СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В ДХШ И ИЗОСТУДИИ



Изостудия

На примере изостудии «Солнечный зайчик». За основу взята программа Б. Неменского для начальной школы. Требование времени – техническая оснащённость: телевизор, экран, компьютер и компьютерные программы.

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа, всего 90 минут, из них 10 минут перерыв.

Программа рассчитана на 3 – 4 года (до 5 лет), принимаются дети с 4 – 5 лет до 10 – 12 лет. Формируются группы 5 – 6, 7 – 8, 9 – 10 лет.

Работы выполняются на мольбертах на половине листа ватмана, для графических работ или для работ, подготовленных к участию в выставках на формате А3. Младшие дети выполняют работу за одно занятие, старшие – за 2 – 3 занятия. Материал – гуашь, акварель, тушь, маркер, фломастеры, масло (с 8 лет), соус, сангина, уголь, масляная пастель, глина (натуральная и искусственная), пластилин, бумага, картон.

Виды работ: живопись, графика, смешанная техника (тушь, акварель, фломастеры, восковые мелки); аппликации из бумаги, картона, ткани; флористика; пластилин – работа на плоскости. Используется деревянная модель человека и геометрические гипсовые фигуры. Старшим детям проводятся беседы по искусству, о художниках.

Пленэр проходит в июне за 5 дней по три часа каждый день, получается 10 занятий за неделю (месячная программа 8 занятий).

1 занятие – рисуем цветы, травинки с близкого расстояния. Карандаш, акварель с масляными мелками, гуашь или тонированная бумага с сухой пастелью.

2 занятие – горы, воды – уголок парка.

3, 4, 5 занятия – море на Корабельной набережной. При плохой погоде в Союзе художников копирование работ.

ДХШ, ДШИ

На примере ДШИ №7

Эстетическое отделение. Возраст 5 – 7 лет. Эстетические группы занимаются несколько раз в неделю: хор, хореография, декоративно-прикладное искусство, лепка, живопись. Занятия по живописи 1 раз в неделю по 30 минут. Работа на листах формата А3, материал гуашь.

Подготовительное отделение с 5 лет, в основном 1 – 4 классы. Работа на листах формата А3, материал гуашь, уголь, цветная бумага, картон. Кроме живописи есть декоративно-прикладное искусство, лепка, история искусств. По декоративно-прикладному искусству изучаются орнаменты, вышивка, предметы быта на Руси, народный костюм, лоскутная мозаика, русская набойка, аппликация, бумагопластика, оригами. Народное зодчество.

ДХШ

Развивать в учениках образное мышление – одна из главных задач начальных классов. У ребят вырабатывают умение составлять натюрморт. Ученики используют предметы из методического фонда и вырабатывают навыки компоновки предметов. Это творческий процесс, воспитывающий вкус учеников, развивающий их находчивость, инициативу. Споры, которые возникают между детьми при отборе предметов для натюрморта, только им на пользу. Поставить натюрморт – творческая задача, не менее важная, чем написать его красками. В процессе компоновки у ребят рождается идея натюрморта, появляется творческий стимул для работы над ним. Ребятам даже оценки ставят за постановку натюрморта. Оценки такие: «За радостный цвет натюрморта», «За оригинальность выбора предметов», «За красоту фактуры отобранных вещей», «За декоративность натюрморта».

Выходы, выезды на пленэрные зарисовки. Обратить внимание на красивое в жизни, научить замечать красоту природы. Рисование с натуры: наброски, зарисовки. Пленэр даёт возможность наблюдать явления, которые не могут быть показаны на занятиях.

Техника выполнения заданий в ДХШ, ДШИ и изостудии

Аппликация и мозаика

Традиционная аппликация. Из цветной бумаги вырезают детали рисунка и наклеивают на фон.

Многослойная цветная аппликация. Рисунок подетально вырезают из цветной бумаги, внутри детали вырезают прожилки, затем деталь наклеивают на промежуточный фон. После высыхания клея вновь вырезают с контурным краем (захватывая вокруг первоначального фона) и наклеивают на основной фон. Такая техника даёт возможность создать «графические» работы, как будто нарисованные тонкими линиями, отделить детали рисунка общей массы.

Мозаика. Кусочки цветной бумаги наклеивают на фоновую бумагу.

Смешанная техника. Соединение мозаики и прорезной аппликации. В качестве фона лучше взять картон. Клей обойный, предпочтительно универсальный, например, «Метилан». Нужен поролон для нанесения клея и удаления его излишков. Работу закрепляют на доске кнопками, чтобы её не покоробило. Необходимо запастись цветной бумагой и страницами из глянцевых журналов. Рисунок можно скомпоновать и наклеить на основу целиком, или каждый фрагмент наклеивать на "свою" основу, после высыхания вырезать и наклеить на общую основу. При наклеивании тщательно разглаживать каждую деталь, вздутие приводит к отклеиванию. Излишки клея удаляют влажным поролоном. После высыхания работу лучше положить под пресс, чтобы поверхность была ровной.

Печатная графика

По технике выполнения печатную графику делят на высокую (ксилография, гравюра на картоне, линогравюра), глубокую (резцовая гравюра и сухая игла, офорт) и плоскую (монотипия, штамп, граттаж) печать.

Монотипия. При этом виде графики получается один оттиск с неповторимыми и необычайными узорами. По отношению к краскам эта техника всеядна: акварель, гуашь, темпера, масляные и типографские краски.

Наиболее проста обратная монотипия, когда по поверхности ровно раскатывают густую краску, кладут сверху лист и рисуют по нему карандашом, пальцем и всем чем угодно. На обратной стороне получается изображение с «копирочным» эффектом, тонкими линиями и широкими пятнами.

 Штамп. Самый простой штамп – это наши руки и пальцы. Отпечаток ладони может стать и птицей, и рыбкой, и осьминогом, а если ещё добавить отпечатки пальцев, получится целый подводный мир.

В качестве штампа можно использовать кусочки картона, пробки, сухие листья, целлофан. Штамп можно изготовить из ластика и овощей. Например, ломтик картофеля в форме столбика толщиной 1см. и длиной 4 – 5 см. В блюдце разводят акварель или гуашь, обмакивают в него штампик и печатают рисунок. Краску смывают со штампика и продолжают работу другим цветом.

Гравюра на картоне. Отдельные элементы рисунка вырезают ножницами из картона и наклеивают на печатную форму (картон). Можно наклеивать и другие материалы – листья, песок, опилки, бечёвку, нитки, кружево – это позволит добиться различной фактуры. Типографскую или масляную краску выдавливают на газетную бумагу, чтобы впитался излишек масла, затем переносят мастихином или ножом на стекло и размазывают ровным слоем. Краску раскатывают фотоваликом и им же накатывают на клише. Клише покрывают бумагой и прокатывают чистым валиком или протирают. Наиболее пригодны для печатания гравюр слабо проклееные сорта бумаги.

Граттаж (гратография или процарапывание) выполняется на специально обработанной бумаге. Меловая бумага обработке не подлежит. Бумагу или картон натирают воском или парафином, грунтуют каким – либо тоном, чаще тёмным (например, чёрная гуашь, смешанная с тушью). Рисунок переводят через цветную копировальную бумагу или рисуют прямо на листе графитным карандашом. Гравируют простейшими инструментами: иглой, гвоздём, скальпелем.

Техника восковки

На бумаге гуашью делают рисунок композиции. После высыхания рисунок переводят на кальку карандашом. Кальку убирают и рисунок натирается воском (парафином или свечой). Парафин можно расплавить и быстро нанести его на рисунок широкой кистью. Пока парафин высыхает, для покрытия рисунка готовится колер: в гуашь добавляется немного мыла, чтобы краска лучше пристала к застывшему воску. Цвета могут быть контрастные (чёрный, красный, синий, зелёный). Цветовые отношения можно строить на тёплых или холодных тонах. Большой кистью готовым колером закрашивается рисунок равномерно по всей плоскости листа без просветов. После высыхания накладывается калька и переводится контур рисунка. Краска выскабливается ученическим пером. Когда рисунок раскрыт (выскабливаются освещённые или наоборот затемнённые места рисунка), получается очень выразительная фактура – несколько слоёв цвета, смягчённых тональностью воска.

Эстамп – оттиск изображения на бумаге, сделанный с линолеума, дерева, камня, металла. Высокая, глубокая и плоская печать.

При высокой печати изображение вырезают, вынимая все места, которые должны остаться белыми. На выступающие части накатывается краска, которая и даёт отпечаток изображения на бумаге. Эти виды эстампа выполняются на дереве (ксилография) и линолеуме (линогравюра).

Глубокая печать получается путём процарапывания или травления гладкой металлической поверхности. Углубления рисунка заполняются краской, которая под давлением отпечатывается на бумаге. К этому виду эстампов относятся все способы гравирования по металлу – офорт, гравюра сухой иглой, аквантина.

При плоской печати печатная форма обрабатывается химическим способом так, что только рисунок воспринимает жирную краску. Это называется литографией.

 3. Пластилиновая живопись (для 1 – 2 класса ДХШ)

Использовать пластилин как живописный материал. Общая задача занятий состоит в формировании художественного вкуса и способностей к определённому виду деятельности. Все задания преследуют одну общую цель – развитие у учащихся качеств личности: зрительных восприятий, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости в выборе сюжета, развитие двигательных навыков руки. А также раскрытие фантазии, опыта, практических навыков в работе с пластилином как живописным материалом. Примерные задания:

- Упражнения. Цветовое смешение.

- «Символический образ». Ассоциативное цветовое восприятие.

- «Рассвет. Закат». Передача настроения в цвете.

- «Букет». Выполнять декоративно, стилизовано.

- «Натюрморт»

- «Пейзаж»

- «Фантастический образ». Декоративная композиция: растительный мотив, сказочная рыба или птица.

Волшебный лоскуток

Каждый из лоскутков должен попасть в свою среду, подходящую ему по цвету и стилю. Нужно постараться «спрятать» его, частично копируя, чтобы лоскуток не выделялся из общей композиции. Рисунок на ткани – это декоративная стилизация, поэтому работы получаются тоже декоративными.

Начинать работу с карандашных эскизов. К одному и тому же лоскутку может быть несколько вариантов. Композиция может быть выполнена в любом жанре: натюрморт, пейзаж, портрет.

Педагог отбирает наиболее удачные эскизы и учащиеся приступают к работе. Сначала приклеить лоскут и карандашом разметить рисунок, определить цветовую палитру. Работа красками идёт от кусочка ткани к краям. Стараться смешивать цвета максимально приближёнными к заданным. Особое внимание уделить деталям, тщательно их прорабатывая.

5.Мозаика кракле. Этот вид работы можно отнести к аппликации, выполненной яичной скорлупой.

Яичную скорлупу промыть под краном, на 2 – 3 минуты опустить в 5-процентный раствор пищевой соды. Высушить и держать в коробочке. Скорлупу можно окрасить анилиновыми красителями для ткани, луком или кофе. Скорлупу прокипятить в растворе красителя и вынимать порциями, чтобы получить разнообразную цветовую насыщенность.

Для фона лучше взять картон, фанеру тёмного цвета. Рисунок наносят карандашом, акварелью, чёрной тушью или «золотой» гелевой ручкой. Небольшие участки покрывают клеем ПВА, накладывают кусочки скорлупы выпуклой стороной вверх. Затем на скорлупу давят, она лопнет и с помощью иглы передвигается по плоскости. Скорлупа подбирается по контуру изображения. Между скорлупками оставляют небольшие зазоры, что придаёт мозаике воздушность и лёгкость.

Для самых маленьких художников картон покрывают тонким слоем пластилина. После нанесения рисунка скорлупки вдавливают в пластилин.

Оконченную работу оформляют в раму со стеклом. Такие работы с успехом могут применяться в оформлении интерьеров.

 

Детский сад

Как правило, занятия по рисованию, лепке и аппликации следуют друг за другом в определённой последовательности. Занятия изо длятся 20 – 25 минут.

Занятия изо развивают эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления. Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Часто нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним. Поэтому нужно вводить в занятия игровые ситуации, игровые приёмы обучения. Методика проведения занятий должна быть направлена на развитие детского творчества. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение педагога. На занятиях почти не используется образец, созданный педагогом, так как образец приучает детей к механическому копированию.

Такие задачи, как учить детей правильно держать кисть, карандаш, пользоваться ими в процессе рисования – обмакивать в краску, промывать её, осушать о тряпочку не повторяются многократно, а включаются время от времени, чтобы не были забыты.

Все детские работы выставляются для просмотра на каждом занятии. Анализ проходит при активном участии всех детей. Малыши могут лишь порадоваться ярким краскам, назвать то, что они изобразили. В старших группах дети должны дать развёрнутую и аргументированную оценку своих работ и работ товарищей. Важно найти яркие слова для характеристики изображённых предметов. Например, какое дерево: стройное, развесистое или кряжистое; ветви изогнутые, крона разветвлённая. Для выразительности можно использовать стихи, песни.

Детские рисунки, лепку, аппликации надо использовать в оформлении праздников, игр детей, помещений детского сада, необходимо устраивать эпизодические выставки детского изобразительного творчества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Элективные курсы.

Они дают ответ учащимся на такие вопросы: «Что я хочу и могу изучать? Как? Где? Зачем?» Для них не существует образовательных стандартов, Нестандартизованность, вариативность и краткосрочность элективных курсов («курсов по выбору») является их особенностями. Это предпрофильная подготовка для 9 классов, они ориентированы на какой - то конкретный профиль.

В 10 – 11 классах элективные курсы должны быть более долгосрочными (не менее 36 часов). Цель – расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков в рамках выбранного профиля. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана.

Это внеурочная художественно творческая деятельность. Это уроки – семинары, круглые столы, дискуссии, проблемно – поисковая деятельность. Это посещение музея, театра, выставок. Коллективное создание сценариев театральных представлений, праздников, конкурсов, выставок.

Детская картинная галерея

В 1968 году в Ереване в выставочных залах Союза художников Армении открылась выставка детского рисунка «Мир глазами детей». Здесь было представлено более 800 работ. В течение двух недель выставку посетило 120 тысяч человек. Тогда и начались действия по созданию специального эстетического центра. В 1970 году в центре Еревана открылась Детская картинная галерея. Это был уникальный факт, наша страна оказалась первой в этом деле. Первыми последователями стали англичане.

Первый директор и основатель детской картинной галереи была Жанна Агамирян. Она трагически погибла со своими детьми в авиакатастрофе. Она была педагогом с врождённым тактом, поразительной интуицией. Она писала диссертацию, которую так и не успела защитить. Эти материалы были опубликованы книгой Жанны Агамирян «Детская картинная галерея (Ереванский опыт работы с детьми)» 1979г.

В галерее особенно оживлённо по выходным дням и в дни каникул. Число посещающих за день доходит до 500 человек. В галерее проходят встречи с художниками, чтение лекций на темы художественной и педагогической жизни; посещение мастерских. Все преподаватели здесь – действующие художники. Главное для научных сотрудников галереи – изучение детского творчества. У детей своя система взглядов и оценок, зачастую не совпадающая с оценками взрослого человека. Детская картинная галерея отстаивает право ребёнка на самобытность своего творчества, право на своё видение, на сотворение своего совершенно особого мира фантазий. Воспринимать детский рисунок нужно с учётом детской логики. Например, ногастые и рукастые человечки в рисунках раннего детства. На вопрос: «Почему такие длинные ноги и руки?» 5 – 6-летние дети отвечают почти одинаково: «А если бы не было рук и ног? Как бы они работали? Как бы они ходили? Руки и ноги – самые главные!» Поэтому «руки – ноги» и заполняют весь лист, выражая тем самым содержание, волнующее автора своей жизненной значимостью.

Цвет рано начинает волновать воображение ребёнка. Цвет почти физически ощущается детьми и особенно в раннем возрасте, что выражается в своеобразной шкале отношения к краске. Раньше других у маленьких кончается красный цвет. У старших – наоборот.

В галере выставки бывают разные – персональные, тематические, групповые, «возрастные» («рисуют дети от трёх до семи» или «от семи до десяти»). Бывают выставки зарубежные и национальные. А какая коллективная гордость класса за своего друга – художника. Есть «персональная стена» и «золотая стена», на которой экспонируются лучшие из лучших.

Поразительно, как дети органично понимают свой детский изобразительный язык – как птицы птичий,- без переводчика – экскурсовода. Поэтому работы экспонируются без названия, если автору не пришло в голову назвать. Дети не любят называть лаконично, они любят длинные подписи, но ещё больше любят сочинять целые рассказы в пояснение к своим рисункам.

Оказалось, что выставки 14 – 16-летних ребят очень важны для них самих. В это время происходит переоценка собственного творчества более ранних лет. Взрослеющий школьник начинает его стесняться. Организация выставки, коллективный её просмотр изменяет оценку. Выставка как бы амортизирует переход на другую возрастную ступень творческого развития именно тогда, когда чаще всего бывают подростковые срывы и разочарования. Ребята этого возраста часто подражают разным художникам. Надо избегать опасности подражания, потому что это тормозит собственное творческое развитие. Иногда разочарованный в себе подросток прекращает вообще рисовать, потому что у него не получается как у взрослых художников. Именно выставки взрослеющих ребят многим вернули уверенность в себе. Хотя выставка способна развить и эгоцентризм, ведь она поднимает школьника на трибуну почёта. Ведётся определённая работа, чтобы избежать этой опасности, но нужно сохранять выставки, как оправдавшую себя форму воспитания. Воспитательная сила выставки очевидна.

Для галереи особенно ценным оказывается не столько сам эстетический результат (красивая работа), сколько появление в ребёнке привлекательных человеческих качеств, лучшее из которых творческий коллективизм. Творческая среда галереи растормаживает нерисующих, подбадривает тех, кто делает первые самостоятельные шаги, перевоспитывает зазнавшихся, направляет вкус творящих.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!