Сборник сочинений Конфуция (его учеников) – Лунь Юй.



Рубеж 6в и 5в до н.э. – сложное время для Китая в силу сложных экономических отношений (от рабовладельчества к феодализму).

Конфуций:

«Как сделать счастливым гос-во через рост нравственности как высших, так и низших слоев?»

Ответ:

«Если руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок за счет ритуала, народ будет знать стыд и исправится»

Народ

 

Добродетель     Ритуал               Стыд

Все делать через добродетель, а не силу; ритуал поддерживает баланс и гармонию в обществе. Стыд же – черта, баланс между добром и злом.

КОНФУЦИЙ:

I. Небо. Небо есть закон. Небо все приводит в движение, но небо не болтает, небо безмолвствует, наблюдает. НЕБО ДАЕТ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Познавшие свое предназначение умирают спокойно.

II. Человек. Человек – благородный муж. От рождения люди пустые, никакие. Все зависит от воспитания. Ч-к обязательно должен совершенствоваться. Если ч-к стоит на месте – он глупец.

Идеал благородного мужа:

– качество Жэнь – гуманность, человеколюбие. Даже во время еды (в точке сосредоточения и расслабления),

– благородный муж обязательно должен знать музыку и играть на музыкальных инструментах.

 III. Мораль – не делай людям того, чего не желаешь себе. Это правило стабилизирует общество.

Оно базируется на принципе Сяо – принцип абстрактной почтительности. Этот принцип должен регулировать все взаимоотношения между людьми. На этом строится ритуал Ли – это все проявление жизни. Ритуал является доказательством того, что в Древнем Китае все работает по принципу золотой середины.

КОНФУЦИЙ:

Почтительность без ритуала ведет к боязливости, смелость без ритуала – к смутам, прямота без ритуала – к грубости.

ШКОЛА ЛЕГИСТОВ

Лего(лат) – закон. С китайского закон (как гос.) – фа.

Представители легизма – чиновники. У них есть правило: простой народ должен побольше работать, поменьше болтать. Направлено такое воспитание на смирение.

Силы двух порядков

Поощрение                      Наказание

Выступали против всеобщего образования, чтобы не образовать смуту.

ШКОЛА ДАОСИЗМА

Лао Цзы (старик-младенец) – основатель, 5-6вв до н.э.

Центральная книга – Дао дэ Цзин.

Центр внимания философии – Дао и Дэ, в сумме дают гармонию. Дао означает одновременно и начало и конец (точка рождения и смерти – основа, фундамент жизни), первооснова; не сотворено и не творит.

Чтобы понять Дао (абстрактный механизм), нужно отречься от земных страстей и достигнуть равновесия. Дао настолько отрешенное, что ничего не желает и ни к чему не стремится. Дао – всевышний закон. Чтобы постичь Дао, нужна практика Увей.

Увей – попытка ликвидации дисгармонии; почувствовать природу, гармонию.

Частичный Увей* - не монах, отсутствие амбиций.

Дао – источник всего на земле; сравнивается с корнями дерева (мы его не видим, но ощущаем его тепло и жизнь).

Дэ – фактическое реальное проявление действия Дао, Дао – корни, Дэ – ствол и листья. Дао – идея, Дэ – реализация, материализация идеи. ДАО – АБСОЛЮТНО БЕЗЛИЧНО, ИДЕЯ МИРА БЕЗЛИЧНА, ДЭ – ИНДИВИДУАЛЬНО ТОТАЛЬНО. Дао – фантазия, Дэ – его проявление.

Даосы изобрел идеальную форму государства Лао Цзы: «Лучший правитель лишь тот, о котором народ знает лишь то, что он существует»,

ШКОЛА МОИЗМА

Мо Цзы 479-400гг до н.э. – первопроходец социальной утопии: «Идеальное государство должно строится по принципу всеобщей любви».

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Любая философия базируется на двух вопросах: жизни и смерти.

Нужно следовать определенному алгоритму поведения, чтобы выпасть из круга Сансары – смысл существования.

Единое – мир с точки зрения индийской философии не бинарен. Есть Единое, где посредством идеи и моей реализации появляется что-то.

I. В Индии 4 религиозные книги (складываются в середине 1тыс. до н.э.), на которые опирается их филосоия:

1. Ригвида – книга Гимнов

2. Самоведа – книга

3. Яджурведа – книга жертвенных форм

4. Атхарваведа – книга магических заклинаний

Все это – нерациональная философия, в отличии от греческой. Тут основа на интуицию и чувства, а в греческой – на разум. «Веда» - знания.

II. Варенное (цвет) деление общества на 4 части:

1) Брахманы – священная каста – белый

2) Кшатрий – воины – красный

3) Вайшьи – ремесленники, землевладельцы, торговцы – желтый

4) Шудры – слуги, наемные рабочие

Неприкасаемые – рабы не входят систему варн.

В начале было Единое (единая каша, жижа), пока из ничего появляется первый человек Пуруша. Это был обычный человек с тысячей рук, ног, голов, глаз, который исчерпывал свое бытие самим собой. Он не был единственным, были также Боги, которые не входят в материальную структуру.

Пуруша это идея с материей. Материя приносит зло. Пуруша – воплощение Единого. Пришли Боги и разделили Пурушу на многие части. Боги не материальны, потому что материальное приносит боль. Из головы получились брахманы, кшатрии – руки, вайшьи – ноги, шудры – бедра.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!