В центре общественной мысли находился крестьянский вопрос.



В литературе наметилась критическая линия, но не против крепостничества, а против отдельных пороков дворянства, духовенства и чиновничества. Литература стала одним из воспитательных средств нравственного самоусовершенствования, обуздания личных страстей ради государственных и общественных интересов.

Господствующим художественным методом был классицизм. В соответствии с его канонами развивалось два стиля - «высокий» (жанры - трагедия, ода) и «низкий, сатирический» (комедии, басни, притчи, сказки). Представители классицизма: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, И. А. Крылов, перу которых принадлежали произведения разных жанров; Д. И. Фонвизин, автор известнейших комедий; М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин, в одах прославлявшие Елизавету и Екатерину II.

В конце века сентиментализм породил новые жанры — городская повесть (Н. М. Карамзин - «Бедная Лиза») и элегия в лирической поэзии.

Во всех видах изобразительного искусства проявлялись передовые идеи того времени - гражданственность, патриотизм и гуманизм.

Выводы. Русская культура в XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения к рационализма.

Русское искусство окончательно приобрело светский и интернациональный характер.

Правление Павла I (1796—1801) одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие - «военно-полицейской диктатурой», третьи - считают Павла «русским Гамлетом», четвертые - «романтическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина П, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гат чине завел жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами Павла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства.

В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен по рядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, что бы досадить англичанам.

Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г, при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был убит в Михайловском замке в Петербурге.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!