Историко-культурные характеристики рекламы.



История рекламы всегда является частью истории страны, культуры этой страны, ее экономической и политической истории. Так, расширение коммуникаций древнего человека сформировало проторекламные технологии. Изобретение средств массовой коммуникации дало материальную базу для превращения рекламы из социального феномена в неотъемлемый компонент общества, в социальный институт. Становление массового производства, приведшего к формированию общества потребления, расширило влияние этого института на самые разные сферы человеческой деятельности. Феномен виртуализации, особенно явственно проявляющийся в обществе постмодерна, сделал рекламу в конце ХХ века одной из ведущих отраслей экономики, чей продукт (рекламные плакаты, ролики, сайты и пр.) оказывает критически важное воздействие на общественное сознание.

Историческая ситуация, взятая в системе, влияет и на художественный язык рекламы. Наиболее очевидно вышесказанное иллюстрируется образцами рекламной графики в стиле «модерн», занимавшего в искусстве значимое место в конце ХIХ – начале ХХ веков. Название «модерн» утвердилось после Парижской выставки 1900 г., собственно, эта выставка и вывела “ le style moderne” на пик моды. Само название говорит о том, что это было кардинальное обновление художественных идеалов и ценностей, художественных форм. Аналогичные изменения происходили и в других странах, где стиль получил сходные по смыслу названия - art nouveau, jugendstil, secesia, т.е. новейший, современный.

Модерн, в отличие, например, от импрессионизма, - стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, эстетизацию, украшение действительности, в первую очередь – вещного окружения человека. В основе стиля – тезис о том, что форма в искусстве важнее содержания. Любое, самое прозаическое содержание (хоть кастрюля) может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником же этой « новой формы» стали природа и женщина. Модерн - стиль женский. Ему свойственны утонченность, изысканность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий; набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны. Близок модерну и сам женский образ.

Художественный язык модерна не был случайностью, прихотью вкуса. «Век угля и стали» заставлял человека жить в грязных и дымных городах эпохи индустриального переворота, включал его жизнь в ритм монотонной, нетворческой работы. Глаз искал чего-то, отличного скучных поверхностей однообразно двигающихся машин. Вместе с тем значимым потребителем художественной продукции становился разбогатевший средний класс, люди, не обладающие столь изощренным вкусом, эстетическим чутьем, художественным образованием как прежняя аристократия. Им было трудно найти удовольствие в созерцании картин импрессионистов (разве что Ренуара или, изредка, Дега). Но, приходя домой из Сити, возвращаясь со своих заводов в Манчестере, Лионе или Руре «новым» англичанам, немцам, французам хотелось быть окруженным красивыми вещами. Но в то же время и реалистическое «салонное» искусство, изображавшее бесконечных «девушек у реки», не соответствовало более «духу времени», не останавливало на себе глаз.

Искусство на протяжении второй половины ХIХ века пыталась дать свое «предложение» на спрос финансово состоятельного потребителя. Концептуальными предшественниками модерна были так называемые «прерафаэлиты», мало известное в России, но чрезвычайно популярное в европейских странах художественное течение, родившееся в индустриальной Англии и отлившееся изысканностью стиля, романтизмом, склонностью к символизму. Смотреть на их картины было не только приятно, но и интересно, поскольку, в отличие от «девушки у воды», смысл их был не столь очевиден.

Самым ярким из художников, работавших тогда в рекламной графике, был Альфонс Муха, чех по национальности, начавший свою карьеру художником-самоучкой в Вене, получивший художественное образование в Мюнхене, нашедший признание в Париже, уехавший в зрелых годах за материальным благополучием в США и умерший на родине, в Праге через несколько дней после оккупации ее Гитлером. В его работах господствовала причудливая волнистая линия модерна, приглушенные краски. Главным для его плакатов был «имиджевый» подход к объекту рекламы. На его рекламах почти не увидишь рекламируемого товара или пользователя. Заявлена лишь позиция товара как объекта престижного, незаурядного, соответствующего времени. Любопытным было и чрезвычайно широкое использование в рекламе романтизированного женского образа, независимо от того, имел ли он хоть какое-то отношение к рекламируемому товару или услуге.

ХХ век принес новые ритмы, впечатления, породил новые настроения социума, и, соответственно, новые стили рекламы. После Первой мировой войны в «рекламную» моду вошел стиль арт деко - «стиль звезд», как его называли в Голливуде. Он сформировался в 10-х годах ХХ века во Франции на основе стиля модерн, популярного в начале века кубизма и древнего искусства Египта, Африки, Востока, которым увлекались в метрополиях огромных колониальных империй. Как и модерн, это стиль прежде всего дизайнерский, но в отличие от модерна, целью которого было привнесение красоты в повседневную жизнь «индустриального человека», арт деко был способом выражения скорости, напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы радио и электричество изменяли существующий мир. Архитектура старых небоскребов Нью-Йорка - это именно стиль арт деко. Американский график Адольф Кассандр в 1927 г. создал серию потрясающих рекламных плакатов для туристических фирм. С помощью резких световых контрастов, низких ракурсов он создал впечатляющие образы поезда и парохода как символов скорости. Именно под эти плакаты были стилизованы заставки популярного сериала о герое Агаты Кристи, сыщике Эркюле Пуаро.

Говоря о стилях изобразительной рекламы в свизи с историческим временем, невозможно не остановиться на одном из системообразующих для искусства ХХ века художественных стилей – поп – арте, возникновение которого связано с художественным миром Нью-Йорка 60-х годов ХХ века. Поп-арт – искусство, черпающее свои идеи, символический ряд, визуальные константы из невиданно широкого ранее набора артефактов человеческой культуры. Предметом искусства могла стать «жестянка» с супом, набор кухонных ножей, сантехника, фотография автокатастрофы, свадебный торт, долларовая купюра, пишущая машинка и т.д. Это было искусство, черпающее свои силы в повседневности «общества потребления» и одновременно издевающееся над ним. Поп-арт неразрывно связан с эпохой становления информационного общества, вездесущностью массовых коммуникаций, торжеством массового производства. Наиболее известны работы «короля пап-арта» – американского художника Энди Уорхола. Его вдохновителями стали прежде всего рекламные образы – консервированный суп Кэмбелл, мочалки Брилло, бутылки Кока-кола. Видеоряд поп-арта – свидетельство того места, которое заняла реклама в социальном пространстве человека во второй половине ХХ века.

 

Гендерный аспект в рекламе.

Гендер – это социальный пол. Биологический пол предопределяет, безусловно, специфику социальных статусов и социальных ролей мужчин и женщин. Но многочисленные исследования доказывают, что специфика полов еще и социально и культурно маркируется, т.е. зависит от совокупности общественных представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчин и женщин. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность (феминность) и мужественность (маскулинность). Представления о маскулинности и феминности, соотнесенные с системой статусов и ролей, и представляют собой гендер.

Гендерный аспект отчетливо проявляется в рекламе, именно реклама дает обширный материал для исследования действующих в обществе гендерных стереотипов. Американский социолог Эрвин Гоффман исследовал, насколько в рекламе воспроизводятся традиционные представления о женщине и мужчине (гендерные стереотипы). Гоффман взял в качестве гипотезы исследования следующее утверждение: чтобы рекламная аудитория быстро проникла в суть изображенного, создатели рекламы предлагают ему идеальное воспроизведение мужского и женского образа, символизирующее стандартное для социума распределение ролей и статусов между мужчинами и женщинами. Анализ проводился на основе рекламных фотографий, опубликованных в журналах в середине ХХ века.

 В первую очередь, он изучил соотнесенность размеров мужских и женских фигур Практически всегда мужчины в рекламе изображаются выше женщин. Исключения подтверждают правило: если рекламная женщина выше мужчины, то она выше его и по социальному статусу в данной ситуации. Этот прием был широко известен еще в древнем мире. Египетского фараона всегда изображали в несколько раз выше окружающих. Причем чем менее знатным был человек, тем ниже он изображался.

Вторым исследованным Гоффманом аспектом была функциональная иерархия. Мужчина в рекламе чаще выступает в роли инструктора, руководителя, специалиста, даже если рекламируются женские товары и товары для домашнего хозяйства. Третьим анализируемым параметром было расположение человеческой фигуры в пространстве интерьера. Положение лежа имеет традиционно значение слабости, доступности, зависимости. Рекламная женщина гораздо чаще предстает в положении лежа. Мужчина всегда изображается сидя, стоя или, в крайнем случае, полулежа. В качестве четвертого параметра была выбрана мимика участников. По мнению Гоффмана, улыбка выражает готовность подчиниться, серьезный вид – превосходство. На рекламных фотографиях женщина улыбается почти всегда, мужчины же – гораздо реже. Кроме того, мимика женщин в рекламе часто свидетельствует о потере самоконтроля, подчиненности эмоциям. Изображения мужчин в таком состоянии редки.

В результате исследования Гоффман сделал вывод, что реклама закрепляет традиционно сложившиеся стереотипы маскулинности и феминности, в которых мужчина – лидер, а женщина – ведомая. Тем самым реклама консервирует дифференциацию по половому признаку, доставшуюся в наследство от патриархата.

Вместе с тем нельзя не заметить, что реклама довольно чутко улавливает социокультурные изменения в области половой дифференциации. Так, объективная перемена в положении женщины в развитых странах (более половины американок работают, 10 млн. женщин в США занимают руководящие должности или работают в высокопрофессиональной сфере) находит свое отражение в рекламе. Все чаще рекламная женщина – менеджер, инженер, врач, даже рабочий. Доводя эти образы до массовой аудитории, реклама закрепляет новые гендерные реалии, вводит их в моду, способствует их стереотипизации в массовом сознании.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!