Виллы. Пять отправных точек современной архитектуры



В 1922 году Корбюзье возвращается к проектной работе, открывает вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере собственное бюро и пытается развить идеи, выработанные в «Доме-ино». Корбюзье считает, что индустрия должна заняться разработкой и массовым производством типовых элементов дома. Надо внедрить дух серийности, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в таком доме.

Но сначала архитектор строит в окрестностях Парижа небольшие дома-виллы (рис. 58–64), мастерские для друзей-художников, используя возможности каркаса, монолитного железобетона и создавая свободный план.

  Рис .58. Вилла Ля Рош, 1923 – 1925 гг. Современное состояние, рисунок перспективы Ле Корбюзье

 

  Рис.59. Вилла Ля Рош, 1923 – 1925 гг. Интерьер, план первого этажа

 

  Рис. 60. Вилла Ля Рош, 1923 – 1925 гг. Фрагменты фасада, интерьер

 

Рис. 61. Вилла Гарше, 1927 г. Фасад

 

  Рис. 62. Вилла Савой в Пуасси, 1929 – 1931 гг. Перспектива
 
  Рис. 63. Вилла Савой в Пуасси, 1929 – 1931 гг. Разрез и план первого этажа

 

  Рис. 64. Вилла Савой в Пуасси, 1929 – 1931 гг. Интерьеры  

Здесь воплотились основные черты архитектуры Ле Корбюзье, которые позже он сформулировал, как пять отправных точек современной архитектуры:

· дом на отдельных опорах. Раньше дом был забит в землю в темных и зачастую сырых местах. Теперь дом в воздухе, высоко над землей. Сад разбит под опорами дома, таким образом, объемом занято минимум пространства;

· плоская крыша-терраса с садом. Железобетон – это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания и разместить там террасу с садом;

· свободная планировка внутренних помещений. До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Отсюда – большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра;

· расположение окон вдоль по фасаду. Окно – одно из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел революцию с его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада. Вытянутые по горизонтали окна обеспечивают хорошую инсоляцию;

· свободный фасад. Опоры вынесены внутрь дома, перекрытия крепятся на консолях. Фасады – легкие пластины изолирующих стен и окон.

Градостроительные идеи

Работы Ле Корбюзье публикуются во всех архитектурных изданиях. Он выступает за новую архитектуру, новое градостроительство, за то, чтобы обеспечить всех и каждого достойным человека жильем. В 1923 году выходит его книга «К архитектуре».

По Корбюзье, план определяет творческую программу. Где нет плана, там беспорядок, царит произвол. Архитектура изначально несет в себе стремление к порядку. Порядок определяется закономерностью пропорций архитектурных форм. Чтобы подойти к проблеме совершенства, надо стремиться к выработке стандарта.

Ле Корбюзье проектирует «Современный город на 3 миллиона жителей» (рис.65) в 1922 году Проектное решение основано на сформулированных Ле Корбюзье принципах современного градостроительства:

 

 

Рис. 65. Генеральный план города на 3 млн жителей. Часть жилого района города. Застройка в виде непрерывных ступенчатых лент, переходящих из квартала в квартал

 

· определены основные категории жителей: горожане, жители пригородов, население смешанного типа и места их проживания;

· обозначен предел заселенных ими районов – тем самым возможное решение трех аспектов проблемы: городской центр с его деловыми кварталами и жилыми районам, промышленный город и города-сады, города-сады и общественный транспорт;

· основное разделение – на центр, «правильно спланированный, плотно заселенный, сконцентрированный на небольшой территории» и на город-сад (пригородный пояс). Между ними должна быть защитная и резервная территория – зеленая зона чистого воздуха;

· необходимо увеличить площадь зеленых насаждений и сократить расстояния. Для этого потребуется строить городской центр в высоту. Чем выше плотность городского населения, тем меньшие расстояния приходится преодолевать. Жилые дома центральной части не должны образовывать пыльных и переполненных людьми улиц-коридоров и сумрачных дворов. Окна обращены в стороны парков и садов;

· другая важная проблема – это транспорт. Корбюзье также определяет для каждого типа свое место в расположенных одна над другой улицах: под землей (разделенная еще на три уровня) – для метро, тяжелых грузовиков, на уровне первых этажей – система улиц обычного типа, выше – автодромы для скоростного одностороннего движения. Число улиц должно быть сокращено – меньше перекрестков (в среднем расстояние между ними 400 м).

Деловой центр архитектор представляет состоящим из 24 небоскребов крестообразной формы, вокруг них площадь 2400 х 1500 м, покрытая садами и аллеями. Там же находятся кафе, театры и т. п. Район небоскребов: 3000 жителей на 1 га (в Париже на 1925 год в среднем 364 чел. на 1 га).  Подробное рассмотрение этого проекта дано в книге «Градостроительство», 1925 г.

В это же время был спроектирован поселок для рабочих в городе Пессак (рис. 66–67) под Бордо (город-сад) и в очень короткий срок осуществлен. Этот поселок из 51 дома после постройки долго оставался незаселенным, так как были не подведены коммуникации, новые представления о жилище воспринимались с большим трудом и не находили желающих приобрести такой дом. В настоящее время поселок полностью заселен.

  Рис. 66. Город-сад в Пессаке, 1924 – 1926 гг. состояние поселка в настоящее время. Рисунок перспективы Ле Корбюзье

 

  Рис. 67. Город-сад в Пессаке, 1924 – 1926 гг. Варианты блокировки, фасады и планы. Рисунки и чертежи Ле Корбюзье

 

Наиболее важным в создании современного города была жилая единица «Вилла-блок» (рис. 68). Каждая из двухэтажных квартир, размещенных на 6 сдвоенных этажах, включала озелененную веранду. Из этих «квартир-вилл», как их называл Ле Корбюзье, был спроектирован комплекс п-образной формы вокруг большого зеленого двора. Входы в единицы осуществляются из галереи со стороны двора через этаж.

  Рис. 68. Проект Дома Вилл на 120 квартир. Рисунок фасада и перспектива

 

Жилая единица «Вилла-блок» была представлена на международной выставке декоративного искусства в виде павильона «Эспри нуво» (рис. 69). Было представлено также серийное оборудование жилища. Главный тезис-плакат внутри павильона гласил: «Индустрия приходит в дома».

Здесь же выставлялся проект «Современного города на 3 млн жителей» и «План Вуазен», решение градостроительной проблемы для Парижа. Корбюзье предлагал кардинальные изменения структуры центра города.

Рис. 69. Павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г.

С 1929 по 1931 годы разрабатываются проекты планировки и реконструкции городов Южной Америки: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Женевы, Стокгольма, Антверпена. В течение 20 лет он работает над проектом для Алжира (рис.70). Корбюзье применяет схему «линейного города» – не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф, вписанная в него и использующая наиболее удобные места для всех элементов города. Он не приспосабливает к проекту природу, пейзаж к абстрактной идее: «Я предложил комплексную идею, задумал «лучезарный город», расположенный в центре великолепного ландшафта, для каждого из 500 тыс. жителей я предусмотрел небо, море и горы, которые будут видны из окон домов и создадут благоприятную и жизнерадостную картину». Возможно, что знакомство с постройкой линейного города Милютина с конструкциями спаренных двухэтажных квартир оказало влияние на его проект. Подобная жилая единица появится в марсельском комплексе.

Рис. 70. Один из вариантов проекта г. Алжира, 1930 – 1931 гг.

 

В дальнейшем градостроительные идеи развиваются Ле Корбюзье в проекте -теоретическом труде «Лучезарный город» 1935 года, где формулирует свои представления о жилище. «Дом…прежде всего это машина для жилья, иными словами машина, способная удовлетворять наши потребности в комфорте. Кроме того, это место, пригодное для размышлений, и, наконец, красивое место, где нашему уму создается столь необходимый ему покой». К сожалению, чаще всего из контекста выхватывалось «дом – машина для жилья», что приводило к чрезвычайной минимизации пространств.

Общественные здания

В 1927 году Ле Корбюзье и Пьер Жаннере приняли участие в конкурсе  на проект здания Лиги Наций в Женеве. В начале были выделены составные элементы, соединяя которые получали различные варианты проекта. Механизированная система уборки помещений, залитые светом залы с кондиционированием воздуха – все это встретило поддержку молодых архитекторов. Но монументальность проекта (с облицовкой камнем) и иерархическая система входа с семью дверьми для посетителей различных категорий вызвали неудовлетворенность этой работой, и проект отвергли.

Свою первую крупную работу Ле Корбюзье осуществил в СССР, в Москве – Дом Центросоюза (1928–1932) – ныне Центр статистического управления (рис.71). Здание рассчитано на 3500 служащих, обеспечено всеми необходимыми условиями комфорта. В проекте была применена свободная планировка, фасады построены на контрасте остекленных поверхностей и глухих стен, облицованных туфом. Ле Корбюзье разработал для этого здания систему кондиционирования, которая в то время по техническим причинам была неосуществима – это отрицательно отразилось на эксплуатации здания. В дальнейшем пространство между поддерживающими здание опорами было застроено, что лишило его первозданной легкости.

Рис. 71. Дом Центросоюза в Москве, 1928–1932 гг. Перспектива, фрагмент фасада, макет, план первого этажа

 


В 1931 году он участвует в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве (рис.72). В проекте ощущалось влияние советского конструктивизма: обнаженные конструкции, подчиненные им объемы (не осуществлен).

  Рис. 72. Конкурсный проект Дворца Советов в Москве. Макет, фасад, план на уровне зрительных залов, 1931 г.

С этого времени Ле Корбюзье проектирует свои самые крупные сооружения: общежитие швейцарских студентов, дом Армии Спасения и жилой дом в Порт-Молитор, в котором он жил.

В 1929–1931 гг. Корбюзье в соавторстве с братом возвел одну из своих построек в Париже – Дом Армии Спасения (рис.73). Здесь впервые в Европе была осуществлена система кондиционирования воздуха в здании, имеющем сложное остекление, площадью 1000 кв. м.

Рис. 73. Дом Армии Спасения, 1929 – 1931 гг.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!