Учебно-методическое обеспечение



Уральский государственный педагогический университет

ПРОГРАММА

Формирование представлений о целеполагании средствами мультфильмов для детей 5-7 лет

(27 занятий)

Аспирант УрГПУ

Бурухина А.Ф.

 

 

г. Екатеринбург

2015 г.

Пояснительная записка

 

Век информационных технологий принес с собой новые возможности воспитания и одновременно требования к последнему. В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это уже не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации. Множество и разнообразие нецеленаправленных факторов воспитания способствует тому, что доля их влияния на ребенка все увеличивается, тем самым, уменьшается доля влияния целенаправленных. Это является серьезнейшей проблемой, особенно в дошкольном возрасте, когда активно идет познание и освоение мира, формирование сознания ребенка, ценностей и мировоззрения.

Одним из первых и важных представителей медиа-пространства являются мультипликационные (анимационные) фильмы. Под мультфильмами мы будем понимать не только произведения, созданные по технологии умножения, но и все современные произведения, созданные посредством компьютерной графики, «ожившие», которые мы можем отнести к жанру мультфильма.

Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но это влияние не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируемый и нецеленаправленный со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая мультфильм, что может привести к весьма нежелательным последствиям. А ведь современные дети – это дети, в большей степени, смотрящие и в гораздо меньшей – читающие. Современный ребёнок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

· мультфильмы расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

· показывает примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

· способствуют формированию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинно-следственных связей;

· формируют эстетический вкус, чувство юмора;

· мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей и др.

Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Если к этому добавить ещё и совместный с ребёнком анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных» воспитателей.

В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования. Поэтому автором была разработана методика воспитания обучения детей на основе мультфильмов. Были поставлены следующие задачи:

· проанализировать воспитательный потенциал мультфильмов и классифицировать их;

· отобрать мультфильмы для решения воспитательных и образовательных задач по знакомству детей 5-7 лет с основами целеполагания;

· разработать программу по использованию мультфильмов в педагогических целях.

В рамках решения первой задачи было проанализировано более 1000 мультфильмов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

– короткометражные (5-20 мин.), полнометражные (более 1 часа) и сериалы;

– современные (зарубежные и отечественные, созданные после 1991 года) и мультфильмы советского периода.

Мультфильмы советского периода – в основном, короткометражные; современные же – полнометражные либо сериального типа.

Коротко сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, эта мораль зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.

Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд на преступником. Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая. Примеры: смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы (Шрек третий»); захват теплохода пингвинами и взятие в заложники капитана («Мадагаскар»). В фильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие. Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя, а смурфики, бакуганы, гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами? Героями практически всех советских же мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам: в этих мультфильмах не встретишь никаких монстров.

Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «чувак», «дебил», «кретин», «полный отпад», «вау», «клёвый», «кайф»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем красивом языке, у каждого – свой неповторимый голос, эмоции, в этих мультфильмах звучит настоящая авторская музыка.

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.

Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное. Так, главные герои современных мультфильмов могут дезориентировать ребенка.

В советские мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые, юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.

Некоторые современные мультфильмы всё же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.).

Многие родители не придают мультфильмам большого значения, и позволяют ребёнку смотреть всё, что ему хочется, в неограниченном количестве. Но такая позиция родителей может привести как к ухудшению здоровья, так и к возникновению различных трудностей и перекосов в становлении личности ребёнка. Например, девочки, чересчур увлечённые мультфильмами про фей Винкс, начинают жить в выдуманном мире, чрезвычайно много мечтать, пытаются колдовать, излишне фантазируют. При этом реальная жизнь становится им менее интересной, нежели жизнь воображаемая. Если в группе детского сада есть несколько таких девочек, то большая часть их разговоров проходит о феях, колдовстве и др. Большая часть девочек, увлекающаяся Винкс, имеет устойчивые желания – колдовать и летать.

У мальчиков чрезвычайное увлечение роботами, супергероями и бакуганами так же приводит к тому, что они тоже начинают жить в выдуманном мире, меньше интересуясь реальностью. Такие мальчики с увлечением рассказывают о войнах, роботах, оружии, проводят много времени перед телевизорами и начинают болезненно увлекаться компьютерными играми. Постоянно созерцая на экране смерть и убийства (а все супергерои – убийцы во имя добра), дети начинают спокойно относиться к этому в жизни: они без эмоций рисуют кровь и убийц, в красках рассказывают, кто кого и как убивает; начинают с упрямой жестокостью относиться к слабым живым существам; проявляют чрезвычайный интерес к едущим с сигналами машинам скорой помощи, милиции, живописуя картины смертей и убийств. Мальчики начинают просто бредить этими героями, и их устойчивыми желаниями являются – получение как можно больше новых компьютерных игр, приставок, роботов.

Конечно, увлечение выдуманными мирами и героями может быть, но оно должно быть в меру. Если ребёнок будет всем сердцем стремиться к виртуальному миру уже с дошкольного возраста и его не переключат на красоту и интересность реального мира, то это может привести к тому, что, будучи школьником, он всё более будет погружаться в виртуальный мир: компьютерные игры, Интернет и др., и всё дальше отдаляться отрелаьности.

А если родители не переводят зависимость ребёнка от таких мультфильмов в другие русла, если потакают его пристрастиям, то получаются, это ребёнка воспитывают уже не родители, а мультфильмы. В некоторых семьях мультфильмы воспитывают не только детей, но и самих родителей: родители, чтобы порадовать своё чадо, ищут ему новые компьютерные игры, диски с мультфильмами, наряды человеков-пауков, всю коллекцию бакуганов. Среди прочих желаний детей родители всерьёз озабочены поисками таких невиданных существ, как «единорога розового с крыльями», «смурфиков», «фиксиков», «волшебную палочку настоящую», «омнитрикс, но не обычные а с плазмой, которая в героев превращается», «машинки тачки и именно из второй части (особенно надо ему профессора злого)», «Сокол Тысячелетия (как у Хана Соло) из звездных войн»[1] и др. И родители ищут эти игрушки, заказывают в Москве, в других странах, просят знакомых найти, купить, отправить посылкой. А все эти желания навеяны мультфильмами. Поэтому влияние мультфильмов на детей и их родителей дошкольного возраста сложно переоценить.

Итак, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат воспитательный потенциал, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Таким образом, крайне важно поставить мультфильмы на службу вашему воспитанию, а не стать вместе с ребёнком рабами мультфильма. А для этого необходимо подходить к этому явлению научно, анализирую педагогические возможности и результаты воздействия мультфильмов.

Проанализировав несколько сотен мультфильмов, мы отобрали для нашей работы наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. Уже из них были отобраны мультфильмы, способствующие усвоению ребёнком знаний и умения, касающихся целеполагания (целеполагание – процесс определения цели и её достижения, осуществляемый через средства, через деятельность человека).

Актуальность именно этого аспекта обусловлена тем, что, мы живём в эпоху глобальной конкуренции, пронизывающей все сферы жизни человека, а это требует от человека конкурентоспособности, то есть умения наиболее эффективно достигать цели. Конкурентоспособный человек может определить цель и в конкурентной борьбе достичь её, проявив наибольшие способности. Поэтому для рассмотрения условий развития конкурентоспособности личности необходимо обратиться к таким понятиям, как целеполагание, цель, средства.

Подготовка конкурентоспособной личности будет эффективнее, если её начать с дошкольного возраста, поскольку уже в этом возрасте ребёнок имеет свои желания (предшественники целей) и ищет способы их достижения.

Мы предлагаем простое определение цели для методической работы с детьми: цель – это то, что ты хочешь достичь. Средство – то, способствует достижению цели. Многие дети дошкольного возраста ещё не используют слово «цель», чаще у них есть мечты и желания. Их различие состоит в том, что мечты и желания, как правило, сбываются (за счёт кого-то), а цели нужно добиваться самому.

Отобранные мультфильмы были детально проанализированы, в них были вычленены структурные компоненты целеполагания:

Ø выбор цели; ложная цель;

Ø неправильные средства, которые не приводят к достижению цели;

Ø средства, способы, пути достижения цели: лень как противник целеполагания; труд, тренировки как способы достижения цели;

Ø упорство при достижении цели; борьба за свою цель; жертвы во имя цели; умение устоять перед соблазнами;

Ø необходимость знаний для достижения цели;

Ø профессионализм как условие достижения профессиональных целей; знакомство с некоторыми профессиями.

По содержанию этих компонентов мультфильмы объединены в тематические блоки.

Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материла и слова педагога или родителя. Примерная схема занятия с использованием мультфильма:

1.  Вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о … (высказывает наиболее общую мысль мультфильма). Либо задаёт проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Самый главный» спросить у детей, какая профессия, на их взгляд, самая важная и почему.

2.  Показ мультфильма.

3.  Беседа. Вопросы детям, обсуждение, выводы. Задача – получение детьми нового знания.

4.  Игра на основе выводов, упражнение.

Крайне важно после просмотра при возникновении определённой ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребёнку. Например, образ лентяя Нехочухи из одноимённого мультфильма настолько ярко входит в сознание ребёнка, что его можно вспоминать, когда дитя начинает капризничать «не хочу – не буду». Фраза: «Молодец. Будешь, как великий Нехочуха» может привести ребёнка к правильным действиям.

К мультфильмам разработаны вопросы, направленные на овладение знаниями по целеполаганию. Также представлены некоторые задания, упражнения и методики оценки уровня знаний и умений дошкольников. 

 

 

Учебно-тематический план

Название темы Кол-во часов
1 Выбор цели 2
2 Ложная цель 2
3 Промежуточные цели 1
4 Лень как противник целеполагания 2
5 Неправильные средства достижения цели 2
6 Труд как надёжный способ достижения цели 5
7 Тренировка как способ достижения цели 3
8 Необходимость знаний для целеполагания 5
9 Знакомство с профессиями 5
  ИТОГО 27

Содержание программы

Блок Тема Суть Мультфильмы

Цель

Выбор цели Выбор цели требует серьёзного осмысленного подхода, чтобы не ставить и не добиваться пустых целей, которые бессмысленны и ни к чему не приводят. Нужно знать свою цель. А если цель поставлена – нужно дойти до конца, достичь её, чтобы получить результат. · «Цветик-семицветик» · «Дядя Миша»
Ложная цель Не всякая цель нужна. Ложные цели пусты, бессмысленны и приводят к проблемам. Чтобы этого не случилось, нужно понимать, какие последствия будут после достижения цели. К ложным целям можно отнести следующее: бездумные желания, хвастовство, жадность, цели, которых не знаешь или не понимаешь; цели, которых невозможно достичь. · «Зимняя сказка» · «Бобик в гостях у Барбоса»
Промежуточные цели Сложные цели можно достичь, если разложить их на несколько промежуточных. Только достигнув всех промежуточных целей, можно добиться главной. · «Как крот раздобыл себе штанишки»

Средства и способы достижения цели

Лень как противник целеустремлённости Лентяй и бездельник не сможет добиться никакой цели. А только создаст проблемы себе и другим. Зачастую лентяй эти проблемы потом сам не может решить и нуждается в помощи. · «Нехочуха» · «Про Сидорова Вову»
Неправильные средства достижения цели Не всякое средство можно использовать для достижения даже самой хорошей цели. Неправильные средства не приведут к цели, а только создадут проблемы. К неправильным средствам можно отнести: хитрость, отсутствие предварительного расчёта, желание достичь цели чужими руками, ненадёжные товарищи, хвастовство, чрезмерная подготовка. Прежде чем, применить средство, нужно хорошо подумать и просчитать, приведёт ли оно для достижения цели. · «Кот-рыболов» · «Приключения Хомы»
Труд как надёжный способ достижения цели Для достижения цели необходимо подобрать правильные средства. Труд – это самое надёжное средство достижения цели; это условие удовлетворения витальных потребностей; это залог развития человека; это фактор общественного признания. Кроме того, человеческая жизнь просто невозможна без труда.   · «Стрекоза и муравей» · «Баранкин, будь человеком!» · «Дудочка и кувшинчик» · «Вовка в Тридевятом царстве» · «Хлеб»
Тренировка как способ достижения цели Тренировка – один из надёжных способов достижения цели. Чтобы научиться что-то хорошо делать, нужно это делать много раз. В тренировке человек не только отрабатывает умения, но и преодолевает себя, что приводит к развитию воли, упорства. · «Необыкновенный матч» · «Томчумба» · «Чемпион»
Необходимость знаний для целеполагания   Для достижения цели необходимо не только подобрать правильные средства. Ещё нужно получить знания, которые помогут достигнуть цели. Для этого, в первую очередь, необходимо освоить базовую школьную программу. · «Наш друг Пишичитай» (1 серия) · «В стране невыученных уроков» · «Опять двойка» · «Остров ошибок» ·  «История с единицей»
Знакомство с профессиями   Профессиональный труд – самый надёжный способ достижения профессиональных целей. Необходимость профессионального труда, освоения профессии, в которой человек сможет себя реализовать. Знакомство ребёнка с некоторыми профессиями.   · «Песенка мышонка» · «Чужой голос» · «Дядя Стёпа милиционер» · «Самый главный» · «Кем быть?»

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программы необходимо:

· Мультимедиа, DVD, телевизор.

· Записи мультфильмов.

Сведения о разработчике

Бурухина Анна Фёдоровна.

Уральский государственный педагогический университет, кафедра естествознания и методики его преподавания в начальных классах.

Аспирант.

Телефон: 8-9222-00-66-69.

Эл.почта: b11a@mail.ru


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!