СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ



Школьное рисование – единственное за всю нашу жизнь обязательное всеобщее приобщение к изобразительному искусству. Для большинства людей – первое и последнее. От него зависит – пробудится ли в ребёнке любовь к искусству, потянется ли он в музей, на выставку, в изокружок.

Теперь в предмете сочетается материал как бы двух предметов: «Изобразительное искусство» и «Изобразительная грамота».

Программа искусства в общеобразовательной школе является важнейшим средством формирования через мир эмоциональных отношений нравственно-эстетического идеала человека.

Общие задачи предмета сводятся к двум основным:

1.увлечение искусством;

2.приобщение к художественной культуре.

Программа имеет целостное блоково-тематическое построение. Появляется система доминант на каждом этапе обучения, от года, четверти до каждого урока.

Программа предусматривает широкое привлечение собственного жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, музыкальных и литературных произведений. Учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное творчество, и искусство разных стран и эпох.

Деятельность школьников приобретает разнообразные формы: изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей и своих работ.

В конце каждой четверти есть обобщающие уроки. Задачи этих уроков не просто повторение, а осознание целостности, единства изучаемой в четверти темы. Можно организовать выставки домашних работ, учебных работ, выставку-отчёт за весь год.

В программе выделены три ключевые основы художественного освоения действительности: изобразительная, декоративная и конструктивная (изображение, украшение и постройка).

Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Основным живописным материалом выбрана гуашь. Акварелью нельзя перекрывать, исправлять. Гуашью можно работать на любой бумаге – обёрточной, цветной, серой. Работа гуашью не требует длительного времени, чтобы появился зримый результат.

Гуашью рекомендуется рисовать на отдельных листах бумаги без палитры, смешивать краски прямо на работе, но не забывать мыть кисти в воде и вытирать их об тряпочку. Уже в начальной школе нужно научить работать красками, причём как работают художники – свободно владея кистью. И линия и пятно – кистью. Край пятна – это и есть контур изображения. Кистью можно закрашивать плоскости и можно проводить тонкие линии. Вначале будет грубовато. Но именно такая работа скорее воспитает и организует руку, сделает пальцы чуткими к малейшим движениям. Надо дать начинающему помазать, потом они начинают чувствовать краску.

Кроме живописных материалов применяют графические (уголь, мелки, пастель, тушь). Применяют аппликацию, пластилин (глину). 

Методы обучения

1.Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный – учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется её осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, её цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приёмами).

2.Репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приёмов изображения, поиск композиции). Упражнения.

3.Проблемное изложение («метод творческих заданий» - постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе её решения).

4.Частично-поисковый («метод совместного творчества», то есть поиск средств выражения).

5.Исследовательский («метод самостоятельного художественного творчества»).

Классификация методов обучения

1.Словесные (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).

2.Наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия – иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок).

3.Практические (конкретные практические действия).

Методы и приёмы приобщения детей к изобразительному искусству и художественной деятельности

В своей книге Б. Неменский пишет, как однажды в школе был поставлен эксперимент о трёх путях художественного образования. Класс начальной школы был разделён на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить предметы по данному образцу. Второй группе детей разрешено лепить всё, что они хотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ёжике и предложено вылепить её персонажей и предметный мир.

Вначале во всех трёх группах атмосфера была одинаковой (разделяли ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться. В первой становилось всё напряжённее и тише. Во второй всё шумнее и безалабернее – кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал и швырнул в соседа пластилин. В третьей стоял рабочий шумок – ребята тихо разговаривали, советовались, сравнивали, старались.

 К концу работы в первой группе на столах были одинаковые предметы. Дети стояли сзади них неулыбчивые, каждый сам по себе.

Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами дети были в разводах слёз и пластилина.

В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей.

Вот вам воспитание через обучение искусству, какое разное. Всего один урок, а если их много? Учителя более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры.

Уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, который подчиняется законам особой формы социальной деятельности – законам искусства. Современный урок искусства – это урок – образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально – уникальный характер, то есть можно говорить об авторском характере урока искусства. Все уроки – это звенья одной целостной системы, определённой в программе.

Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы. Ученик должен научиться выражать мысль и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция), и в слове. Понимание искусства тоже требует своих тренировок мысли, проверки её словами. Учитель и ученик – собеседники. В обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос зачем? Это корневой вопрос программы. Не только что? или как? изображено, построено, декорировано – но зачем это делалось. Что этим выражалось? Какая цель была у автора?

Театр начинается с вешалки… Урок искусства – тоже театральное действие и должен быть так и обставлен. На каждом уроке эту ситуацию «введения» вискусство педагогу необходимо создавать. Но для этого именно и нужна особая атмосфера кабинета искусства, для этого нужны игровые, сказочныемоменты урока, последовательность показа произведений и речь учителя. Каждый педагог – режиссёр. Для введения в состояние сопереживания («уподобления») учащиеся должны «войти в роль». А учитель – режиссёр – незаметно ввести их в неё, тактично вовлечь в сопереживание. Каждый учитель может придумывать множество дидактических игр. Можно создать с детьми свои сказки в начальной школе и свои «диспуты», «суды» с защитой и обвинением в старших классах.

1.Например, игра «Художник и зритель» начинается с первого класса. Дети постоянно меняют роли, становясь то художниками, то зрителями по отношению к работам мастеров или к своим собственным. «Диспуты» и «суды» тоже могут становиться ролевыми играми этой темы. Можно ведь представить себя в качестве и Рембрандта, передвижников, импрессионистов и их критиков.

2. «Три брата – мастера». Мастер украшения, изображения и постройки. Они сопутствуют детям до конца начальной школы, в форме игры способствуя осознанию трёх форм художественной деятельности.

3.Метод коллективных и групповых работ

Коллективной работе надо учить. Двум ребятам, сидящих за одним столом, дали один лист. «Работайте вместе», - сказал учитель. «Эта половинка твоя, а эта моя». И на бумаге возникла вертикальная разделительная черта, потом – два рисунка. Так произошло на большинстве столов в этом первом классе. На нескольких столах вертикальная линия не появилась. Ребята вдвоём сделали один рисунок, и он был более завершённым. Но постепенно дети привыкают, им становится интересно. Можно работу делать вдвоём. Можно объединить два соседних стола. Может одну работу делать целый ряд или даже весь класс. Здесь всегда работает весь класс, и работает увлечённо.

Коллективные работы становятся радостью и гордостью ребят. Старшеклассники могут делать специальные работы для оформления школы. Дети свой труд берегут. И школа станет более «своим» местом, и учитель изо будет освобождён от ненормальной для него оформительской, а не воспитательной работы. Все коллективные работы уже своими размерами удобны для оформления школы.

С первого класса закладывается способность видеть жизнь, с интересом в неё всматриваться. Далее к открытию через искусство красоты, разнообразия, богатства художественной жизни разных народов и эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, то есть духовного мира человека.

Нужно учить не искусству, а искусством.

В заданиях нужно давать контрастные чувства (доброе – злое, тихое – бурное). Давать подобные задания не вообще классу, а чётко разделяя группы с ясным заданием – или только доброе, или только злое. Иначе дети будут делать «что получится», и трудно определить удачные решения.

В начальных классах работу нельзя продолжать через неделю – прошла радость, всё нужно заново.

Дети должны понять, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения (иначе это не искусство). Художник всегда выражает своё отношение, свои чувства и мысли. Также и через украшение и постройку художник выражает своё отношение к тем или иным явлениям жизни. Нельзя одинаково одеть пожилую женщину и юную девушку, воина и старца. Даже для Бабы Яги и Снегурочки придётся построить разные дома.

Пробудить в ребёнке способность сопереживать чужому горю, пробудить отзывчивость души – в возможностях искусства. Для возникновения атмосферы, способствующей сопереживанию, учителю необходимо создавать специально игровые ситуации «уподобления», то есть атмосферу эмоциональной напряжённости и увлечённости всего класса. На уроках должна звучать музыка, стихи, помогающие учителю создать нужное настроение.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!