ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ДГ)



Первые философские школы ДГ все еще активно базируются на механизмах натурфилософии (объяснение природы, посредством природы, наблюдения и анализа механизма работы природы, ее явлений). «Все происходит из какой-то материи» - этим же занималась философия ДГ до Сократа и Платона.

Первой школой считается школа, основанная Фалесом Милетским. Мелет – город. Школа – Милет. Он жил в 640-547 гг до.н.э. Известно про него мало. Легенды: он Финикиец и владел философиями востока, приехал в Грецию и стал философствовать. Более правдоподобно – это то, что он переехал в Грецию, будучи маленьким, и как получивший греческое образование обрел гражданство, так как батрачил на Грецию.

Чтобы быть патриотом ДГ – надо непосредственно работать интеллектуальным и физическим трудом, в своем ополчении, участвовать в политической жизни полиса, исполнять экономко-социальные и другие обязанности своего полиса.

Фалес входит в круг самых легендарных философов ДГ. Аристотель записывал про всех мудрецов: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется,- это они считают элементом и это - началом вещей. И вследствие этого они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес - родоначальник такого рода философии - считает его водою (вследствие чего он и высказывал мнение, что земля находится на воде); к этому предположению он, можно думать, пришел, видя, что пища всех существ - влажная и что само тепло из влажности получается и ею живет (а то, из чего [все] возникает, это и есть начало всего). Таким образом, он отсюда пришел к своему предположению, а также потому, что семена всего [что есть] имеют влажную природу, а у влажных вещей началом их природы является вода.»

МИЛЕТЦЫ:

ПО ФАЛЕСУ:

Фалес первоосновой космоса, мира считает воду. Ассоциируется с божественной водой, т.е. она имеет свойства, неподчиняющиеся человеческому анализу. От Фалеса у нас осталась мало: «все произошло от воды» - знаменитая цитата. «Фалесова вода» – космическая, волшебная вода, эта вода разумная.

В ДР религия отделяется от философии. Это две разных сферы, в отличии от философии Индия и Китая, где философия и мифология – одно целое. Греческая философия отталкивает персонифицированных божеств, не связывает их с философией. Философия Греции – натурфилософская (сначала, а потом рациональная), отрицающая причастность бога к появлению материи, могут только взять свойства Бога для объяснения возникновения мира.

Помимо этого, он него осталось несколько знаний, таких интересных моралите (грубо говоря: драма, где персонаж – образ). «Многословие не является показателем разумного мнения». Фалес сказывается отрицательно, о том что философия и эпос очень многословны и любят детализацию, и за этим многословием часто скрывается лишь одна моральная пустота или хуже – моральный бред. Говорит: Выбирай что-то одно мудрое, доброе, так ты убьешь пустословие людей.

\\Дифференциация наук произошла только после Гегеля вторая половина 18 века, когда философия стала сложной. У Гегеля была идея: философия  – царица всех наук. Но знаний так стало много, что их невозможно было синтезировать.\\

Учеником Фалеса был Анаксимандр. Жил с 610 – 540гг. В отличие от Фалеса (за которым ходили и записывали, потому что он ленивая жопушка, не утруждал себя писаниной), он решил написать произведение - бестселлер своего времени - с тенденцией, которая потом всем зайдет, но это как бы его фишка, «О природе». В дальнейшем многие натурфилософы будут называть свои произведения «О природе». Это первое произведение написанное прозой ( а не гекзаметром, не каким-то «ажурным» языком) о Онтологии (о бытии), Гносеология (теория о познании), Космогония (теория зарождения космоса) и тому подобном.

Архэ́* (др.-греч.— «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип») в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.

ПО АНАКСИМАНДРУ:

Главным источником бытия считается нечто вечное и беспредельное. Оно что-то среднее между воздухом и огнем. Анаксимандр называл это Апейроном. Это легкий элемент, выступающий в качестве Архе – первоначало, первосущее или лежащее в основе всего сущего. Есть мужское и космическое архе. Мужское архе закладывается где-то к 40, когда мужчинка становится полноценным, благодаря отливу гормонов и достаточному кол-ву знаний и опыта. Женщина становится полноценна в период деторождения - от 15 до 30. Женщин после 30-35 называли «старая карга».

Началом всего Анаксимандр считает - Апейрон, то бишь Архе – началом всех вещей. У Апейрона есть ряд особенностей:

I. Он бесконечен или беспределен, если он будет конечный, то он иссякнет. А мир, думали греки, не кончится, никогда ничего не прекратит рождаться.

II. Апейрон не знает старости, иначе он состарится и умрет. А греки думали, что мир никогда не умрет.

 III. Апейрон находится в постоянном движении, иначе мир остановится, рухнет и развалится. Смена времен года, движение планет. Это называется имманентное свойство – присущее свойство, порождаемое самой структурой. Структура апейрона нестабильна, поэтому всегда находится в движении. Характер вращательного движение – имманентное свойство, во время которого он отбрасывает пары противоположностей, которые образуют сочетаясь между собой образуют все сущее. Основные пары: сухое - влажное, горячее - холодное.

Сухое горячее – огонь

Сухое холодное – земля

Мокрое горячее – воздух

Мокрое холодное – вода

Апейрон является генетическим первоначалом космоса, из частиц апейрона состоит все сущее. Апейрон – прапрадедушка атома, по природе своей является составляющим всего.

Анаксимандру задают вопросы ученики: «Как апейрон может быть естественным началом таких разных элементов как огонь, воздух, земля, вода?»

ОТВЕТ: «Так как апейрон смесь огня и воздуха, своим имманентным свойством он образует противоположные пары (см. выше 3 особенность), когда эти пары комбинируются то образуют основные элементы. Более тяжелые элементы стремятся к центру, а более легкие отбрасываются: земля и вода – тяжелые, огонь и воздух – легкие.»

Космогония* – процесс зарождения мира.

Креационизм* — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Лакуна* – смысловая пустота.

Теос* – бог.

Сам Анаксимандр выстраивал свою философию техникой наблюдения за миром. Этот вариант возникновения и развития жизни далек от действительности, но удивляет тот факт, настолько активно разработана структура при отсутствии божественной энергии. Апейрон – элемент, порождающий космос. Мы видим отшелушивание философии от религии: ДГ философия выводит персонифицированное существо из религии.

Анаксимандра считали первым революционером (с т.з. философии и теории бытия), он считал, что: первопредки людей – рыбы и земноводные; вся жизнь родилась в воде, под воздействием огня (тепла, солнца); границы живого и неживого находятся на границе моря и суши.

Учеником Анакимандра был Анаксимен. Он жил 585-525гг до н.э. В отличие от своего учителя он писал довольно просто, безыскусно. Это говорит о том, что (относительно философии) начинает формироваться научный сконцентрированный философский язык как средство познания – терминологический аппарат. Вот после него начинает формироваться образ как писать работы.

ПО АНАКСИМЕНУ:

Называет свою работу «О ПРИРОДЕ», как и учитель, он пишет о Космогонии. Он немножечко недопрыгнул до уровня абстракции, поднятым Анаксимандром. И выбрал для своей теории возникновения мира самый на вид бескачественный, не обладающий выраженным качеством, бесплотный элемент – воздух, но он схитрил, очень часто прибегая к свойствам (признакам), данным Анаксимандром апейрону, чтобы объяснить свою теорию. Воздух становится по качеству таким же бесконечным и вечно движимымся как апейрон. Анаксимен считал, что все произошло из воздуха, путем изменения его качеств (температуры). Анаксименовский воздух тоже работает с противоположностями: разжижение – сгущение, нагревание - охлаждение. Из разных его ипостасей (вид) появляется все. В его сочинении присутствует фраза: воздух постоянно двигается и меняет консистенцию. За счет этого все и образуется. Анаксимен подошёл к диалектической идее перехода количественных изменений в качественные. С него начинается процесс формирования специфического философского языка.

ПИФАГОР САМОССКИЙ:

Жил 570-497гг. до н.э. В юношестве слушал Анаксимандра, путешествовал по миру, учился в Вавилоне, Египте, пи=ривел элитарные знания по астрономии и математике, в результате 532г. он вынужден сразу после возвращения бежать с родного острова Самос в город Кротон, где создает религиозно-философскую общину ПИФОГОРЕЙСКУЮ. Авторитета Пифагора не было конца и края, рассказывали о нем чудеса (короче дед был на короткой ноге с богами).

О нем ходили три потрясающие легенды: 1) после того как возрастной Пифагор сломал шейку бедра, ему сам Гефест (божественный кузнец) сковал золотое бедро; 2) однажды, когда товарищ Пифагор переходил по мостику реку Сирис, он встал по середине этой реки и крикнул: «Здравствуй, Сирис», то все услышали, как сама река ответила ему «Здравствуй, Пифагор»; 3) У Зевса было мало мудрости, однако он обладал символом мудрости - белым орлом был, который был его спутником; однажды он с Олимпа так восхитился мудростью Пифагора, что белый орел спустился с Олимпа к Пифагору себя погладить.

Его во время и после жизни не называли по имени (богов называли по должности), вместо этого стали максимально уважительно называть САМ, ОН, ТОТ САМЫЙ МУЖ, и всем было понятно о ком речь, настолько он был великим. От Пифагора осталось несколько отрывков.

Согласно приданию, обучение в пифагорейском союзе длилось 15 лет. Обучение делилось на три этапа:

I. Первые 5 лет пифагорейцы могли только молчать, и осознавать что им вообще надо тут;

II. Вторые 5 лет ученики могли только слышать учителя, но не видеть его, должны были воспринимать его учение как великую истину, Пифагор сам сидел за ширмой. Этот ход позволяет сфокусироваться на познании, не растрачивая энергию на визуальную составляющую.

 III. Третьи 5 лет ученики могли беседовать с Пифагором и стоять с ним лицом к лицу, обсуждая вопросы.

Пифагор ничего не писал, за ним записывали его ученики, сам же он помимо космогонического и ментологического учения выдавал для решения бытовых и нравственных вопросов устные короткие наставления – акусмы – устные изречения.

Акусма* - устное изречение.

«Что упало – не поднимай». (Относительно вопроса перед смертью: не цепляйся за жизнь)

«Не разламывай хлеба надвое». (Не ломай дружбу)

В греческой культуре, особенно во время эпохи Сократа (5в. до н.э.) была культурная особенность, что истинные настоящие чувства любви и дружбы может быть только между мужчиной и мужчиной. А между мужчиной и женщиной только биологическая потребность. Вот между мужчинами может быть искренняя честная любовь как платоническая, так и плотская. Демокрит, например, осуждал, что некоторые мужчины так привязаны к своим женам, и считал, что это признак низкого ума, так как любить столько недальновидно создание как женщину, может только глупец. Плодитесь, размножайтесь, но любите только мужчин. Очень долгое время греческие мастера изображали наготу только мужчины, а женское тело считали недостаточно привлекательным.

«По торной дороге не ходи». (В контексте не потворствуй желаниям толпы)

Основы для всех философских антологических взысканий служило число. Число в пифагорейской философии включает все: весь мир повинуется законам числовых отношений. Пифагор считал единицей мира – число. Вся его философия - это выявление числовых соотношений в мире. Естественно т.к. все есть число (а по традиции натурфилософии все образует пары противоположности), Пифагор говорил, что число - это разумное сочетание величин, которые составляют пары противоположностей, их комбинации и рекомбинации составляют космос: предельное – беспредельное, четное – нечетное, единство – множество, правое – левое, мужское - женское, свет – тьма, добро – зло и т.д. Их бесчисленное количество пар. Главная пара: единица и ноль. Первопричиной мира является единица, которая является точкой мира и жизни, а ноль как противоположность – ничто. Единица это наличие чего-то, это архэ – первооснова мира.

Пифагорова теория очень абстрактна. Самая абстрактная пара – предельное и беспредельное. Предельностью он называл закономерность, совершенство, оформленность, порядок и космос, то что имело определенную форму, то что функционирует по определенным законам и правилам, в отличии от беспорядка и самое главное пустоты. Жизнь – единица, ноль – смерть, пустота и нежизнь.

Именно пифагорейская философия положила начало греческой развитой оформленной диалектики. До этого Анаксимандр и Анаксимен только ощупывали эту почву. В пифагорейской философии эти противоположности настолько далеко друг от друга протянуты и четки, что Пифагор делает все, чтобы эти противоположности не были сведены в принципе.

Возникновение мироздания мыслится Пифагором как наполнение единицы, то есть наполнение точки, формы конкретным пространством, т.е. материей. А наполнение этой формы материей (двух видов: материя и пустота - либо есть плотность, либо ее нет.), в результате заполнения материей, точка как форма получает конкретный объем внутри себя и протяжённость, появляется пространство, заполненное конкретными единичными объёмами, и есть пустоты, благодаря которым можно перемещаться. Материя, заполняющая рамку, имеет пустоту внутри. Движение возможно лишь при наличии в материи пустоты.

Модус* – образ действия


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!