Учебная программа предмета ИЗО



Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Владивостокское художественное училище»

 

 

 

 

ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ

Осенний семестр

 

                                                                                 Балабко Т.А.

 

   ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение                                                          3 -7

2. Особенности детского рисунка                     7 - 12

3. Планирование работы на уроках ИЗО         12 - 16

4. Наглядные пособия                                        16 - 20

5. Содержание предмета в средней школе       20 – 25

6. Содержание предмета в ДХШ и изостудии  25 - 31

7. Приложение                                                     31 – 36

8. Список литературы                                         36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Методика – это специальный раздел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Из совокупности приёмов и методов обучения складывается система обучения. Ярким примером системы обучения изобразительному искусству может служить педагогическая система Павла Петровича Чистякова.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики, долголетнего творческого труда. Многим кажется, что преподавание настолько простое и лёгкое дело, что ему и учиться не надо, достаточно лишь знать свой предмет, в особенности художнику. Но это не так. Можно быть прекрасным художником, писателем, учёным, но плохим педагогом. Многие большие художники, выступая в качестве педагогов, оказывались неудачниками только потому, что недооценивали роль методики преподавания. Не зная основных положений методики, они считали педагогическую работу тяжким бременем и спешили от неё избавиться.

Овладеть методикой преподавания может каждый, было бы к этому желание и стремление. Однако овладеть одновременно высоким мастерством и в преподавании и в живописи – редко кому удаётся. Одна из учениц Чистякова, Баруздина, преклоняясь перед педагогическим мастерством своего учителя, писала в воспоминаниях: «Не всякий художник имеет способность учить, это дано не всякому, и не всякий преподаватель искусства – большой художник, это соединение исключительно. И Павел Петрович был таким исключением. Большой мастер и мудрый учитель».

В преподавании, как и во всяком искусстве, требуется вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие – то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданно возникшей обстановкой. Вот это умение владеть учебным процессом, умение вовремя, иногда экспромтом, перестроить свой урок и требует особого искусства. Важно не выпускать учеников из поля зрения, комбинировать теоретическое изложение с показом иллюстративного материала.

Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен подойти к ученику, сразу увидеть, в чём он нуждается, и вовремя оказать ему помощь. Изложение учебного материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учениками в наиболее простой и доступной форме.

В том и состоит вся задача педагогики сделать науку до того понятной и усвоенной, чтобы заставить её говорить простым, обыкновенным языком. Трудных наук нет, есть только трудные изложения.

Искусство преподавания требует очень много, и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Но самое главное – любить своё дело. Преподавание требует такой же любви, как вообще всякое искусство.

Современная методика преподавания рисования была выработана не сразу. Методы менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменения принципов обучения. История методики преподавания – это история педагогических идей, многие из которых в своё время не получили должного развития. Нужно использовать всё прогрессивное, что было в прошлом.

Психологи пришли к выводу, что развитие эстетических чувств блокирует вчеловеке агрессию. Поэтому обучение рисованию, музыке важно не только в профессиональном смысле. В этом свете наполняются смыслом слова Достоевского: «Красота спасёт мир».

Умение рисовать необходимо людям разных профессий: географам, ботаникам, археологам. А разве не принесёт это умение большую пользу инженеру, конструктору, хирургу? Иван Кожедуб, трижды Герой Советского Союза, утверждал: в ведении воздушных боёв ему помогало умение рисовать. И может быть, не случайно он в детстве мечтал быть художником и упорно учился рисовать? Писатель и лётчик Антуан де Сент- Экзюпери, снискавший любовь целого поколения, иллюстрировал свои книги сам, потому что любил рисовать. Александр Можайский, строитель первого русского самолёта, оставил человечеству в наследие не только свои технические идеи, но и десятки рисунков и картин. Космонавт Алексей Леонов – член Союза художников. Он рисует и пишет маслом. Он выставляется как профессиональный художник.

ЛЕЧИТЬ РИСОВАНИЕМ

За рубежом этот метод называется арттерапией, у нас – изотерапией. Применяют изотерапию при лечении нервно-психических расстройств. Человек отвлекается от своих переживаний приятным, эмоциональным занятием. Лечение рисованием проводится обычно в коллективе, где пациент не чувствует себя одиноким. Это помогает многим неуверенным в себе людям. Ещё Аристотель считал, что искусство очищает человека от болезней и пороков.

В детской практике изотерапия используется особенно часто, потому что рисование – естественная деятельность ребёнка. У детей не приходится преодолевать «комплекс неумения». Но здесь не должно быть никаких эстетических требований к результату. Важно снять всякое чувство ответственности, создать атмосферу ненапряжённости, безразличия к результату. Состояние улучшается даже при «играх с краской» у тех, кто просто размазывает или разбрызгивает её, рисует на плохой обёрточной бумаге без всякой ответственности «создать шедевр».

Всё чаще специалисты говорят и о применении рисования для профилактики нервно - психических заболеваний. Оно способно снимать нервное напряжение, помочь при бессоннице. В процессе изотерапии многие становятся спокойнее, уменьшается напряжённость, повышается контактность, смягчаются болезненные переживания. «Выплеснуть» свои отрицательные переживания с помощью рисунка легче: образный язык безопаснее, поскольку не так конкретен, как слово. Изображая переживания, человек освобождается от гнетущих мыслей и отрицательных эмоций.

И сами профессиональные художники замечают освобождающий эффект художественного творчества. Гойя утверждал, что творчество помогает ему освободиться от многих неприятных черт характера.

Желание рисовать просыпается при некоторых тяжёлых психических заболеваниях. Встречается даже так называемое «неистовое рисование», когда больные рисуют так же увлечённо, как в детстве, производя множество рисунков, повторяя их. Во время обострения болезни так рисуют и профессионалы. М. Врубель наносил с неимоверной скоростью изображения на одно и то же место. Такая увлечённость рисованием проявляется на разных этапах болезни и может длиться дни, недели, годы.

Тяга к рисованию прекращается при улучшении состояния и исчезает с выздоровлением.

Лечебный эффект рисования приписывается самому контакту с искусством. Считается, что человек по своей природе творец, но его творческие возможности находятся в скрытом, дремлющем состоянии. Побуждая человека к рисованию, можно разбудить его творческие наклонности, которые сами по себе способны «гармонизировать» психику и привести её в состояние равновесия, поскольку творчество требует от человека координации всех психических сил.

У нас, в России, возник уникальный метод возвращения психически заболевшего человека в нормальное душевное состояние. Имя ему – маскотерапия. Психотерапевт Гагик Назлоян «вытягивает» людей и из нервных депрессий, и из полного безумия тем, что лепит их скульптурные портреты. В ходе сеансов скульптурный портрет как бы принимает болезнь на себя. Появились сотни вылеченных людей. Первые свои пробы врач начал в 1978 году. Своей моделью он выбрал человека с глубокой умственной отсталостью. В истории болезни было написано, что ему 52 года, что он глухонемой, а после смерти бабушки (единственной его опоры) неотлучно провёл 15 лет в психиатрической больнице. Портрет из пластилина, который ни к чему не обязывал, удался. После первых же сеансов больной неожиданно заговорил. Далее оказалось, что он всё слышит. Потом он стал реагировать на свой портрет, проявлять к нему интерес. Подолгу вглядываться в зеркало, словно ища в нём себя. Потом заговорил с доктором на самые простые темы. С точки зрения официальной психиатрии, поставившей крест на этом человеке, результат был потрясающий.

Сначала пациенты проявляют непонимание. Потом абсолютно все втягиваются в процесс, начинают пристально вглядываться в зеркало, в своё отражение. Вести незатейливые разговоры с доктором. Если им что-то не нравится, то начинают лепить сами. Во время работы они обнимают, гладят своих пластилиновых двойников, прикасаются к ним губами. Подолгу молча сидят, прислонившись к ним щекой или лбом. Некоторые мысленно или вслух беседуют с ними. Наедине со своим незавершённым портретом человек может просидеть несколько часов. Иногда сеанс маскотерапии может длиться и сутки, и двое. В процессе работы раскрываются патологические переживания, и пациент от них капля за каплей освобождается.

В ходе сеансов выяснилось, что очень благотворно влияет на пациентов раскрашивание артистическим гримом лица или тела пациента (боди - арт). В студии эту процедуру называют арт – терапией лица. Человек начинает сам себе нравиться и раскрепощается.

ПЕРЕД СМЕРТЬЮ РИСУЮ ЖИЗНЬ

 Фридл Диккер – Брайндесова была художницей. В концлагере Терезин в 60 километрах от Праги, стала учителем рисования. В каталоге «Рисунки детей концлагеря Терезин» сказано, что Фридл «создала педагогическую систему душевной реабилитации детей посредством рисования».

Обучение детей в концлагере строго – настрого воспрещалось. Не было запрета только на рисование. Терезин – военная крепость, в мирное время там жило 2,5 тысячи человек. В транзитном лагере Терезин находилось 140 тысяч человек. Уроки рисования проходили на чердаке дома, где стоял стол и две лавки. Помещалось от силы 15 детей. Для рисования использовали и бланки концлагеря.

По замыслу фашистов у людей в концлагере должно остаться одно чувство – страх. Искусствотерапия, которой занималась Фридл с детьми, была направлена против страха, она исцеляла детей духовно, давала ощущение свободы, приводила в порядок чувства и мысли. Уроки рисования не спасли детей от газовой камеры, но дали им силу вынести нечеловеческое унижение, остаться людьми. Дети надеялись – кончится война, они вернуться домой. Тысячи детей, чьи рисунки теперь хранятся в Государственном музее в Праге, погибли в Освенциме. Из 18 тысяч детей, которые были в Терезине, выжило менее 100. Из детей, младше 14 лет ни одного. Не дал погибнуть детским рисункам Вилли Гроаг, он сохранил 4,5 тысячи рисунков.

Выжившие ученики Фридл стали художниками, искусствоведами, детскими психологами и врачами. Все её ученики говорили одно: самое большое влияние на их жизнь оказала Фридл. Ей они обязаны выбором профессии, на многое они смотрят её глазами.

Фридл была знаменитым дизайнером, живописцем и графиком. Прежде за свои дизайнерские работы Фридл получала золотые призы на европейских выставках. После неё в Терезине остались лишь 2 работы. Акварель – ваза с нежными полевыми цветами и маленькая темпера – стебли с цветами.

Стать учителем в мире, обречённом на гибель – страшная участь. Фридл была с детьми до последнего мгновения, когда 6 октября 1944 года она с детьми была депортирована в Освенцим. В нечеловеческих условиях она сумела сохранить память о погибших детях, ничего не оставив о себе. Кроме скромного титула учителя рисования.

У нас в городе наши выпускники проводили с детьми изотерапию в онкогематологическом центре, помогая детям победить боль, страх, отчаяние, ощутить себя, пусть на время, обычными детьми.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Дети очень любят рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно сходны между собой, что говорит о биологической природе детского рисования. Дети всех стран в своих рисунках обязательно проходят строго определённые общие этапы развития: стадии «каракуль», «головоногов», контурный характер рисунков. Рисование имеет биологический смысл. В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения, и рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребёнок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь, - отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, развивает чувственно – двигательную координацию.

Подобные особенности рисунков появляются и у взрослых, которым под гипнозом внушалось, что они дети.

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и рисованием можно в образной форме выразить то, что ребёнок знает, несмотря на нехватку слов. Дети рисуют не конкретный предмет, а обобщённое знание о нём.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания. Рисование требует согласованного участия многих психических функций. «Кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит», - говорил известный педагог И. Дистервег.

Рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Учёные называют детское рисование «графической речью».

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Дети очень любят лепить. Вылепленные предметы легко включаются в игру. Огромное наслаждение ребёнок получает от самого действия с материалом (глиной, пластилином).

Первый этап рисования имеет название этап «каракуль».

Ребёнок начинает рисовать примерно с двух лет. Дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадию «каракуль».

Рисунки на первых порах не носят изобразительного характера – это беспорядочные штрихи. Дети пробуют разные материалы: карандаши, фломастеры, восковые мелки. Даже каракули дообразного уровня содержат для их автора вполне конкретную информацию и смысл, и взрослых удивляет, что спустя продолжительное время ребёнок всегда точно укажет, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетений линий и закорючек. В переплетении линий ребёнок может увидеть самолёт или машину.

Ребёнок рисует – и если не дать бумагу, карандаш, краски, будет рисовать мелом, гвоздём на стене, на асфальте. В этом проявляется острая потребность развивающегося сознания в познании мира, в его освоении.

Рисуя, ребёнок работает не кистью, а всей рукой, сильно давит на карандаш, часто прорывая бумагу.

Проволочная линия свойственна для дошкольников и младших школьников. При работе красками хаотические цветовые пятна.

Второй этап – этап «головоногов» (3 - 4 года).

Ребёнок уже ставит себе задачей сделать то-то и то-то. При этом в воображении он видит больше того, что реально получается в рисунке. У ребёнка нет стремления исправить рисунок, он только добавляет новые детали или раскрашивает. Такая особенность сохраняется до школы. Также долго сохраняется контурный характер детского рисунка.

Ребёнок рисует предметы в наиболее ясном и простом для его восприятияположении: если это человек, то в фас (тогда хорошо видно, что у человека две руки, две ноги, два глаза), если это животные (лошадь, собака), то в профиль – видно четыре ноги и хвост, если это дом, то с фасада. Кроме того, в рисунке не передаётся загораживание одних предметов другими (например, у дерева ветки располагаются по обеим сторонам ствола, не заслоняя его).

Четырёхлетки в понятие семьи включают одушевлённые и неодушевлённые предметы. Это может быть диван, телевизор. Телевизор, как равноправный член семьи имеет голову.

Особенно своеобразной является передача детьми в рисунке пространства. Обычно это фризовое расположение предметов, то есть такое, при котором основания предметов располагаются на базовых линиях. В целом для детей дошкольного возраста в рисунках характерно отсутствие перспективы,светотени, плоская раскраска.

Научить ребёнка рисовать – дело несложное. Куда сложнее развить его творческие способности, воспитать в нём художника.

Мальчику три года. Он рисует дерево. Рядом рисует большой, с дерево гриб и сажает под него зайца. А потом дорисовывает дождик. Мальчик знает, что таких огромных грибов не бывает, но и зайца оставлять под дождём ему жалко. Детский рисунок сродни сказке, где всё возможно, всё допустимо.

 Любовь детей к яркому, открытому декоративному цвету проявляется уже в дошкольном возрасте. Передавая цветом своё отношение к тем или иным персонажам или предметам, ребёнок ещё не стремится к передаче реальной окраски предмета.

В 4 -5 лет дети ещё не осознают подвижность одушевлённых предметов.

 По детской логике величина персонажа определяется его значимостью.

Мама может быть выше дома, потому что она главная.

Красная Шапочка выше деревьев в лесу, потому что она смелая.

К рисунку ребёнка надо относиться с уважением, надо учить его беречь свой рисунок.

Рисовать трудно. Поэтому насмешки над рисунком ребёнка недопустимы.

Третий этап – старшие дошкольники и младшие школьники (с 5 лет).

До 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому – либо обучению. Даже учась рисованию в кружках, они дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. Дети их считают правильными. Собственные рисунки нравятся им больше, чем образец, с которого они срисовывали.

Хотя сам ребёнок 5 – 6 лет часто делает ошибки в рисунке, он способен раскритиковать подобный безграмотный рисунок товарища и всегда выбрать наиболее правильный. Увидеть ошибки в своём рисунке ребёнку мешает сила зрительных впечатлений и воображения, «дополняющие» рисунок в процессе работы над ним, а также ещё очень небольшой запас знаний и умений. Дошкольник верит в свои фантазии. Младший школьник, фантазируя, помнит о том, что воображаемые им образы не являются реальностью.

Искусство для ребёнка не только средство познания и самовыражения. Карандашами и красками он иногда перекраивает и переиначивает мир по желаемому образцу. Страх и надежда, любовь и ненависть, грусть и радость, мечты и несбывшиеся желания – всё это можно найти в детских рисунках.

Искусство лечит. Творя, дети обдумывают мир, находят выход «тёмным страстям». Иногда агрессивное, озлобленное состояние выражается в композиции рисунка и скульптуры, в отношениях цветов в живописи. Рисуя, дети избавляются от того, что их мучает, пугает: навязчивых состояний, страха, темноты. Сказки помогают неуверенным стать увереннее.

Рисунок с точки зрения психолога может говорить о неблагополучии в контактах между членами семьи, если они нарисованы безрукими в рисунках на тему «Моя семья». Замкнутость, малообщительность просматривается в рисунке, где ребёнок протягивает руки в сторону родителей, но сам смотрит в другую сторону. Выраженный эгоцентрик нарисовал одного себя. На вопрос, где остальные, ответил: «Они не поместятся».

Если ребёнок лепит рывками, тычками: возможно, он – заика; нарушение речи связано с нарушением «движения». Необходимо из урока в урок «перелепливать», «сглаживать» движения. Тем же заняться и в рисунке – научиться рисовать линии, не отрывая карандаша от бумаги. Сглаживать «колючие» рисунки.

В старшем дошкольном возрасте педагоги пользуются достаточно простым приёмом, предлагая детям отступить от края листа на толщину 2 – 3 пальчиков и провести линию, на которой уже можно рисовать предметы. Таким образом, появляются «фризовые на полосе» композиции, которые знаменуют более высокий уровень композиционно – пространственных построений. Фризовые композиции могут наблюдаться в работах младших школьников вплоть до 4 класса.

Ребёнок, если не приставать к нему с фоном, никогда сам не станет полностью уничтожать белый цвет. Такая живопись не детская. В детскойживописи белое – главное. Даже на рисунке с дорогой оставлено белое пятно и показано лицо дороги. Тонированная бумага помогает избежать так называемых пробелов – участков бумаги, не заполненных цветом. Техника работы лессировками практически недоступна в практике работы с детьми в обычных учебных заведениях. Наиболее целесообразной является техника работы акварелью а – ля прима. При работе акварелью нужно начинать со светлых участков.

Цвет несёт безусловную информацию, выражающую отношения. Нравственные и эстетические категории в детском сознании сливаются по их полярности – категория добра соединяется с категорией красивого, а категория зла сливается с категорией некрасивого. Цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета тёплые, чистые, локальные. Некрасивое, помимо того, что изображается нарочито небрежно, закрашивается чем – то тёмным. Красивое: красный волк, красная корова, голубая лошадь, жёлтый медведь. Некрасивое: чёрные люди, тигр, чудища, которых не любит и боится ребёнок.

К 6 – 7 годам в рисунках появляются профильные изображения, люди со спины. Появляется подвижность одушевлённых предметов. Уточки и лебеди склоняют шеи, пьют воду. Возникает серийность рисунков. Серийность помогает ребёнку развернуть сюжет в пространстве и во времени. «Плохие и хорошие настроения», «Сны», «Любимые вещи». Ребёнок рисует всё, что слышит и знает, даже запахи. Детям ничего не стоит вылепить «сонный помидор» или «отфыркивание». Передача абстрактных понятий – важнейший момент в развитии образного мышления.

На первых порах изобразительная деятельность младшего школьника мало отличается от деятельности старшего дошкольника. Плоскостность рисунка характерна для первых двух (а при отсутствии правильного обучения и более старших) классов.

Лист бумаги, на котором ребёнок 7 – 9 лет рисует, в это время для него реальная плоскость. Перспектива ему не нужна также, как и светотень. Переход от плоскостного изображения к перспективному становится возможным в 9 – 10летнем возрасте. Всё больший интерес вызывает рисование с натуры, лепка совсем перестаёт привлекать.

Четвёртый этап – подростки

Подросток стремится передать на плоскости объём, глубину, «прорвать» плоскость. Рисунок взрослого – идеал подростка, он любит копировать рисунки взрослых. Активно использует цвет, но не разукрашивает, а стремится к цветовому правдоподобию. К передаче света, пространства, фактуры предметов. Подростков – мальчиков привлекает героика, события, полные динамики,- воины на конях в доспехах, сражения, военная техника, исторические личности. В рисунках девочек – нежные и изящные женские образы, цветы.

Наблюдается падение интереса к изо. Это объясняется ростом их критического отношения к качеству своих работ. Но главная причина – изменение психики учащихся. Учащиеся начинают осознавать свои индивидуальные склонности, выражают предпочтение одним учебным предметам перед другими, посещают кружки по интересам. Стремятся к тому, чтобы их работа имела практический смысл.

К подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции. Психика переходит к более высокому уровню абстракции, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей лёгкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью, и всерьёз побудить взрослого человека к рисованию невозможно.

Первая в мире детская картинная галерея открыта в Ереване. Убеждение, что дети – маленькие взрослые, привело к тому, что их стали обучать по взрослой методике. От простого к сложному. В основе же специфически детского сознания лежит образ, сложный, но цельный. Ставя перед собой «посильную» задачу, мы делаемся мастерами. «Непосильная» задача рождает творца.  

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗО

Учебный план предмета ИЗО

В учебном плане отводится определённое количество часов на весь курс обучения изо. Этот план находится у завуча, в нём часы распределены по годам обучения, в зависимости от выбранной школой программы обучения. Занятия изо проводятся с первого по седьмой класс. Один или два часа в неделю при эстетическом уклоне школы. Объём и содержание предмета определяются учебным планом и программой.

Приступая к планированию, прежде всего необходимо хорошо изучить программы.

Учебная программа предмета ИЗО

В настоящее время в школах осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам.

Есть программа «Изобразительное искусство» под ред. В.С. Кузина. Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.

 Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Б.М. Неменского, ставит задачу духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Т.Я. Шпикаловой, ставит целью пробуждение у ребёнка интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему отечеству, обогащение духовного мира школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности.

Все программы дают учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей. При этом все программы ориентированы на то, чтобы к концу обучения обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке учащихся.

Эти программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно – тематических планов, а также создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения.

Программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе даётся лишь основное направление, а реализация, решение многочисленных частных вопросов – дело самого учителя. Учебная программа не требует буквального исполнения.

Учебно – планирующая документация учителя ИЗО

1.Учебный план

2.Типовая программа по изо

3.Рабочая программа

4.Календарный план

Иллюстрированные годовые планы по изо

5.Рабочий план – конспект

6.Тематические разработки

Планирование каждого конкретного урока невозможно без планирования учебного материала на год и четверти.

Календарный план

Годовой календарный план предусматривает планирование материала на четверти. Годовой план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам.

Годовые планы можно делать иллюстрированными, они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. В каждой клетке указывается тема урока и наглядно показывается содержание работы.

Основные элементы урока

1.Организационная часть.

2.Повторение пройденного материала.

3.Объяснение нового материала (изучение новых знаний, формирование новых умений). 

4.Закрепление (систематизация, применение на практике).

5.Подведение итогов (анализ работ учащихся).

6.Завершение урока. Задание на дом.

План – конспект

Планирование конкретного урока осуществляется в виде рабочего плана – конспекта. В нём указана тема, цель и задачи данного урока, основное содержание и время, отводимое на каждую часть. Указывается также наглядный материал, оборудование урока.

Схема плана – конспекта

Тема

Задание

Цели и задачи

Оборудование: для учителя

                      для учащихся

План урока с указанием времени

Ход урока:

1.Организационная часть

2.Беседа по теме урока

3.Творческая практическая деятельность учащихся

4.Подведение итогов, анализ работ учащихся. Обобщение темы урока.

5.Завершение урока. Задание на дом. Уборка рабочего места.

Тематические разработки

Это более подробная разработка интересующей учителя темы, которая необходима для усвоения и закрепления учебного материала.

Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок.

Одновременно с составлением учебного плана учитель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из неё в виде цитат, иллюстрированный материал, методические пособия (схемы, плакаты, крупный педагогический рисунок, образцы народного творчества).

В помощь школьному учителю издаются поурочные разработки. Например, «Поурочные разработки по изобразительному искусству» для первого класса. Автор Л.Ю. Бушкова, по программе Б.М. Неменского.

Есть учебники для учителя. Например, «Изобразительное искусство и художественный труд 5 – 8 классы. Книга для учителя» по программе Б.М. Неменского.

Есть литература, помогающая разобраться в определённых вопросах. Например, «Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков». Авторы С.А. Казначеева, С.А. Бондарева.

Кроме учебников для учителя, есть учебники по изо для школьников. Учебник по изобразительному искусству для начальной общеобразовательной школы в 4-х книгах, авторы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Это новый тип учебника, так называемый учебник – альбом. Сообразно специфике изобразительного искусства, его наглядности, художественной образности и возрасту детей, в учебнике совсем немного текста. В учебнике представлены и детские рисунки, не только являющиеся образцами детского творчества, но и демонстрирующие уровень развития художественных способностей детей этого возраста.

Первая часть учебника в 1-2 и 3-4 классах посвящена практической стороне обучения школьников основам изобразительной грамоты, включая рисунок, живопись, композицию, аппликацию. Вторая часть рассказывает о видах и жанрах изобразительного искусства, о русских народных декоративно-прикладных промыслах. В 3-4 классах начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени.

При объяснении и выполнении заданий нужно использовать обе части учебника одновременно.

 

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Если при обучении многих дисциплин принцип наглядности играет хотя и важную, но всё-таки подсобную роль, то на занятиях изо наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Учителю изо постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проводил.

Кабинет. Одна из причин недисциплинированности школьников на уроках изо – отсутствие у них материалов и принадлежностей для работы. При наличии кабинета посуду, альбомы можно хранить там. Хорошо в кабинете иметь декоративные растения.

Доска. Под доской удобно иметь узкий стеллаж шириной 20 – 25 сантиметров и расстоянием между полками 8 – 10 сантиметров. В выдвижных ящиках шириной 20 – 25 сантиметров хранить карандаши, резинки, кисти, магниты, мел. Сам же стеллаж предназначен для просушки акварельных работ учащихся.

Работы лучше выполнять на отдельных листах бумаги, вынутых из альбома. Альбомы в развёрнутом виде плохо укладываются на столе. Некоторые учащиеся во время работы продавливают листы бумаги или вырывают неудавшийся рисунок и начинают рисовать снова вместо того, чтобы терпеливо доводить начатый рисунок до конца. Отдельные листы бумаги удобны и при оценке работ – можно разместить работы на доске, обсудить их, выбрать рисунки для методического фонда или для выставки. Фондовые работы хранятся в папках, на них указывается название темы. Такой фонд необходим для показа образцов при объяснении задания, для организации выставок, для оформления кабинета.

Средства наглядного обучения:

1.Иллюстрации из книг и альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства;

2.Таблицы, рисунки, плакаты, схемы, фотографии;

3.Кинофильмы;

4.Рисунки учителя, выполняемые во время урока.

Применение тех или иных средств наглядного обучения производится по усмотрению учителя в зависимости от темы и задач урока, наличия пособий.

Наглядные пособия следует показывать в тот момент, когда это необходимо по ходу урока, а не выставлять заранее, так как преждевременное ознакомление с пособиями ослабляет интерес к ним при дальнейшей работе.

Пособия должны иметь большие размеры, быть чёткими по рисунку иживописи. Методические таблицы и плакаты – наиболее распространённый вид наглядных пособий. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, давать ясные указания ученикам, как вести работу. На таблицах желательно иметь заголовки. «Цветовой круг» и «Тоновой круг» предназначен для развития у детей чувства цвета и тона. Можно показать изменение тональных отношений с помощью изменения фона: натура на светлом и на тёмном фоне. Все средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру – её форму, структуру, цвет и фактуру.

Крупные педагогические наброски делают на больших листах бумаги (белого, серого, чёрного цвета), используя белый и цветной мел, уголь и сангину.

С помощью учебного кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приёмы работы карандашом, акварелью, показать технику наложения штриха. Быстрые процессы – движение руки, нанесение штриховки, приёмы работы кистью – можно показать в замедленном темпе, длительные процессы представить быстро протекающими (написание картины).

Рисунок учителя

Часть работы по созданию иллюстраций для демонстрации на уроке учителем выполняется заранее (наглядные пособия), другая – в ходе урока: рисунки мелом на классной доске, наброски на больших листах бумаги, пояснительные рисунки учителя, сделанные на полях работ учеников, в их альбомах.

Наглядность оказывает более эффективное действие, чем словесное определение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика.

Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Но главное здесь – это пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

К педагогическому рисунку относятся рисунки мелом на классной доске, на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги, выправление работы ученика рукой педагога.

Работа на классной доске является прекрасным методом наглядного обучения. На ней работают и цветным мелом. Главное качество – лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель даёт возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская всё случайное и второстепенное. На такие рисунки учитель затрачивает не более 1-2 минут. Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. На тёмной классной доске изображения получаются как на негативе, поэтому очень хорошо иметь и белую доску.

Выполнение набросков должно стать для художника-педагога повседневным видом упражнений, насущной профессиональной потребностью.

Второй вид рисунка – это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками пользуются в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного – двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид педагогического рисования – это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.

 Но надо так показать ученику, чтобы ученик двигался вперёд, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. Наглядный показ приёмов работы, способов передачи объёма предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.

Учёт успеваемости

Текущий учёт успеваемости даёт возможность своевременно выявить отстающих учеников, изучить причины их отставания и оказать им помощь.

Каждый рисунок должен быть оценён. Оценка работ должна проводиться систематически и фиксироваться в классный журнал. Оценка каждой работы школьника должна быть объективной. Часто оцениваются не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности и эффектность рисунков.

Для объективной оценки необходимо выработать критерии и систему оценки. Сюда должны входить и грамотность, и выразительность рисунка.

 - Как решена композиция: как организована плоскость листа, как выражена общая идея и содержание;

 - Самостоятельность в выполнении рисунка

а) рисунок выполнен самостоятельно (без помощи учителя выбрана композиция, определены размеры изображения, пропорция, форма, цвет, последовательность выполнения рисунка);

 б) рисунок выполнен не самостоятельно (весь ход выполнения рисунка сопровождается помощью учителя, который поправляет рисунок, показывает на полях рисунка ошибки).

 - Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как переданы явления линейной и воздушной перспективы;

 - Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, какова выразительность линии, штриха, мазка;

 - Передача объёма: как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень;

 - Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи.

Иногда в качестве поощрения можно повысить отдельную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, поставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, понизив, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Текущий учёт можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!