Индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие ее свободу



 

 

Современные психологи близки к определению индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающих ее свободу. Рассмотрим их.

Осознание – необходимая предпосылка свободы личности. С точки зрения Р.Мэя, способность к осознанию, – это основа свободы: осознавая свое существование, человек становится способным принять ответственность за собственную реализацию (или нереализацию) [11]. Осознавая силы, воздействующие на него, человек становится способным выбирать, и чем больше он осознает возможностей, влияний, тем шире границы его выбора, свободы.

Без ответственности свобода вырождается в произвол. Свобода нужна человеку для принятия ответственности, но ответственным можно быть лишь за какую-либо ценность, поэтому человеку требуется смысл [4, с. 90]. Каким бы принуждением, ограничением и тяжестью ни казалась ответственность, только она дает человеку полноценную свободу. Поэтому принять ее необходимо.

Принятие свободы. Человек часто стремится избежать «нежелательных следствий» свободы, нелегких для него. Свобода не дается от рождения. Ее надо отстоять, добиться. В современном мире люди должны быть свободны и ответственны как никогда раньше: нет уже множества правил и запретов, диктующих, как жить, что делать, как это было в недавнем историческом прошлом.

Бегство от свободы. Чаще всего, в условиях недостатка психологической зрелости, «сопутствия» свободы вызывают стремление избежать их, избавиться от дискомфорта, с ними связанного, то есть, отказаться от свободы и ответственности.

Выделяются следующие основные механизмы бегства:

1. Авторитаризм - усвоение определенного социального характера, предполагающего подчинение, зависимость и отречение от собственной личности.

2. Разрушительность - деструкция всех угроз и опасностей как способ преодолеть ограничения экспансивности (самовыражения) и тревогу.

3. Автоматизирующий конформизм - человек становится таким, как все, пытаясь не отличаться от других, частью большего, теряя собственную личность.

И. Ялом описывает некоторые психические защиты, ограждающие индивида от осознания ответственности: компульсивность; перенос собственной ответственности на другого; отрицание ответственности путем ощущения себя «невинной жертвой» событий; патология принятия решений как отказ совершить известный нужный шаг и т.д.

Но невозможно избавиться от необходимости принимать решения, поэтому люди избегают ее косвенно, пассивно.Тенденция личности избавляться от свободы выражается в современном нигилизме: в отрицании как смысла жизни, так и духа человека. Отрицание духовности ведет к отрицанию свободы, а значит – ответственности, самостоятельности.

Внешние ограничения свободы. Есть в жизни человека объективные условия, которые он не властен изменить, в экзистенциальной психологии имя им – «заброшенность».

Свобода связана и зависит от осознания смерти, конечности себя. Итак, свобода человека невозможна вне ограничений. Невозможно изменить наследственность, собственную физиологию, влияние социума, собственную смертность. Возможности человека регулировать внешние условия и ограничения всегда ничтожны по сравнению с возможностями собственного внутреннего восприятия, со свободой в духовном измерении.

Цель. Наличие ее необходимо для достижения истинной свободы. Без цели свобода остается «негативной», пугает человека и приносит ему страдания. Имея же цель личность способна использовать негативную свободу для достижения цели. Чем больше ценит человек свою цель, тем большие страдания она будет оправдывать, тем мужественнее он будет брать на себя груз ответственности.

Также важно выделить ряд категорий, которые красной нитью проходят через описание понятия «свобода личности».

«Целостность». Свобода апеллируют к достижению личностью своей целостности, функционального и переживаемого единства, будь то единство решения и деятельности, соответствие переживаемого опыта и отношения к этому опыту, единство индивида и его представления о себе, единство жизни человека в мире и его трансцендентальных возможностей. Проявление свободы, с одной стороны, непосредственно зависит от целостности личности, определяется этой целостностью, но с другой стороны, посредством освобождения происходит обретение собственной целостности, как это, например, делает подросток, постигающий свою негативистскую «свободу от». Таким образом, начиная и завершая некий «цикл», а, скорее, «спираль» развития, целостность представляет собой одновременно и условие, и результат обретения свободы.

«Динамика». Для свободы, в той или иной степени, присущи тенденции развития, становления, поиска, обретения. Динамика свободы определяется, в первую очередь, многообразием форм ее переживания. Свобода может переживаться как ценностно-смысловое образование, как временное, преходящее состояние с нерефлексируемыми предпосылками, или, наоборот, как исключительно рациональное представление, основанное, например, на философских или идеологических догмах. Во вторую очередь, динамика свободы определяется ее генезом в русле общего развития человека, будучи представлена как процесс «самоосвобождения», в терминах С. Соловейчика как совокупность волевых процессов, рассматриваясь через развитие субъектности.

«Активность» выступает как онтологическое основание свободы, свобода определяется Д.А. Леонтьевым именно как специфическая форма осознанной активности [10]. Осознанность, способность к осознанию также относится к смысловых конструктам, не отторжимым от понятия свободы. Наиболее отчетливо это прослеживается в трудах Э. Фромма, согласно взглядам которого «свобода выступает как действие, вытекающее из осознания альтернатив и их последствий, различения реальных и иллюзорных альтернатив».

«Взаимодействие». Взаимодействуя с окружением,проявляя свою активность, человек вступает в диалог, реализуя себя как субъект жизненныхотношений.Взаимодействие с миром и открытость по отношению к нему – основополагающие предпосылки проявления свободы, ее переживания. Ведя открытый диалог с миром и с собой, человек постигает степень своей свободы, предел ее. Из этой бытийно-временной характеристики диалога вытекает понимание того, что важнейшая основа человеческого бытия заключается в его открытости и устремленности к свободе и творческому развитию…».

Таким образом, свобода личности – это основополагающая характеристика жизненного мира субъекта, переживаемая субъектом в различных модальностях: как ценность, как знание, как эмоциональное состояние, как экзистенциальная данность. Благодаря определенному переживанию свободы, субъект выстраивает свои взаимоотношения с миром, с другими и с собой, определяет границы собственной неизменности и импульс собственного развития.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, на основании вышеизложенного материала по теме работы, необходимо сделать следующие выводы:

Анализ психологической литературы свидетельствует, что свобода – это состояние личности, в котором она является основной причиной своих действий, то есть «они не обусловленынепосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми».

Свобода личности рассматривается как психическое явление, отражающее сознательный выбор высших духовных ценностей и смыслов в качестве детерминант любых социальных интенций личности, позволяющее поддерживать гармоничные отношения с людьми и миром и обеспечивающее устойчивость к воздействию любых неблагоприятных факторов.

Установлено, что структуру свободы личности составляют духовность, осознанность (понимание себя, других и своего места в мире), управляемость (эффективная саморегуляция и самоуправление в обыденных и критических ситуациях), автономия и саморазвитие (устойчивость личной позиции, стремление к личностному росту и развитию), удовлетворенность жизнью (эмоциональное переживание процесса внутреннего самоосвобождения).

Выявлено, что современные психологи выделяют следующие виды свободы личности:внешняя отрицательная свобода-произвол; внешняя отрицательная свобода-самоограничение; внешняя и внутренняя отрицательная свобода-самоограничение;положительная свобода.

Ощущение внутренней свободы придает человеку осознание того, что его реальные возможности соответствуют его внутренним устремлениям. Варианты соотношений внутренней и внешней свободы, ощущаемой человеком, различны, так как при внешней несвободе, он может быть свободен внутренне; и наоборот: внешняя свобода не означает свободы внутренней.

Анализ исследований по теме работы позволяет говорить, что смежными со «свободой личности» понятиями являются: ответственность, нравственность, необходимость.

Основываясь на всем вышесказанном, можно представить более или менее полную картину свободы в личности в психологии. Прежде всего, свобода человека отнюдь не безгранична, она базируется на ограничениях, невозможна без них. Главным образом, она связана с возможностью выбора и изменения отношения. Свобода существует во внутреннем мире человека, в «духовном измерении», в мире реальном она может проявляться посредством действий.

Ответственность - главная индивидуально-психологическая особенность личности, проявляющей свободу. Она есть своего рода ограничение, не дающее свободе выродиться во вседозволенность. Именно приняв ответственность, человек обретает свободу.

Подлинная свобода предполагает следующие основные предпосылки: во-первых, осознание, после чего становится возможным появление цели, для достижения которой свобода и нужна человеку. Когда есть цель, человек способен принимать на себя ответственность. В свою очередь, ответственность влечет за собой самостоятельность, тревогу, вину, одиночество. И все это составляет свободу, и только такая свобода позволяет жить наиболее полноценно и осмысленно. Из-за нежелания или неспособности принять эти следствия свободы и ответственности, люди зачастую предпринимают попытки избавиться от них: используют (неосознанно) психологические механизмы бегства от свободы и ответственности. Такое бегство приводит их к негативным последствиям для собственной личности (невроз, психологическая незрелость, конформизм и проч.). Для конструктивного использования свободы человек должен принимать на себя ответственность и все, что с ней связано.

Следовательно, достижение личностью свободы предполагает возложение на нее огромной ответственности за свои поступки и поведение, именно поэтому люди, неспособные отвечать за себя, никогда не смогут стать свободными. Им гораздо легче перенести всю вину на кого-то другого или что-то другое, отдать свою свободу, а взамен получить ощущения спокойствия, принадлежности к какому-либо сообществу, безопасности, избавиться от чувства одиночества.


 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!