ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ



 

Разграничение «свободы личности» со смежными понятиями

 

 

При изучении понятия «свобода личности» в рамках психологии, мы сталкиваемся с обширнейшим спектром подходов к пониманию свободы в целом. Также существуют смежные со «свободой личности» понятия, о которых необходимо знать и разграничивать.

По мнению представителей деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, в личности главное место занимает сознание, развивающееся в разных видах деятельности [10]. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, активности человека. «Свобода – это осознанная необходимость. Поэтому человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, рефлексия, внутренний диалогизм. Мир человека и субъективен и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность» [12, с. 286]. Поэтому свободу личности правомерно рассматривать социально (нормативно) детерминированной.

В отечественных учебниках психологии широкое распространение получила традиция рассматривать свободу личности в неразрывной связи с эмоциональной и волевой сферами личности. Это объясняется, очевидно, тем, что чувства, как особое переживание взаимодействия человека с внешним миром, оценочное отношения к миру и самому себе, теснейшим образом в поведенческом репертуаре человека связано со спецификой волевой саморегуляции. Эмоционально-волевая сфера личности имеет большое своеобразие индивидуальных форм проявления, обусловливающих этим и многообразие проявлений свободы воли человека[21, с. 66].

Для понимания причин дифференциации феноменов свободы и ответственности особый интерес представляют работы Б.М. Теплова, посвященные проблемам индивидуальных различий людей, как одного из важнейших разделов психологической науки и практики.

Во-первых, разработанные в пространстве дифференциальной психологии принципы изучения индивидуальности человека в полной мере распространяются и на изучение проявлений свободы человека. Например, при оценке уровней регуляции формально-динамическими характеристиками проявления свободы воли перспективным является разработанный в научной школе Б.М. Теплова принцип континуума (лат. continuum – непрерывное многообразие). Этот термин в контекст дифференциальной психологии был введен В.Д. Небылицыном. Принцип континуума позволяет дифференцировать динамику свободы и определять способы преодоления ее негативных последствий.

Понимание взаимосвязи свободы с ответственностью и необходимого ее ограничения, иллюстрируют слова, написанные еще два века тому назад в связи с последствиями Великой Французской революции И.А. Крыловым: «Как ни приманчива свобода, но для народа не меньше гибельна она, когда разумная ей мера не дана».

В работах Н.В. Борисовой говорится о связи свободы с нравственностью, являющейся, по мнению авторов, основой духовности человека. Авторы отмечают, что ощущение свободы невозможно без совпадения внутренних побуждений с общечеловеческими нравственными ценностями, при котором человек искренне, без принуждения способен делать добро [2, с. 41]. Схожую точку зрения имеют Е.И. Белоус, Д.А. Леонтьев, С. Ох, Н. Саркисян, утверждающие, что без духовности свобода невозможна, поскольку только ориентация на общечеловеческие и культурные ценности, в противовес узколичностным, даёт возможность свободы выбора.

Значение духовности в развитии свободы действительно очень велико, ведь в душе человека, наполненной высшими духовными ценностями и устремлениями, нет места патологической зависимости, основанной на человеческих пороках и слабостях, его устремления созидательны и чисты,что и составляет суть истинной внутренней свободы.

Свобода – это не вседозволенность. Неразрывная связь свободы и нравственной ответственности с позиций этики и ситуационного подхода особенно остро обсуждается в переломные эпохи социального мира. Дискуссии в конце XX века и начале XXI по этому вопросу показывают значимость понимания сущности феноменологии свободы в современном мире и высвечивают проблемы ее исследования и эффективного решения.

Основатель клиент-центрированного подхода К. Роджерс предлагает свой взгляд «на соотношение свободы и необходимости». В рамках рассмотрения исследуемой проблемы К. Роджерс указывает на то, что клиент может становиться самим собой, совершая при этом определенный выбор, но, с другой стороны, чувства и действия клиентов «детерминированы тем, что им предшествовало», в результате чего ученый делает вывод о том, что свободы существовать не может. Разрешая дилемму «свободы и детерминизма», автор рассматривает ее по-новому. Учитывая благоприятные ситуации (в рамках психотерапевтического воздействия), «человек сам переживает наиболее полную и абсолютную свободу», выбирая такой вектор движения, который будет для него наиболее оптимальным для «внутренних и внешних стимулов», и определяя именно то поведение, которое будет наиболее полно его удовлетворять. К. Роджерс противопоставляет независимую личность, «полноценно функционирующего человека», обладающего (в определенной ситуации) свободным вектором движений, человеку с защитными реакциями, который, выбирая определенное направление действий, не может вести себя согласно сделанному выбору, так как он находится в зависимости от конкретной ситуации и поэтому уверен в несовершенстве выбранной модели поведения[18, с. 76].

В. Франкл определяет три экзистенциала человеческого существования: свободу, ответственность и духовность. Определяя феномен свободы (даже при условии ее ограничения) как поиск и реализацию смысла жизни, ученый рассматривает указанный феномен в контексте независимости человека от его влечений, наследственности и внешней среды. Проявление свободы волеизъявления заключается в способности человека ограничивать себя. «Влечения всегда, прежде чем проявиться, как бы пересекают зону свободы; вместе с тем человеческой свободе нужны влечения, основания, на которых она покоится, но как основание, над которым она может подняться, от которого она может оттолкнуться. Все влечения и свобода находятся в коррелятивном отношении друг к другу».

По мнению ученого, свобода по отношению к наследственности – это данность, которая изначально предоставляется человеку так же, как и его задатки и способности. Свобода по отношению к внешним обстоятельствам, с точки зрения В. Франкла, – это способность человека занять ту или иную позицию, установку, личное отношение к какой-либо ситуации: «Если мы расширим систему координат за счет последнего возможного измерения, то в нем будет реализовываться всегда существующая благодаря свободной личностной позиции возможность экзистенциальной перестройки».

Таким образом, смежными со «свободой личности» понятиями являются: ответственность, нравственность, необходимость.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!