Часть II. Людвиг Мис Ван дер Роэ. Структурная грамматика архитектуры



Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна»

 

 

Л. К. Фешина

 

Пространственные концепции

В архитектуре и дизайне XX века

 

 

Санкт-Петербург

2009


УДК 72.011(075)

ББК 85.11+87.8я73

Ф47

Рецензенты:

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Дизайн пространственной среды», Е. А. Яковлев;

профессор Санкт-Петербургской Государственной Художественно-промышленной Академии им. Щтиглица И. Ф. Лукоянов

 

 

Фешина, Л. К.

 

Ф47                  Пространственные концепции в архитектуре и дизайне XX века: учеб. пособие для студентов вузов / Л. К. Фешина. СПб.: СПГУТД, 2009. – с.96

 

ISB N 978-5-7937-0436-6

 

В работе рассмотрены основные положения, сформулированные архитекторами Ф. Л. Райтом, Людвигом Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье по вопросам проектирования объектов среды, а также их реализация в практической работе, в значительной степени сформировавшей облик современных городов. Основной материал пособия представляют планы, разрезы, фасады и интерьеры зданий и комментарии к ним, поясняющие структурные особенности каждого проекта. 

Понимание этих принципов необходимо для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» на кафедре «Дизайн пространственной среды» для решения задач в области проектирования. Данный материал предлагается студентам к изучению следующих дисциплин: «Введение в специальность», «История архитектуры и дизайна XX века», «Проектирование в дизайне среды».

УДК 72.011(075)

ББК 85.11+87.8я73

 

ISBN 978-5-7937-0436-6                                                © Фешина Л. К., 2009

© Прозорова Е. С., макет, 2009


 

Введение

Целью данной работы является ознакомление с проектами и теоретическими работами архитекторов Ф. Л. Райта, Людвига Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье, в значительной степени сформировавшими структуру и облик современных городов. Знание этих работ необходимо для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» в Институте дизайна пространственной среды для решения задач в области проектирования объектов среды.

٭٭٭

В XIX веке в большинстве стран мира бурно развивается промышленное производство. Технический прогресс оказал воздействие на разные стороны жизни людей: появляются новые виды транспорта, ускоряется возможность сообщения и обмена информацией, происходит рост городов и городского населения, меняется социальная структура и уклад жизни людей.

В это же время раскрываются новые возможности в архитектурных конструкциях и выборе материалов. Если раньше выбор ограничивался природными материалами – различными породами камня и дерева, глиной (кирпичом), то теперь в архитектуру входят металл и железобетон, отличающиеся высокой прочностью и новыми конструктивными возможностями, а также стекло больших размеров.

В связи с изменениями в общественной жизни зарождаются также новые типы зданий. Состояние общественной и личной жизни способствует появлению отличных от существующих представлений об организации этой жизни и воплощении архитектурных идей. Появляются постройки, в которых согласуются и новые технические возможности, и потребности, и «взгляд на жизнь» с пространственными структурами. Они оказали основополагающее воздействие на развитие архитектуры XX столетия.

В европейской архитектуре в начале XX века были еще сильны традиции классицизма и эклектики. В это же время как протест против данных явлений  возникло новое направление, охватившее живопись, прикладное искусство и архитектуру и именовавшееся в Европе Art Nouveau или «Югендштиль», а в России – «модерн». Просуществовав всего 10 – 15 лет, это направление подготовило почву для обновления представлений об архитектуре и предметном наполнении среды обитания. Получают развитие новые пространственно-конструктивные идеи. Самыми значительными из них являются идеи и их реализация в работах трех архитекторов мира – Ф. Л. Райта, Мис Ван дер Роэ и Ле Корбюзье.


Часть I. Франк Ллойд Райт в истории архитектуры XX века

Франк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 в штате Висконсин, США. Детство прошло на ферме. Большую роль в формировании личности Райта сыграла его мать. Она хотела, чтобы сын стал архитектором и старалась с детства готовить его к этой профессии: занимала его играми, которые воспитывали чувство формы, композиции и цвета. В средствах он был ограничен, поэтому поступил на инженерный факультет местного университета. Райт совмещал учебу с работой на стройке и в проектном бюро и не окончил университет, так как был неудовлетворен учебной программой и методикой обучения.

Уехав в Чикаго, в 1887 году Райт поступил на службу в архитектурную компанию «Дэнкмар Адлер и Луис Салливен», одну из самых известных в США. От Салливена он воспринял ряд основополагающих для архитектурного проектирования концепций. Преподанные им «уроки правдивости, естественности и целостности» в решении архитектурных задач Райт усвоил навсегда.

«Простота была основной проблемой в период тех ранних исканий, – пишет Райт, и я вскоре убедился в том, что органичная простота обладает возможностями подлинной взаимосвязи, а красота, которую я почувствовал, соответствует выражению этой взаимосвязи. Убожество – это еще не простота...». Большое воздействие оказало на Райта знакомство с японской архитектурой на выставке в Чикаго в 1893 году. Его привлекла философия чистоты, стремление к устранению несущественного, связь внутреннего пространства с внешним пространством и природой. В эти годы Райт строит свой первый собственный дом с мастерской (Рис. 1 – 3).

В 1893 Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго. С этого времени он осуществляет серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развиваются принципы «органичной архитектуры», воспринятые им у Салливена и подразумевающие неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощается идея о непрерывности и «перетекании» пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и работе над интерьерами этих зданий архитектор применял, как и в своем собственном доме, контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. В 1901–1909 Райт создал около 120 проектов и построил 76 таких домов. Большинство из них предназначались для бизнесменов и представителей среднего класса и были расположены в быстро растущих пригородах Чикаго. Макеты и фотографии построек, выполненных Райтом, часто экспонировались на различных выставках, а в 1907 состоялась его первая персональная выставка в Художественном институте Чикаго. Наиболее значительными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллитса в Хайленд-парке, штат Йллинойс, 1902 г., дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк, 1904 г., дом Изабеллы Роберте в Ривер Форест, штат Иллинойс, 1908 г. Эта серия завершается домом Роби в Чикаго, 1909 (Рис .4, 5).

В 1909 Райт едет в Европу, где проходят выставки его работ, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на «рационалистическое» направление в архитектуре, которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах В. Гропиуса, А. Миса ван дер Роэ, группы «Стиль» и др.

Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. 1910 – 1925 года, период господства эклектики в архитектуре США, были тяжелыми для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916 по 1922 год строит отель «Империал» в Токио (Рис. 27).Наряду с архитектурной деятельностью внимание Райт было направлено на теоретическое исследование вопросов проектирования.

Представления Райта об архитектуре были сформулированы им как «принципы органичной архитектуры». Основными являются следующие:

· Функция и форма едины. Вопрос, который возникает во все времена не только в архитектуре: что первично – деятельность (функция) или прежде всего должна решаться форма. По Райту, это единство можно истолковать как деятельность, определяющую форму и форму, воздействующую на деятельность, создающую условия для жизни.

· Понятие местности: включает в себя учет особенностей климата, ориентацию в пространстве, строительные материалы местности, а также уклад жизни – особенно в проектировании жилища.

· Связь внутреннего и наружного пространства. Проектирование изнутри – наружу и наоборот.

· Пространственные структуры объектов проектирования диктуются особенностями жизнедеятельности. Так, впервые в общественных зданиях Райт использует многосветное внутреннее пространство; где освещение сверху создает дополнительные рабочие площади, в высотных зданиях создается внутренний вертикальный стержень, состоящий из коммуникации и являющийся также несущим элементом, а наружные стены становятся самонесущими; применение пандуса внутри здания как возможность организации непрерывности движения.

· Разнообразие и характеристика пространств находится в зависимости от протекающих процессов, перетекание пространств друг в друга.

· Конструкции и материалы проектируемого объекта открыты. Конструкция неотделима от пространственного решения.

· Проектирование предметно-мебельного наполнения должно соответствовать пространственному решению.

В середине 1930-х годов после кризиса и депрессии в экономике США стал наблюдаться подъем, несколько оживилось строительство, уменьшилась безработица среди архитекторов. Это дало возможность Райту включиться в практическую деятельность. Одновременно в развитии американской и вообще западной архитектуры наметились тенденции, которые стали больше соответствовать его творческим убеждениям. Это было начало перелома в развитии современной архитектуры за рубежом. То, что строилось в 1920-х годах, вызывало неудовлетворенность у населения и у самих архитекторов. Наиболее заметные архитекторы Запада начинают искать новые пути архитектуры, в том числе – повышения ее выразительности. Популярность Райта росла вместе с разочарованием в чистом функционализме, он выступал с публичными лекциями и много писал. В 1932 вышла в свет его «Автобиография» (переиздана с дополнениями в 1943 г.). В том же 1932 он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

В середине 1930-х годов начинается второй период его деятельности, наиболее впечатляющими результатами которого стали административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине, штат Висконсин, 1936 – 1939 (Рис.28 – 30) и так называемый дом-водопад, особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс 1936, (Рис.8 – 10). К концу 1930-х годов относится и серия «юсонианских», то есть специфически американских (от сокращенного Юнайтед Стейтс – Соединенные Штаты) домов. Эти дома имеют легкие конструкции, перетекающую систему пространств, где обычное помещение кухни заменило рабочее пространство, освещенное лентой окон под потолком и присоединяемое к жилой комнате.

Как неоднократно писал Райт, Соединенные Штаты испытывают нужду в жилье: «Обеспечение недорогой жилой площадью является сейчас кричащей необходимостью... Я чувствую, что это – наш самый важный участок, и он был предан забвению нашими архитекторами (…). Недорогое жилье – крупнейшая архитектурная проблема Америки. Что касается меня, то ради благополучия родины и собственного удовлетворения я охотнее решал бы ее, чем строил что бы то ни было».

Для Райта решение жилищной проблемы – часть и метод решения социальных проблем, как он их понимал. По его мнению, жилой дом должен быть не просто огражденным от внешней среды и защищенным от непогоды местом, а жильем, кровом, домом человека в глубоком смысле этого слова. Он считал строительство жилья задачей более чем строительной: она связана с решением вопроса «как жить» вообще: дом, по его мнению, должен быть необходимым материализованым проявлением жизненных процессов, должен «соответствовать жизни», а не быть «коробкой, в которую втискивается жизнь».

При разработке нового типа одноквартирного жилого дома для США Райт применял следующие практические приемы.

· Вместо фундамента изготовлялось основание для стен в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводка системы отопления. Подвал также не устраивался, так как он усложняет конструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка для строительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всей площади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12-15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверх укладывался бетонный подстилающий слой толщиной 10 см. На эту платформу устанавливались стены дома.

· Ядро дома образовывали кирпичные или из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых других местах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения - фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными, состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены, как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остекления заготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков.

· Высота помещений обычно делалась минимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимально упрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская, причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, и плоские крыши имеют широкие свесы. Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По его выражению, крыша – это «символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки – консольной перголы, дополняемой вьющейся зеленью, что создает защиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичь лучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены, ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду для прямых лучей солнца в жаркое время года.

· Покрытие во всех случаях, в том числе и скатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанерой или струганными досками, причем подшивка потолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрывалась прозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройство бесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные решения в интерьере.

· Вообще в постройках Райта штукатурка и покраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы – камень, кирпич, дерево, бетон – не маскируются отделочными материалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материала конструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемом достигается впечатление цельности и естественности пространства.

· Идея цельности («интегральности», как говорил Райт) имеет большое значение в концепции «органичной архитектуры». Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Так, подпольное отопление внедрялось им не только вследствие его экономичности и гигиеничности, но и потому, что оно позволяло сделать систему не дополнением к зданию, не оборудованием в виде прикрепленных к стенам труб и радиаторов, а «интегральной частью» постройки. В доме не было люстр и подвесов: источник искусственного освещения делался встроенным (причем очень часто скрытым). Мебель была, насколько возможно (за исключением, наверное, только стульев), встроенной: столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки были элементами архитектуры, предусматривались в чертежах и выполнялись в процессе строительства как части здания.

· Совершенно новым был подход Райта к устройству светопроёмов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40-50 лет назад). Окно в виде прямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение – «не нужно дырявить стену». В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либо в потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы для верхнебокового освещения и для проветривания. При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрь в виде полки, за которой иногда помещаются источники искусственного освещения. В жаркое время верхние окна способствуют хорошей вентиляции.

· Райт один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». Но эта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствие этого в некоторых интерьерах «домов прерий» недостаточно естественного освещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, – глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, – сплошь стеклянные от пола до потолка.

· Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта создают ощущение защиты, «крова»; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей (в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса.

· Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения; ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, - внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни с верхнебоковым светом.

· Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальни и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства.

· Центральная часть дома – общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством).

Если в свое время новшества Райта воспринимались как эксцентричность, то теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них. Райт занимался проектированием и строительством не только богатых вилл, но и особняков для среднего американца – одноквартирных «домов умеренной стоимости». Эти сравнительно простые по структуре и относительно недорогие дома он называл «жильем для Америки».

С середины 30-х годов в США развивается заводское домостроение. Налаживается производство одноэтажных сборных, а также объемно-блочных домов, которые сходят с конвейера, как автомобили. Райт же, противодействуя всеохватывающей стандартизации, проектирует «непохожие» дома. Конечно, это не только соответствие практики архитектора его установке на проектирование для конкретных людей с их особым устройством жизни, но и результат непрестанных исканий новых пространственных решений.

В последние 23 года жизни архитектора получили воплощение 180 из 400 созданных им проектов, а всего за 72 года своей творческой деятельности он спроектировал 800 и построил ок. 400 зданий.

Райт умер в Фениксе (шт. Аризона) 9 апреля 1959. В последние годы жизни Райт опубликовал десятки статей; он объединил самые важные из своих печатных работ 1930-х годов в сборнике «Будущее архитектуры» (1953). Затем вышли книги «Естественный дом» (1954), «Завещание» (1957), а также переработанный проект «Города широкого простора» – «Живой город» (1958).

 


Иллюстрации и комментарии

I . Частные дома

Рис. 1. Дом-мастерская Ф. Л. Райта. Оак-Парк, Иллинойс, 1890 г. Боковой фасад: справа – старый корпус, слева – пристройка с мастерской. Рисунок главного фасада и плана первого этажа, выполненный Райтом  

 

Рис. 2. Дом - мастерская Ф. Л. Райта Интерьеры: вверху – вид из мастерской в гостиную, внизу – встроенные диваны под окнами гостиной

По внешнему виду этот дом незначительно отличался от повсеместно строящихся, но в его структуре и некоторых пространственных решениях присутствуют идеи, получившие развитие в следующих проектах – перетекание пространств, верхне-боковое освещение, открытые конструкции и материалы стен.

Рис. 3. Дом- мастерская Ф. Л. Райта

Слева - фрагменты декора: роспись по трафарету в хозяйской спальне, витраж со стилизованным изображением тюльпанов, лепной декор из гипса, витраж зенитного фонаря; справа – библиотека и двусветная мастерская в форме «восьмерика на четверике» и подвешенным на цепях балконом – антресолями.


 

Рис. 4. Дом Роби . Чикаго, Иллинойс, 1906 – 1909 гг. Общий вид и планы этажей Дом построен на узком, вытянутом вдоль улицы участке. Впервые в работах Райта наружные пространства включаются в структуру дома в виде открытых гостиных. Внутри дома – четкое поэтажное зонирование, конструкции открыты в пространство помещений. Высокие спинки стульев вокруг обеденного стола ограничивают пространство столовой.

 

Рис. 5. Дом Роби. Интерьеры и мебель разработаны Райтом

 

Рис. 6. Дом Дж. Миллард, Пасадэна, шт. Калифорния, 1923 г. Планы этажей, общий вид После возвращения из Японии в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых выделяется дом Миллард, облицованный плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры.

 

Рис. 7. Дом Уилли, Миннеаполис, шт. Миннесота, 1933 – 1934 гг. Общий вид, план Структура дома Уилли характерна для работ Райта этого периода. Постройка находится в северной, с относительно холодным климатом, зоне страны. Но и здесь значительную долю наружных ограждений занимает остекление общественной зоны жилища, через которое открываются широкие виды на сад. Связь между помещениями осуществляется посредством свободных переходов, а общую комнату и кухню разделяет остекленная перегородка. Материалы – обычные для работ Райта кирпич и дерево. Кладка не оштукатурена, дерево не окрашено. Кровля двускатная, но очень пологая. Над крыльцом консольная пергола. Здание установлено на бетонной платформе, мощенной кирпичом; бетон уложен по подстилающему слою из шлака с песком.

 

Рис. 8. «У водопада», вилла Эдгара Кауфмана, Коннелсвия, шт. Пенсильвания, 1935 – 1939 гг. Общий вид, разрез, рисунок Райта Эта работа привлекла внимание архитекторов всего мира. «У водопада» – загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья. Основной принцип конструктивно- пространственной структуры сооружения состоит в том, что перекрытиями служат консольные железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях – террасах.

Рис. 9. «У водопада». Планы и разрезы

Общий вид здания представляет собой развитый пластический объем массивов каменной кладки, стекла и больших железобетонных балконов с глухими парапетами.

Рис. 10. «У водопада». Интерьеры Основную часть площади первого этажа занимает большая общая комната, к которой примыкают сообщающиеся с ней свободно, по принципу «перетекающего пространства», столовая, кухня, прихожая и которая связана, благодаря обильному остеклению и множеству стеклянных дверей, с внешним пространством террас, а также посредством лестницы с ручьем внизу. На втором этаже – три спальни, имеющие каждая свой санузел и свой балкон, на третьем этаже – тоже спальня с санузлом и балконом; отсюда переходный мостик ведет к домику для гостей и прислуги, затем к гаражу. Райт стремился сделать так, чтобы интерьер и внешняя среда не были резко разделены: для беспрепятственной зрительной связи применены большие плоскости остекления. Наружное пространство проникает внутрь между выступающими консолями плит перекрытий, а пространство помещений продолжается наружу, на террасы. Как и в других домах Райта, фактура стен внутри такая же, что и снаружи; штукатурка отсутствует. В интерьерах деревянная обшивка местами смягчает холод камня и железобетона. Остекление неизменно защищено от солнца. Над входами также установлены консольные козырьки, сплошные или решетчатые. В процессе строительных работ были приняты меры, чтобы оставить нетронутыми естественные условия площадки: русло ручья, камни, растительность.

 

Рис.11. Первый Дом Джекобса, Мэдисон, шт. Висконсин, 1937 г. Интерьер, план Первый дом Джекобса может служить характерным примером «американских жилищ» Райта. Г-образное в плане здание размещено в северном углу участка так, что огибает сад с двух сторон. Планировочный модуль-прямоугольник 60><120 см применен, по-видимому, потому, что Райт был вдохновлен японской архитектурой. Японские традиционные жилые дома строились на основе планировочного модуля 1:2, которым служит стандартная циновка.  Вообще постройки Райта не отличались экономичностью. Но в данном случае архитектор взял на себя задачу построить дом для «средней американской семьи» при ограниченных денежных средствах. Райт утверждал, что при серийном производстве стоимость таких домов была бы еще ниже. Конструкция покрытия представляет собой трехслойную дерево-плиту с кровлей из рулонного материала. В этой постройке впервые применено «гравитационное», как его называл Райт, подпольное отопление жилого дома: разводка проложена в платформе, на которой стоит постройка. Стены дома частично кирпичные, частично деревянные (сборные щитовые).

Рис. 12. Первый Дом Джекобса. Фасад

Фасады со стороны улицы замкнуты – допущена только узкая полоса остекления под карнизом. Но со стороны сада, на солнечную сторону, сделано остекление во всю стену в виде сплошного ряда стеклянных дверей. Дом состоит из двух частей – общей и интимной, примыкающих друг к другу под углом. Объем, в котором размещены общая комната и кухня, выше спален. В месте перепада кровель установлено окно, освещающее кухню.

Рис. 13. Второй дом Г. Джекобса, Мэдисон, шт. Висконсин, 1942 г. Планы этажей: 1 – сад; 2 – лужайка; 3 – сарай; 4 – туннель; 5 – кухня; 6 – кладовая; 7 – службы; 8 – столовая; 9 – камин; 10 – общая комната; 11, 12 – внутренняя и внешняя части цветника; 13 – спальни, 14 – бельевая, 15 – ванная. Второй дом Г. Джекобса представляет собой часть кольца, окружающего сад. Дом стоит на склоне холма и обращен своей выпуклой (тыльной) стороной к северу. Вследствие этого тыльная сторона дома – глухая и заглублена в землю. Вогнутый же фасад, обращенный на юг во внутренний двор, сплошь остеклен. Постройка возведена с использованием местных строительных материалов: стены из рваного камня, перекрытия из дерева.

 

Рис. 14 . Второй дом Г. Джекобса

Чертеж плана первого этажа, выполненный Райтом, северный фасад, виды из внутреннего пространства во двор и со стороны южного двора

Жилище представляет собой одно обширное помещение с антресолями, на которых расположены спальни, освещаемые вторым светом через общую комнату, а также посредством узкой полосы остекления на заднем фасаде над насыпью. Санитарно-технические устройства и лестница сгруппированы в отдельном цилиндрическом объеме.

Рис. 15. Дом – соты Пола и Джоан Хэнна, Стэнфорд, Калифорния, 1936 – 1937 гг. Общий вид и план этажа

 

Рис. 16. «Дом-соты». Интерьер

В поисках новых форм построения объемно-планировочной структуры проектируемых зданий Райт нередко экспериментировал в вопросах формообразования, например, планировочным модулем дома Хэнна принят шестиугольник. В плане постройки нет прямых углов. Райт называл ее «дом-соты». В центре здания находится «лаборатория» (так Райт называл кухню), откуда через внутреннее остекление просматриваются общая комната и детская. Наружная стена последней сплошь остеклена с тем, чтобы дети не чувствовали себя взаперти

Дом окружен террасами, которые являются продолжением выходящих на них комнат. Постройка размещена на участке таким образом, чтобы сохранить находившиеся здесь деревья. Основными строительными материалами, из которых она возведена, являются кирпич, бетон, дерево, стекло. Кровля медная. В покрытии проложена алюминиевая фольга для теплоизоляции. Полы из цветного бетона, отопление размещено под полом.


 

Рис. 17. Дом Джестера, Лос Вердес, шт. Калифорния, 1938 г. Макет дома и план этажа

В основу структуры дома Джестеравзят круг. Райт обосновывал это тем, что стены постройки должны быть сделаны из клееной древесины, которая, будучи изогнута, образует пространственные конструкции, обладающие большой жесткостью и прочностью. Однако, как нередко бывало у Райта, экспериментируя с формой, он использовал ее и в предметном наполнении, применяя круглую ванну, круглую или изогнутую в плане кровать.


 

Рис. 18. Дом Дж. Старджеса, Брендвуд-Хайтс, шт. Калифорния, 1938 г.

Общий вид и план этажа

Дом Дж. Старджеса построен на склоне холма. План компактный по конфигурации. Общая комната, две спальни, кухня и санузел размещены на платформе, консольно защемленной в массиве кирпичной кладки. Балкон, являющийся продолжением и своего рода частью жилой площади, а также ряд стеклянных дверей, отделяющих помещения от балкона, затенены консольной перголой. Так возникает беспрепятственная зрительная связь внутреннего пространства жилища с внешней средой.


 

Рис. 19. Тейлезин-Вест, жилище Райта и зимняя резиденция «Тейлизинского товарищества», Феникс, шт. Аризона, 1938 г. План и фасад

«Тейлизин-Вест», расположен в пустынной местности. Для органичной связи постройки с окружением предусмотрен массивный цоколь в виде стилобата из бетона, в который вкраплены разноцветные камни, собранные в окрестностях. Покрытие было выполнено из промасленного пергамента, натянутого по деревянным рамам; ограждение из брезента позволяет полностью раскрыть пространство с какой-либо стороны.


 

Рис. 20. Тейлезин-Вест. Экстерьер и интерьер рабочего пространства

 

Рис.21. Дом Уинклер и Гётш в Окемосе, шт. Мичиган, 1939 г. Фасады и план


Рис.22. Дом Уинклер и Гётш в Окемосе. Интерьер и фрагмент участка с домом.

Как и в некоторых жилых домах, спроектированных Райтом, ядром дома является кирпичный массив камина и санузла. Стены деревянные и в гостиной полностью остеклены. Пространство спален продолжается наружу, в небольшой зеленый дворик, который, будучи огражденным стенкой, представляет собой гостиную под открытым небом. Выступающая консольно крыша образует навес стоянки автомобиля. В местах перепада уровней кровли – полосы верхнего бокового остекления. Пол бетонный, покрытый ковром, отопление под полом. Встроенная мебель – важная часть интерьера. Кухня, как обычно у Райта, непосредственно связана с общей комнатой.


 

Рис.23. Дом Дэвида Райта, Аризона, 1952 г.

Общий вид, фасад, разрез, план, фрагменты интерьера

Объем дома представляет собой полукольцо, поставленное на столбы. Вторую половину кольца составляет пандус для подъема на уровень пола помещений. Райт считал, что такой, по его выражению, «неформальный» способ организации пространства более приятен для людей, чем прямоугольная сетка плана («хотя они и не осознают это»).

К прихожей примыкает круглая в плане кухня, которую огибает малый спиральный пандус. Кухня отделена от общей комнаты камином цилиндрической формы. Общая комната имеет два балкона, выходящие на противоположные стороны. За ней располагаются вдоль галереи четыре спальни и два санузла. Все спальни имеют выходы на галерею с противоположной стороны дома. Дом возведен из бетонных блоков.


 

Рис. 24. Дом Маккорда, проект, 1950 г.

 Общий вид (рисунок Райта), планы этажей, разрез

Дом Маккорда представляет собой сочетание двух объемов в виде цилиндров, перекрытых конусными крышами и объединенных массивом круглого камина. Один из этих объемов - двухэтажный с винтовой лестницей в середине, вокруг которой расположены секторами помещения в двух этажах.

У входа – шкаф для верхнего платья, далее – комната домашних вещей. Направо, в большом цилиндре – общая комната с обеденным местом под антресолями, а в малом – просторная кухня. На втором этаже две спальни, два санузла и выступающий в виде антресолей в главную комнату балкон со встроенной кроватью для гостя. К кухне примыкают зеленая беседка, а также терраса, которая может служить летней столовой; рядом небольшой бассейн, за которым – полукруглая стена ограды.


II. Общественные здания

 

 

Рис. 25. Здание компании Ларкин, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1904 – 1905 гг.

Общий вид здания, план, интерьеры


 

 

 

Рис. 26. Здание компании Ларкин. Многосветный внутренний двор, элемент мебельного наполнения

 

Райт исключал из своей практики метод проектирования, основывающийся на композиционных приемах и внешних формах, которые не исходят из внутреннего содержания объекта, не соответствуют современной строительной технике и материалам. Впервые в офисном здании рабочие пространства обращены в многосветный внутренний двор, перекрытый стеклянной кровлей. В Ларкин-билдинг отсутствовал каркас. Райт так же, как и при строительстве небольших жилых домов, применил только кирпич. В здании компании Ларкин также впервые использовались кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция помещений.

 Сам мастер охарактеризовал это сооружение следующим образом: «Изолированное здание (...), стальная встроенная мебель и сейфы для документов (...), первое здание для контор, в котором применена установка кондиционированного воздуха, впервые обвязка стеклянных дверей и окон выполнена из металла...».


 

Рис. 27. Отель «Империал», Токио, Япония, 1916 – 1922 гг. Общий вид, внутренний двор, интерьер, элемент декора, разрез (чертеж Райта)

Для этого сооружения была разработана особая антисейсмическая конструктивная структура – плита, которая позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город. Райт получил телеграмму из Токио: «Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению». Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, то архитектурное решение перегружено сильно декорированными, монументальными элементами, воспроизводящими древние японские сооружения.


 

Рис. 28. Административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в штате Висконсин,

 1936 – 1939, 1950 гг. План, интерьер

Рис. 29. Административное здание фирмы «Джонсон и сыновья».

Здания комплекса, интерьеры

Первым было построено здание управления компании (1936 – 1937). Перекрытие основного зала опирается на круглые колонны высотой 6,5 м, полые внутри, имеющие внизу диаметр 22,5 см. Расширяющиеся кверху колонны завершаются дисками, приобретая грибовидную форму. Пространства между этими капителями-дисками застеклены. Зал по периметру окантован полосой стекла под потолком. Здание спроектировано на основе сетки 6 Х 6 м.

Отопление проложено в полу, что создает равномерный обогрев всего помещения. Стены здания выложены из лицевого темно-красного кирпича, который открыт и в интерьере.

Рис. 30. Башня-лаборатория компании, 1950 г.

Общий вид комплекса, интерьер, разрез

Через 13 лет рядом со зданием управления был построен комплекс исследовательского центра. Башня-лаборатория высотой 47,6 м имеет внутренний стержень-опору, заглубленный в землю на 15 м, на который нанизаны консоли перекрытий. Пространство лаборатории двухсветное. Остекление выполнено из стеклянных трубочек для того, чтобы создать равномерное освещение.

Опора состоит из 6 шахт: лифт, лестница, коммуникации и разводки кондиционированного воздуха, канализация, 2 шахты для вентиляции. Диаметр этого ствола 7 м, толщина его стенок 19 – 25 см.


 

Рис. 31. Здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле, Калифорния, 1957–1966 гг. Общий вид сооружений, расположенных на участке в 121 га, план

Комплекс зданий образует мост через овраг.


 

Рис. 32. Музей Гуггенхейма в Нью – Йорке, 1944 – 1960 гг.

Чертежи планов выполнены Райтом


Рис.33 . Музей Гуггенхейма в Нью – Йорке. Интерьеры и перспектива здания Это картинная галерея длиной 1200 м, которая тянется по спирали вокруг внутреннего круглого двора, перекрытого стеклянным куполом. К главной спирали примыкает второй пандус-спираль, более крутой для быстрого сообщения между этажами. Имеется также лифт, по которому посетители поднимаются наверх для начала осмотра галереи и потом спускаются по большому пандусу вниз, проходя через залы. Музей включает, кроме картинной галереи, кинозал, конференц-зал, обсерваторию, лабораторию, мастерские, кафе, административные и служебные помещения.

Рис. 34. Магазин Морриса, Сан-Франциско, Калифорния, 1948 – 1950 гг. В здании магазина также воплощена идея внутреннего пространства со спиральным пандусом. В этом проекте пандус соединяет первый уровень магазина с антресолью, откуда хорошо просматривается выставленная посуда. Фасад магазина выделен в  глухой кирпичной стене аркой входа, к которой ведут 2 полосы освещения – вертикальная и горизонтальная. В интерьере посередине первого уровня магазина стоит стол с фарфором, вдоль стен – витрины, прилавки отсутствуют.
Рис. 35. Конторское здание «Башня Прайса», Бартлсвил, шт. Оклахома, 1956. План этажа, интерьер квартиры, общий вид. На плане: 1 – общая комната в двухэтажной квартире, 2 – столовая, 3 – кухня, 4 – уборная, 5 – камин, 6 – рабочее место, 7 – шкафы в конторе и квартире, 8 – кладовая, 9 – лифт, 10 – лестничная площадка, 11 – инвентарная, 12 – диван, 13 – кладовая, 14 – балкон, 15 – санузел Райт использовал идеи проекта 1929 года. Здание состоит из 4 крестообразно расположенных пилонов, на них нанизаны 18 плит перекрытий. Пилоны делят здание на 4 отсека, в трех из которых расположены конторы, а в одном – 2-этажные квартиры. Второй этаж квартиры представляет из себя антресоль со спальным местом. Антресоль выходит углом наружу в виде балкона.

Рис. 36. Комплекс колледжа во Флориде, 1940 г. План комплекса, общий вид корпуса библиотеки На плане: 1 – въезд, 2 – администрация, 3 – сад, 4 – автостоянка, 5 – въезд, 6 – учебные мастерские, 7 – музыкальный театр, 8 – классы, 9 – бассейн, 10 – лаборатории, 11 – обсерватория, 12 – клуб, 13 – классы, 14 – открытый театр, 15 – плавательный бассейн, 16 – детский сад, 17 – музей, 18 – классы, 19 – кабинеты, 20 – церковь, 21 – библиотека, 22 – аудитория Отдельно стоящие здания на участке соединены между собой диагональными связями-дорожками, образуя дворы с рощами апельсиновых деревьев. Дорожки, перекрытые навесами, выводят к берегу озера. Предусмотрены также стоянки для автомобилей. Постройки возведены из цветных бетонных блоков.  
Рис. 37. Комплекс колледжа во Флориде, 1940 г. Интерьер и план библиотеки.

Рис. 38. Проект высотного здания – небоскреб «Миля» для г. Чикаго, Иллинойс, 1956 г.

III. Культовые сооружения

Рис. 39. Храм Согласия в Оак-Парке, шт. Иллинойс, 1904–1907 гг. Чертежи планов этажей выполнены Райтом  
 
 

Рис. 40. Храм Согласия в Оак-Парке. Общий вид (рисунок Райта), интерьер

Создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Оак-Парке, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанными бетонные поверхности.

Это первая церковь без колокольни. Храм состоит из двух объемов, в одном из которых размещен зал для богослужения, в другом находятся остальные приходские помещения.

 

Рис. 41. Греко-пресвитерианская церковь Благовещения в Милуоки, шт. Висконсин, 1956 –1961 гг. Общий вид, разрез, интерьер Разрез: 1 – вход, 2 – вестибюль, 3 – банкетный зал, классы воскресной школы, 5 – часовня, 6 – крыша-терраса, 7 – цветные витражи, 8 – тех. помещение. Церковь представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.  

 

 
Рис. 42. Синагога Бет-Шалом, Элкинс Парк, Пенсильвания, 1954, 1958 – 1959 гг. Общий вид, план Объем синагоги образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида. На шестиугольном основании, образованном глухими стенами, возвышается высокая крыша в форме трехгранной стеклянной пирамиды. Она сооружена на стальном каркасе, к которому крепится светопрозрачное ограждение. Из полутемного вестибюля боковые галереи-пандусы ведут в ярко освещенный зал.  

 

Рис. 43 . Унитарианская церковь, Мэдисон, шт. Висконсин, 1950 – 1951гг. План, общий вид На плане: 1 – стоянка, 2 – холл, 3 – место пастора, 4 – кухня, 5 –фойе, 6 – «купол» (наверху), 7 – аудитория на 250 мест, 8 – хоры, 9 – классы, 10 – общая комната, 11 – гараж.

В одном здании объединены церковь, приходская школа и другие помещения для прихожан. Объем церкви не включает колокольни, но выделяется из общего строения поднимающимся кверху коньком кровли.


Часть II. Людвиг Мис Ван дер Роэ. Структурная грамматика архитектуры

 

«Моя идея, или точнее, направление, которым я задаюсь, ведет к чистой структуре и конструкции».

«Архитектура связана с эпохой, в архитектуре всеобъемлюще отражается сущность эпохи, лучшее в ней выражает тончайшую структуру своего времени».

«Моя философия архитектуры заключается в честности».

Людвиг Мис Ван дер Роэ

Представления архитектора о своей профессии сформировались в систему, получившую реализацию в проектах разного времени. В основе системы лежит трехстепенная формула: от познания материала – через понимание функции – к проекту.

 

Людвиг Мис – по отцу, по матери – Ван дер Роэ родился в 1886 году в г. Аахене (Германия), умер в 1969 году в Америке. Отец Миса был тесальщиком камня. С раннего детства Мис работал с отцом на стройке. Закончив ремесленную строительную школу, он поступил на работу в мастерскую гипсовой орнаментики в качестве чертежника-рисовальщика. «Людовик XIV – до обеда, Ренессанс – после обеда», – рассказывал Мис про эти годы.

Здесь он получил хорошие навыки рисовальщика и в 1908 году поступил в проектное бюро Беренса, где работал 5 лет, один год из них – вместе с Ле Корбюзье.

Выбор бюро был не случаен, так как Беренс входил в число архитекторов, начавших проектировать промышленные сооружения на совершенно новых конструктивно-пространственных принципах. Его Зал Турбин фирмы АЕГ в Берлине (1909) отличался большими пролетами, широкими плоскостями стекла и формами, определяемыми конструкцией.

Мис воспринял у Беренса подход к конструкциям как первооснове архитектуры. В 1913 году Мис открывает в Берлине собственное бюро, организует выставки, издает журнал, пишет статьи, в которых выступает против формализма в архитектуре. «Форма – не цель нашей работы, а ее результат. Форма как самоцель – формализм, это мы отрицаем».

В других статьях архитектор пишет: «Проблема стоящая перед нами… в революционных преобразованиях самой сущности строительной индустрии. Все элементы здания будут создаваться в заводских условиях, работа на строительной площадке ограничится монтажом».

Новые идеи воплощаются в пяти проектах-концепциях современной архитектуры.

Небоскреб-трилистник (1919) и Биоморфный небоскреб (1921). В этих работах сделана попытка исследовать строительные и пластические возможности стекла. Если в архитектуре, существовавшей до того времени, одним из основных средств пластики была светотень, то стекло, являясь экраном, отражающим природное окружение и поверхности соседних домов, дематериализует объем нового здания.

В основе структуры предполагалось ядро – стержень, в котором собирались коммуникации, а также каркас и самонесущие стены – в данном случае – стеклянные панели.

Эти проекты стали прообразами высотных каркасных зданий и воплотились в высотных объектах Миса – небоскребе Сигрэм и других в 50-е годы XX века в Америке.

Рис 44. Небоскреб-трилистник, 1919 г.   Рис. 45. Биоморфный небоскреб, 1921 г.

 Административное здание из железобетона (1922) представляет собой объем, конструктивную структуру которого составляют железобетонный каркас и горизонтальные плоскости стенового ограждения, крепящиеся к консолям каркаса и выдвинутые относительно стекол.

Рис. 46. Административное здание из железобетона, 1922 г.

 

Проект сельского дома из кирпича – это перетекающие пространства, где стены, их ограничивающие, продолжаются в сад, соединяя внутреннее пространство с наружным.

Рис. 47. Проект сельского дома из кирпича

В проекте сельского дома из железобетона (1924) развивались принципы планировки дома из кирпича но уже с исследованием возможностей этого материала. При использовании железобетона можно было в наружных стенах создавать широкие горизонтально протяженные окна и проемы, расположенные на углах. Предложенные пространственные идеи домов стали в будущем основой для работы многих архитекторов.

Рис. 48. Проект сельского дома из железобетона, 1924 г.

 

Эти пять проектов определили различные пути развития архитектуры ранее, чем работы Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье.

В 1927 году в Штутгарте Веркбунд устраивает вторую выставку на тему «Современное жилище», руководителем и генеральным проектировщиком которой назначается Мис. Значение этой выставки для истории архитектуры очень велико, так как были воплощены принципиально новые объемно-пространственные и конструктивные решения жилища.

Выставка представляла собой застройку нового квартала Вайсенхоф (рис.49) жилыми домами, спроектированными разными архитекторами.  Генеральный план застройки был выполнен Мисом Ван дер Роэ.

Рис. 49. Квартал Вайсенхоф, макет и генплан, 1925 – 1927 гг.

Мис пригласил к участию пятнадцать архитекторов Европы. В числе приглашенных, кроме самого Миса, были Петер Беренс, Ганс Пёльцих, уже известные архитекторы, а также начинающие – Ганс Шарун,  Ле Корбюзье в соавторстве с Пьером Жаннере, демонстрирующие в постройке свои пять принципов новой архитектуры, Вальтер Гропиус с первым домом из сборных элементов, голландец Питер Ауд с проектом блокированного жилого дома. По проекту Миса был построен четырехсекционный жилой дом, в котором незыблемы только лестничные клетки и элементы санузлов, все остальное, благодаря несущему каркасу, можно изменять. Впервые был реализован принцип универсальности пространства, который стал характерен для его поздних работ.

Разобщенные до этого времени архитекторы различных европейских стран смогли в одном поселке воплотить свои идеи в конкретных постройках. Здесь, таким образом, сконцентрировались и были сформулированы основные принципы новой архитектуры. При всем многообразии концепций здания раскрывали планировочные возможности при наличии каркасных конструкций, решение стены как ненесущей оболочки и отказ от декоративных элементов. Это направление получило название «интернациональный стиль».

В эти же годы Мис проектирует «Выставку стекла и шелка» (рис.50). Его подход к проекту выставок  заключался в том, чтобы освободить взгляд, по возможности, от элементов архитектуры ради выставочных образцов и как можно точнее передать в пространственном решении экспозиции свойства представленных материалов.

Рис. 50. Экспозиция шелка, Берлин, 1927 г.

Экспозиция стеклянной промышленности, Штутгарт, 1927 г.

 

 В 1929 году по проекту Миса строится павильон Германии на международной выставке в Барселоне (рис. 51). В этом павильоне было представлено только одно – понимание Мисом образа архитектура XX века: перетекающие пространства, свободный план. Впервые были применены металлические колонны крестообразной формы. В пространственное решение включена мраморная скульптура Георга Кольбе «Танцовщица», поставленная над водной гладью малого бассейна на фоне стен, ограждающих п-образный дворик. Реализовались все идеи Миса, в том числе мебель на металлический основе. Павильон простоял три дня и в разобранном виде был отправлен в Германию, где исчез по дороге. В 70-е годы он был восстановлен в Барселоне на прежнем месте.

 


 

Рис. 51. Германский павильон на международной выставке в Барселоне, 1929 г. План. Перспектива с видом на бассейн со скульптурой Г. Кольбе

В 1930 году в Брно по проекту Миса строится вилла Тугендхата (рис.52). Нижнее пространство размером 15 Х 24 метра отдано общественной зоне, личные пространства проживающих занимают второй уровень, на плоском перекрытии которого устроена терраса. План первого уровня развивает идеи Миса об организации перетекающего пространства и делится одной стеной и полукольцом перегородки на 4 зоны – вестибюль, столовую, общую комнату и библиотеку. Каркас, как и в барселонском павильоне, крестообразный металлический, наружное ограждение – из стекла. Богатство интерьера составляет сочетание золотистого оникса плоской стенки, черного эбенового дерева полукруглой перегородки, металлических полированных стоек, белого линолеума полов, мебели на металлической основе с сиденьями, обитыми бежевой кожей, получившей название «Барселона» и «Брно».

В отличие от Ле Корбюзье, Мис не окрашивал стены, так как проектировал их из естественных материалов. Мебель Миса широко используется в работах других архитекторов и в настоящее время.

Рис. 52. Вилла Тугендхата, 1930 г. План первого и второго этажей

 

В продолжение нескольких лет архитектор исследует пространственные возможности нового типа дома с атриумными двориками (рис.53). В 1931 году был спроектирован комплекс блокированных домов из блоков с атриумами. Проекты предназначались для массовой застройки пригородов, но остались неосуществленными, хотя эта идея потом получила распространение в Европе.

 

Рис.53. Поселки из домов с атриумными двориками. Планы, макет. Проекты 1931, 1938 гг.  

В 1930 году Мис Ван дер Роэ был назначен директором Баухауза, который должен был готовить специалистов, способных соединить возможности промышленного производства и искусство. В этом процессе участвовали представители всего нового в искусстве и архитектуре. После распространения власти нацистов в Германии Мис был вынужден перевести Баухауз из построенного Гропиусом здания в Дессау сначала в фабричные корпуса на окраине Берлина, а затем последовало закрытие школы.

В 1938 г. Мис эмигрировал в США. Популяризации «интернационального стиля» в Америке и знакомству с работами Гропиуса, Миса и Ле Корбюзье способствовали публикации архитектора Филиппа Джонсона, ставшего последовательным продолжателем идей Миса. Несмотря на существенные различия во взглядах на архитектуру Ф. Л. Райт очень высоко ценил работу Миса. Благодаря рекомендации Ф. Л. Райта собрание попечителей поручило Мису руководство архитектурным отделением технологического института в Чикаго. В своей программной речи Мис выразил личное понимание архитектуры и принципов воспитания архитекторов: «Конечная цель труда архитектора – создание порядка, основанного на органическом принципе. Длинный путь от материала через функцию к творческому акту имеет только одну цель: создать порядок в отчаянной неразберихе нашего времени».

В последующие десятилетия в Иллинойском технологическом институте был создан основной центр подготовки американских архитекторов. Одновременно Мису было поручено проектирование нового комплекса сооружений института, состоящего из учебных и лабораторных зданий. Строительство затянулось на двадцать лет. Предвидя затяжной срок строительства, Мис хочет создать здания, которые морально и функционально не устареют в будущем. Для этого были нужны структуры, позволяющие менять их планировку. Мис вводит принцип «универсальности пространства».

Генплан строился на основе прямоугольной сетки 7,2 Х 7,2 м, регламентирующей как габариты самих зданий, так свободного пространства между ними и вертикальный модуль 3,6 м. Конструктивная и планировочная основа здания – металлический каркас с заполнением кирпичом или стеклом.

Рис. 54. Иллинойский технологический институт в Чикаго, 1939 – 1957 гг. Генплан и макет

 

В 1958 году Мисс прекратил педагогическую деятельность. К этому времени из 24 спроектированных зданий было построен 12, остальные строились учениками Миса. Мисом были спроектированы также здания различного назначения: музей для небольшого города, концертные залы, многоэтажные жилые дома. Структурная грамматика в том виде, в каком она была разработана до 1950 года, стала определяющим фактором всех последующих работ архитектора.

Рис. 55. Проект музея для небольшого города, 1942 г.

 

В проекте музея для небольшого города (рис. 55) Мисс Ван дер Роэ решает задачи, которые воплощены в выставках 1930-х годов. Здание музея представляет единый прямоугольный в плане объем, заключенный в стекло. В пространстве этого объема свободно размещены аудитория, блоки вспомогательных помещений, скульптуры и отдельные стенды с картинами. Конструктивная структура – металлические опоры и монолитное железобетонное перекрытие. Здание не имеет наружных несущих стен. Ландшафт за стеклом является продолжением пространства зала.

Принципы решения выставочного зала как универсального пространства, раскрывающегося наружу, существенно отличаются от музеев по проектам Ф. Л. Райта и Ле Корбюзье. Музей Гугенхейма в Нью-Йорке Ф. Л. Райта представлял собой железобетонный объем раковины-спирали. Ле Корбюзье во всех своих музеях направлял посетителя по раскручивающейся квадратной спирали, освещаемой через потолок.

 Как завершение идей в области многоэтажного строительства может быть рассмотрен небоскреб Сигрэм (рис. 56) в Нью-Йорке 1958 года. Небоскреб отстоит от красной линии улицы, несмотря на дороговизну земли – перед ним представительская площадь. Сооружение не давит своим объемом на пешеходов. Наружная поверхность – навесные панели металлической структуры с использованием солнцезащитного дымчато-розового стекла.

 

Рис. 56. Небоскреб Сигрэм, 1958 г.

Часть III. Ле Корбюзье

Архитектура –  это не профессия, а определенное состояние духа.

Архитектура – это способность нашего сознания закреплять в материальных формах чувство эпохи

Le Corbusier

В XX веке нет другого такого архитектора, как Ле Корбюзье, который бы решал самые разные вопросы преобразования пространственной среды – от структурных принципов организации городов и решения транспортных вопросов, индустриализации строительства жилых и общественных зданий до предметного наполнения проектируемых объектов, включая мебель, скульптуру, живопись.

В то же время нет такого архитектора, идеи которого, понятые буквально, под знаком «это – современная архитектура», не приводили бы в некоторых случаях к серьезным отрицательным последствиям в пространственной организации жизни.

Это касается, прежде всего, понимания  различия между архетипом и типизацией, а также их связи с индустриализацией. В итоге, как произошло в нашей стране, разрабатывались целые типовые районы и в основном все жилые и общественные здания по типовым проектам.

Широкая просветительская работа Ле Корбюзье привела к тому, что значительная часть архитектуры XX века развивалась во всех странах под сильным воздействием его проектов.

Ле Корбюзье (псевдоним Шарля Эдуарда Жаннере) родился в 1887 году в маленьком городке французской Швейцарии Ла-Шо де Фон. Первой художественной школой для него стала мастерская отца, который делал эмалированные крышки и циферблаты для часов.

Большую роль в его жизни сыграл преподаватель живописи в художественной школе Л’Эплатенье. Учитель первым увидел у него склонности к архитектуре. В 17 лет Жаннере получает заказ на постройку виллы для одного из членов совета училища. Этот дом был первым и последним в его деятельности, выстроенным в духе декоративизма 1900 – х гг. После этой работы возникла необходимость учиться и искать свой путь в архитектуре.

В 19 лет в 1906 году он отправляется с альбомом в путешествие по Италии, рисуя и анализируя увиденное. Затем начинается поиск архитектора и мастерской, в которой можно учиться. Так он посещает архитектора Йозефа Гофмана. Проработав полгода, Шарль Эдуард уезжает учиться в Париж, но не  в Высшую школу изящных искусств, так как там сохраняются традиции академизма. Его школой становятся творческие мастерские наиболее известных архитекторов того времени – тех, кто стремился использовать для развития архитектуры новые технические достижения. Это  Анри Соваж (будущий автор «дома уступами») и затем Огюст Перре, построивший в 1903 году в Париже первый дом из железобетона.

 Перре предвидел перспективы применения железобетона в строительстве и передал свои идеи ученику (теоретические изыскания Ле Корбюзье «Новый дух в архитектуре», 1924). Жаннере изучает памятники Парижа, слушает лекции в Сорбонне, берет уроки математики, практику усваивает не только в мастерской, но и на стройках. Изучая новое искусство, пересматривает возникшее в первые годы жизни в Париже отрицательное отношение к нему.

У Перре Ле Корбюзье проработал один год и три месяца; выполнил проект мастерских для художников – комплекс стандартных студий; впервые в 1910 году Ле Корбюзье вводит в свою практику элементы типового проектирования, идея которого занимает всю его жизнь.

В мае 1911 года художественная школа в его родном городе Ля Шо де Фон командирует Жаннере в Германию для изучения нового декоративного искусства. Результатом явилась первая теоретическая работа Корбюзье «Состояние декоративного искусства в Германии», в которой размышляет о роли архитектуры: «Ныне, когда искусству предстоит закрепить в материальных формах чувство эпохи, когда любая декоративность уже не может более считаться фактором, согласующимся с современным уровнем сознания, – ныне пробил час архитектуры».

В Берлине Корбюзье проработал пять месяцев у архитектора Петера Беренса, где познакомился с Вальтером Гропиусом, с которым дружил до конца своей жизни, а также Мисом Ван дер Роэ.

Вернувшись в Париж, Корбюзье отказывается от сотрудничества с Перре, так как вынужден заняться преобразованием художественно-декоративной школы вместе с бывшим учителем Л’Эплатенье. В эти годы Ле Корбюзье не только преподает в школе, но и занимается экспериментальным проектированием. К 1914 г относится проект сборных серийных домов «Дом-ино» (рис.57) – первая в истории архитектуры идея каркасного дома для серийного производства (не был реализован).

Рис.57. Проект «Дом – ино», 1914 г.

В этой модели заложен принцип строительства жилых домов: незыблемы лестницы и узлы коммуникаций, а планировка не зависит от несущих стен, возможны любые решения наружных поверхностей.

В 1918 году навсегда уезжает в Париж. Первые пять лет работает управляющим на заводе строительных материалов. Одновременно занимается живописью и скульптурой, сближается с кубистами, но вскоре понимает, что кубизм, войдя в моду, становится салонным и деградирует. В поисках «нового чистого искусства» объединяется с Озанфаном, вместе с которым развивает эстетику пуризма. Живопись для Корбюзье всегда была частью архитектуры. По мнению Корбюзье, наши глаза устроены так, чтобы видеть формы освещенными, простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются. И его натюрморты подчиняются задачам архитектуры.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!