ШКОЛА НАТУРФИЛОСОФИИ ИНЬ-ЯН ИЛИ ШКОЛА СООТНОШЕНИЯ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО НАЧАЛА
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Мифологическая система верования* – вера в духов.
Бытие* – жизнь.
Обыденная форма мировоззрения* – существование без задумывания.
Характеристики мифологической системы верования:
1. Антропоморфность – рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком.
2. Дескриптативность – стремление к объяснению природных событий через форму рассказа (описания).
3. Синкретизм – (слипность) объединение объективной и субъективной деятельности или реальности.
4. Связь с магией
5. Аппеляция к прецененту в объяснению событий, объясняющих современный порядок вещей.
Прецедент* - произошедшее событие.
Апелляция* - обращение
6. Антиисторичность:
Увей* - практика «ничегонеделания».
Теория золотого века*
Постепенно мифологическая система верования изменяется в форму религии.
Специфические качества философии:
1. Специфический категориальный аппарат. Философия обладает специфическими рамками.
Философия любит четкость.
2. Многоканальная связь с действительностью – попытка объяснить все.
КРУГ ВОПРОСОВ ФИЛОСОФИИ:
1. Онтологические вопросы – ОНТОЛОГИЯ – наука о бытии, о существовании.
2. Гносеологические – ГНОСЕОЛОГИЯ – теоретико-научного ПОЗНАНИЯ
3. Аксиологические – АКСИО – ценность (добро-зло, благо – вред и т.д.)
4. Аксиологические – вопросы конкретной моральной ценностной оценки (регулирование поведения).
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
|
Предпосылки становления философии в Древнем Китае
ИНДИЯ | КИТАЙ |
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ: реинкарнация – перерождение. Смерть – благо, прекращение реинкарнации, перерождения | ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ : Смерть – конец. Жизнь – единственное состояние души с таким набором возможностей, жизнь наиболее ценная. |
ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ: жизнь есть страдания. Жизнь есть зло. Цель жизни – выскочить из колеса Сансары и попасть в нирвану, ситуацию тотального счастья бытия. | ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ: Жизнь – подарок, радость и счастье. Жизнью нужно дорожить. Жизнь – чудо. |
ВИДЕНИЕ МИРА: мир един, учение о едином, из которого все рождается и куда все возвращается. | ВИДЕНИЕ МИРА: мир и бытие – два мира: светлый и темный, т.е. дуальность Мира. Такое существование двух противоположных миров – бинарная оппозиция. |
КТО ЗАНИМАЛСЯ ФИЛОСОФИЕЙ: создана целая каста людей, жрецов – брахманов. | КТО ЗАНИМАЛСЯ ФИЛОСОФИЕЙ: чиновники. Но чиновник в Китае – прошел минимум три ступени обучения. Ступень – это 10 лет. Чиновником мог стать представитель любого сословия. Благодаря этому философия очень практичная. |
ВОСПРИЯТИЕ Ч-КА: каждый ч-к индивидуален. | ВОСПРИЯТИЕ Ч-КА: ч-к есть часть целого=часть гос-ва=часть Мира. |
Время становления китайской философии – середина 1 тыс. до н.э.
|
|
Философия – элитарна.
У китайской философии есть 4 специфические черты:
1. Вся китайская философия опирается на 5 книг:
Книга Историй или Ши Цзин
Книга Песен или Шу Цзин
Книга Перемен или Чшоу И
Книга Ритуалов или Ли Цзин
Летопись Весны и Осени господина Люя или Люй Ши Чунь Цю
2. Гипертрофированное чувство уважения к предкам
3. Все произведения древнекитайских философов имели форму художественно-повествовательного рассказа (стихи или витиеватая проза)
4. Обилие разных нумерологических представлений и идей
Школы древнекитайской философии:
1. Школа Натурфилософии Инь-Ян
2. Школа ученых – Конфуцианство
3. Школа Мо – Моизм
4. Школа законников – Легизм
5. Школа имен
6. Школа Пути и Благодати – Даосизм
ШКОЛА НАТУРФИЛОСОФИИ ИНЬ-ЯН ИЛИ ШКОЛА СООТНОШЕНИЯ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО НАЧАЛА
Воплощает все основы Древнекитайской философии. Прямых литературных памятников не осталось, но есть свидетельства в Ши Дзин – книга песен.
Цзоу Янь – 4в. до н.э. – известный представитель.
Мир – круговорот пяти элементов:
Огонь – горько
Земля – сладкое
Вода – соленое
Дерево – кисло
|
|
Металл – остро
Появление и становление мира:
1. Хаос – первичная форма мира /ex nihilo/ - создание мира из мыслей. Всегда была первая материя, и это был Хаос.
2. Божественное яйцо – оформлене границ хаоса. Весь хаос начал поляризовался, образуется Инь Ян.
3. Из взаимодействия противоположных элементов внутри яйца образуется божественная искра и от сочетания первых частей образуется первый ч-к Пань Гу (нужна противоположность).
Диалектика – философия двух противоположных элементов
4. Пань Гу начал расти, в результате яйцо треснуло. Он изнутри разрывает яйцо, растет и в результате обе части так сильно разделились (ногами опирался на землю, а руками в небо), что они больше никогда не встретятся. Появляется тенденция воспитания, небо – мужчина, земля – женщина.
Считается, что Пань Гу выполнил свое предназначение, родившись. Когда он это сделал, то лег и умер. Все его тело стало частью мира. Мы – паразиты.
Самая главная идея натурфилософии – гармония между двумя противоположными началами.
КУН ФУ ЦЗЫ – КОНФУЦИЙ
Жил с 551 по 479гг до н.э. Родился в бедной семье. У него была тяжелая жизнь.
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!