Общественная и публицистическая деятельность



Нельзя обойти вниманием деятельность Корбюзье по организации Общества международных конгрессов современной архитектуры (СИАМ). Первый конгресс состоялся в 1928 году в замке Ла Сарра в Швейцарии. Затем для обсуждения проблем рационального строительства общество собралось в 1930 г. в Штутгарте. В 1933 г. в Афинах обсуждались проблемы градостроительства. Результаты этой работы легли в основу книги Корбюзье «Афинская хартия» (1942), в которой он делает главный вывод: «Большая часть изученных городов представляет собой сегодня хаотичную картину: эти города никак не отвечают их назначению удовлетворять основные биологические и физиологические потребности населения». Архитектор выделяет основные функции градостроительства: «жить, работать, отдыхать, передвигаться». Для архитектора, занятого разрешением проблемы градостроительства, орудием измерений должен служить человеческий масштаб. Первоначальное ядро градостроительства – это обитаемая клетка (жилище), включаемая затем в группу создания единства жилищ большой эффективности.

Основные цели СИАМ таковы: формулировать основные архитектурные проблемы; ознакомить с идеями современной архитектуры, распространить эту идею среди технических, экономических и социальных кругов; позаботиться о реализации архитектурной проблемы.

В 1937 году в Париже СИАМ обсуждало проблему «жилище и отдых». Неизменным руководителем был Ле Корбюзье. Кроме того, он читает лекции, печатает статьи.

Теоретические работы приводят архитектора в 1933 г. к неожиданному для него результату: на праздновании 600-летия Цюрихского университета ему была присуждена степень доктора наук. Это было признанием его исследований в области организации форм и пространства.

 

Модулор

В годы Второй мировой войны Ле Корбюзье не мог оставаться в оккупированном Париже. В 1940 г. он оставляет свою мастерскую и в течение четырех лет, не имея возможности заниматься новыми проектами, развивает активную деятельность в области научных изысканий. Этому способствовало образованное им в 1942 году Общество обновления архитектуры (Аскораль)

Главной задачей становится создание жилища как градостроительной единицы. Рассматриваются три формы расселения: сельское, линейно-промышленный город, радиально-концентрический торговый город. Именно к этому времени относится создание «модулора», системы новых пропорциональных отношений, за основу которых взят рост человека, первые идеи «решетки пропорций», позволяющей получать гармоничные размеры для составления чертежей; комнат, дверей, окон.

«Человек с поднятой рукой дает нам точки, определяющие занятое пространство – нога, солнечное сплетение, голова, кончик пальцев поднятой руки: интервалы, обусловливающие серию золотого сечения, называемую рядом Фибоначчи (сложение двух следующих друг за другом членов дает нижестоящий член)».

Ле Корбюзье рекомендует средний рост француза 1,75 м, отсюда высота помещения – 2,16 м . Позже из-за неудобства перевода мер исчисления (метр в фут) увеличил рост человека до 1,82 м (1 фут)– средний рост англичанина – и высоту до 2,26 м.

Рис. 74. Решетка пропорций «модулор»

Среди тех, кто первым оценил «модулор», был Эйнштейн, считавший, что разработанная система имеет большое практическое значение не только в архитектурном проектировании, но и в других видах человеческой деятельности: «Машина обслуживает человека…она должна быть выражением человеческого масштаба». В 1945 г. министерство иностранных дел попросило Корбюзье взять на себя руководство изучением состояния архитектуры США. Он рассчитывал показать там «решетку пропорций». Вскоре на «модулор» был получен патент как на «систему, которая должна была быть полезной при разработке сборных конструкций заводского изделия.

По завершению войны Корбюзье выступает с радикальным планом реконструкции для разрушенного немцами города Сен-Дье во Франции. Он предложил собрать население города в восьми жилых единицах на 2б5 тыс. жителей каждая, с коммунальным обслуживанием, просторно разместив их на фоне горного ландшафта. Группа общественных зданий и рынок – центр города, его главное пространство, формируемое по принципу пешеходного островка. Идея оказало влияние на проекты того времени во многих странах, но сама утопическая идея города как иерархически организованной целостной общины с обозримой структурой была единодушно отвергнута представителями реального Сен-Дье. Никто не хотел менять жизнь в среде с привычным масштабом и укрытостью пространства на существование в социально-утопической модели.

Марсельская жилая единица

Корбюзье продолжает работу над «жилой единицей» в 1947–1952 гг. в Марселе, синтезируя все свои идеи и применив впервые на практике «модулор». Вводит необходимый порядок действий:

1) стандартизация;

2) экономия;

3) соразмерность;

4) создание новых форм.

Исходный принцип – получение недорого, но полноценного жилья индустриальным методом, а также связь между индивидуальным и коллективным. 337 ячеек «жилой единицы», должны обеспечить индивидуальную жизнь для каждой семьи в сочетании с возможностью включиться в деятельность коллектива. Последняя, по замыслу, охватывала 26 функций –  в частности, предусмотрены спортивный зал, торговая галерея, занимающая часть 7-го и 8-го этажей, прогулочная крыша с беговой дорожкой, бассейном и детским садом.

В основу структуры дома положен принцип развития квартиры не вдоль фасада, а на две стороны дома поперек основной оси здания, а также коридорная система, где при двухэтажных квартирах коридор проходил через один или два этажа. Это сокращало площадь коридоров и давало высокий выход жилой площади. Обеспечила экономичное решение глубина корпуса – 24 метра при обычных 12–15 метрах. На кровле предлагалось размещение детского сада с бассейном. Здание поставлено на массивные железобетонные опоры.

«Марсельская единица» построена на 15 основных величинах «модулора», включая длину здания, глубину корпуса и высоту (соответственно 140, 24, 56 м) Размер 2,26 м определяет min высоту помещений в чистоте, пространство между стенами квартиры – 3,36 м. Однако проявляется неудобство абсолютных величин. Малый планировочный шаг не только привел к появлению детских спален шириной 180 см, но и ограничил возможности персональных трансформаций в жилищах.

Каждое его жилище имеет гостиную двойной высоты (4,40 м), открытую в глубокую лоджию с солнцезащитным козырьком, представляет собой двухуровневую квартиру. Две квартиры складываются так, что двойная высота одного жилища оказывается над, а второго – под низкой частью другого (см. разрез). Вместе они образуют три этажа. Здание выполнено из «открытого бетона».

 

Рис. 75. Жилой комплекс в Марселе на 1600 жителей, 1947 – 1952 гг.

 

В последние годы жизни Ле Корбюзье строит жилые дома Жауль в Нейи-сюр-Сен (1951–1954), в зеленом квартале близ Сены (рис.76). Здесь контраст с чистой геометрией раннего периода более очевиден – в сравнении с виллами в Гарше и Пуасси. На тесном участке над подземным гаражом поставлены углом друг к другу два трехэтажных дома. Корбюзье использует «грубые» материалы – кирпич, керамическую плитку и пологие бетонные своды, опалубку которых образует плитка, остающаяся потом как облицовка («каталанский свод»). Перекрытия выведены наружу, образуя широкие горизонтальные полосы «грубого бетона» опоры сводов. Пологие кровли покрыты землей и засеяны зеленью, чтобы защитить бетон от резких температурных перепадов. Шкалой «модулора» определены главные размеры: пролеты сводов, их высота. Кухонное оборудование размещено в жилых комнатах.

 

Рис. 76. Дома Жауль, 1951–1955 гг.

 

 «Грубый стиль» домов Жауль был немедленно подхвачен и стал тиражироваться «бруталистами». Появившееся сочетание бетона и открытой кирпичной кладки стало знаком принадлежности к новому направлению. Дома Жауль стали предвестием экспериментов архитектуры, которые основаны на принципах использования экологически чистых материалов.

Культовые сооружения

Но наиболее серьезно проявились новые идеи ухода от «машинной цивилизации».Ле Корбюзье, желающего отойти от стандартизации, в капелле  пилигримов на вершине холма в Роншане в 1950–1954 гг. (рис.77).

 Формой, пространством и светом он стремился вызвать религиозные эмоции. Кровля состоит из двух тонких железобетонных мембран, разделенных пространством 2,26 м, образующих подобие панциря, и опирается на короткие столбики, поднимающие ее над верхним краем белой стены настолько, чтобы пропускать узкую полосу света. Устойчивость стен обеспечивается их криволинейными очертаниями в плане. Южная стена, утолщающаяся книзу, прорезана свободно организованной группой окон.

Капелла – не столько здание, сколько обитаемая скульптура. Логика формы определила материал стен – металлический каркас, обтянутый сеткой, покрытой торкретированным бетоном. Трудности с доставкой материала заставили перейти на массивную кладку из местного камня, выровненную и побеленную. Здание располагается на ровной площадке, где могут разместиться 12 000 паломников.

В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского монастыря в Ла-Туретте близ Лиона (рис.78). За основу берутся традиционные очертания клуатра, с трех сторон замкнутого корпусами келий, с четвертой – объемом церкви. Участок лежит на крутом склоне холма, и капелла спроектирована так, чтобы здание вписалось в часть склона. Число этажей меняется в зависимости от уровня рельефа. Крытые галереи пересекают пространство клуатра, создавая дополнительные коммуникации для общины, связывая ее с церковью. Остекление коммуникационных пространств прикрыто частыми вертикальными ребрами.

 Ле Корбюзье сохраняет открытый бетон в интерьере. Цилиндрические «световые пушки», поднимающиеся над плоской кровлей (их различный наклон связан с расчетом на прямой солнечный луч, в определенный день и час падающий на алтарь), освещают интерьер цветным светом.

Рис. 77. Капелла в Роншане, 1951–1955 гг.

 

Рис. 78. Доминиканский монастырь Ла–Туретт, Лион, 1956–1959 гг.

 


Чандигарх

Летом 1950 г. Ле Корбюзье  получает заказ на постройку  города. у подножия Гималаев – новую столицу штата Пенджаб – Чандигарх с правительственным центром Капитолием (рис. 79–80). Ансамбль Капитолия проектировал Корбюзье, разработка плана города была поручена другим архитекторам. Корбюзье пригласил к сотрудничеству англичанина Максвелла Фрая, его жену и Пьера Жаннере.

Капитолий выделен из общего пятна города. Правительственный комплекс отделен от города цепью холмов. Поперечную ось Капитолия замыкает здание парламента с западной стороны, а Верховного суда – Дворца правосудия – с восточной. Секретариат правительства расположен за объемом парламента.

Все здания выполнены из бетона. Для защиты от солнца применены решетки- солнцерезы, пропорции которых выверены «модулором». Для защиты от дождя во Дворце правосудия устроен гигантский бетонный зонт, поддерживаемый серией конических сводов. Стороны зонта, наклоненные внутрь, сходятся к центральному водосточному желобу. Сильный перегрев у основания заставил добавить протяженный навес на 1-м этаже. Для соединения уровней зданий применена система пандусов.

Центром здания парламента (1959–60) является  зал ассамблеи, перекрытый гиперболической оболочкой,  прорезающей  плоскую кровлю и поднимающейся на 37 м. С его помощью регулируется поступление солнечного света в интерьер. Лестницы и пандусы связывают террасы и балконы на разных уровнях. Ансамбль должна была завершать символическая скульптура Корбюзье – «Открытая рука», h = 27 м.

Рис. 79. Чандигарх – новая столица Пенджаба. Здание Ассамблеи в Чандигархе. Разрез и план

Рис. 80. Ансамбль Чандигархского Капитолия.

На первом плане здание Секретариата. Далее по диагонали – дворец Ассамблеи и за ним – резиденция губернатора (в настоящее время – музей). На краю платформы по оси Ассамблеи – здание Верховного суда;

левее его – символическая скульптура – «Открытая рука»

 

Одновременно с комплексом Чандигарха Корбюзье построил несколько сооружений для промышленной элиты Ахмадабада (1956–57), центра индийского текстильного производства. Там же – художественный музей, имеющий в основе плана (как и построенный в тот же период музей в Токио) прямоугольную спираль, которая поднята над землей на столбах, оставляя место для сада с бассейном. Над экспозициями парит крыша-зонт, на которой устроен сад – создание микроклимата. 

В это же время он проектирует жилой комплекс в Нант-Резе, Франция, 1953–1955 г., павильон фирмы Филипс на международной выставке в Брюсселе, 1958 г. Среди последних работ Ле Корбюзье были Музей в Токио и жилые комплексы во Франции. Умер Ле Корбюзье в 1965 г., а в 1967 г. был открыт музей-центр Ле Корбюзье в Цюрихе. Здание было построено по одному из неосуществленных проектов архитектора.

Рис. 81. Музей в Токио. Фасад, интерьер, 1957 – 59 гг.

 

Заключение

Таким образом, представленный анализ теоретической и практической работы трех архитекторов современности – Ф. Л. Райта, Людвига Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье показывает, что ими были охвачены все сферы проектной деятельности. Объемно-пространственные концепции, ставшие итогом их деятельности и сформировавшие облик городов мира, актуальны и могут получить развитие в современных проектных решениях.


 

Библиографический список

1. Бунин, А. В. История градостроительного искусства. В 2 т. / А. В. Бунин, Т. Ф. Саваренская. – М.: Стройиздат, 1972. – 287 с.
2. Гольштейн, А. Ф. Франк Ллойд Райт / А. Ф. Гольштейн - М.: Стройиздат, 1973. – 134 с.
3. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье; под ред. К. Т. Топуридзе. – М.: Прогресс, 1970. – 330 с.
4. Ле Корбюзье. Модулор / Ле Корбюзье. – М.: Стройиздат, 1976. – 237 с.
5. Ле Корбюзье. Творческий путь / Ле Корбюзье – М.: Литература по строительству, 1970. – 247 с.
6. Мочульский, Г. К. Мисс Ван Дер Роэ / Г. К. Мочульский. – М.: Литература по строительству, 1965. – 252 с.
7. Райт, Ф. Л. Будущее архитектуры / Ф. Л. Райт – М.: гос. издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. – 144 с.
8. Уиттик, А. Европейская архитектура XX века. В 2 т. / А. Уиттик. – М.: Гос. Изд-во по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. – 283 с.
9. Фремптон, К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития / К. Фремптон. – М.: Стройиздат, 1990 – 535 с.
10. Carter Peter. Mies van der Rohe at work / Peter Carter. Detroit: Phaidon Press Ltd, 1999. – 426 c.
11. Die Geschichte des Hauses. – Leipzig:VEB E. A. Seemann Verlag, 1983. – 430 c.
12. Jenckes, Charles. Architecture today / Charles Jenckes. – London: Academy editions, 1982. – 359 c.
13. Pfeiffer, Bruce. Frank Lloyd Wright / Bruce Pfeiffer. – Köln: Benedict Taschen, 1994. – 182 c.

 


Содержание

Введение………………………………………………………………........................ 3
Франк Ллойд Райт в истории архитектуры XX века……………………………….. 4
Иллюстрации и комментарии………………………………………………………… 11
I. Частные дома………………………………………………………………………… 11
II. Общественные здания……………………………………………………………… 34
III. Культовые сооружения…………………………………………………………… 48
Людвиг Мис Ван дер Роэ. Структурная грамматика архитектуры………………. 53
Ле Корбюзье…………………………………………………………………………. 65
I. Виллы. Пять отправных точек современной архитектуры……........................... 67
II. Градостроительные идеи………………………………………………………… 74
III. Общественные здания………………………………………………................... 80
IV. Общественная и публицистическая деятельность…………………………….. 83
V. Модулор…………………………………………………………………………... 84
VI. Марсельская единица…………………………………………………………… 86
VII. Культовые сооружения…………………………………………….................... 89
VIII. Чандигарх………………………………………………………………………. 91
Заключение…………………………………………………………………………... 93
Библиографический список………………………………………………………… 94

 


 

 

Учебное издание

 

 

Людмила Константиновна Фешина


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!