, современные мусульманские государства). В светских же государствах они посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Верующие и церковные служители как граждане участвуют в избирательных компаниях, а в некоторых странах существуют политические партии религиозного толка (Германия, Бельгия, Италия). В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 23.07.2011) не допускается создание политических партий по религиозной принадлежности.

Описать динамику влияния религии и церкви на общественную жизнь можно с помощью понятий «сакрализация» и «секуляризация».

Сакрализация (от лат. sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления. Этот процесс в каждом обществе имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он стремился к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась после правления императора Константина и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека .

Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.

Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, процесс снижения влияния религии на жизнь общества и деятельность людей, мероприятия по отделению государства, других институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе - процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Этот процесс выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отношений собственности. В Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный характер, то становление буржуазных отношений поставило этот процесс на закономерную основу. В оценке же последствий секуляризации для общества и государства многие ученые прошлого и современности расходятся.

Таким образом, на сегодняшний день церковь утратила свои основные позиции в политической системе, очевидно превосходство процессов обмирщения над сакрализацией. Но хотелось бы отметить, что отделение церкви от государства, завершающее процесс секуляризации в правовом государстве, не снимает задачи взаимодействия светских церковно-религиозных и общественных сил в утверждении общечеловеческих норм и принципов во внутренней жизни общества и во внешнеполитической сфере. С социологической точки зрения можно выделить следующие тенденции в развитии религии :

1. Модернизация – проявляет себя в религиозном искусстве, изменении богослужений, более активном участии в светской жизни общества;

2. Стремление к экуменизму – тяга ко все более глубокому межконфессиональному взаимопониманию и сотрудничеству;

3. Плюрализация религии – появление множества конкурирующих со «старыми» церквями новых деноминаций, дающих возможность каждому члену общества сделать свой выбор;

4. Появление нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а главное, на личном выборе;

5. Обретение религией новой социальной формы, содержащей определенные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек волен выбирать подходящую ему религиозную систему

Сегодня общественному резонансу деятельности церквей способствует осуждение ими распущенности нравов, преступности, алкоголизма и наркомании, активное участие в миротворческой деятельности. Их проповедь предостерегает об опасности дефицита человеческой доброты, предлагает разнообразные средства, если не преодоления, то хотя бы смягчения негативных тенденций общественного развития.

Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

1. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

- наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

-  режим отделения церкви от государства и школы от церкви

2. Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

-  Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность;

- Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки;

-  Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан;

- Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом

3. Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!