Произведения симфонического жанра
Особенности симфонизма Скрябина
Скрябин начинал свой творческий путь как типичный композитор-пианист, но выход за рамки этой музыки и обращение к симфоническому жанру, с его особыми возможностями логических обобщений и монументальностью их выражения, был естественным и закономерным. накала его художественной экспрессии. Композитора особенно волновал сам процесс творческого созидания. Он пытается путем сложных и тонких ассоциаций раскрыть в своем творчестве, и прежде всего в симфонизме, кардинальные вопросы существования и развития мира, логически осмыслить их.
Ведущие темы и образы
1. Преобладающим элементом скрябинского симфонизма является индивидуально-героическое начало (в отличие от героя симфонизма Бетховена). Древняя прометеевская идея активно-волевой личности и действенности человека находила различные типы воплощения, получив у Скрябина совершенно новое (новую акцентировку, сообразно новым историческим условиям, в которых художник творил). Важнейшие для Скрябина активно-волевые образы и темы в симфонизме принимают все более исступленный характер, выражая пафос борьбы свободолюбивой, но одинокой личности, пафос человека-титана.
2. Идеал-мечта, либо ослепляющий экстаз – художественное преломление радостного мира свободы.
3. Образы борьбы, которые становятся образом подвига, перерастают в «космическую грандиозность».
|
|
4. Образы света, лучезарности.
Экзальтированное волнение
6. Образы томления (лирическое начало).
7. Образы полетности (скерцозность) – неповторимая и лишь Скрябину присущая окрыленность, сочетающая утонченность и динамизм.
Новые образы, новые их взаимоотношения, а также их необычайно большое количество (при трех стержневых типах – «томления», «воли» и «полетности»), привели композитора к новому разрешению проблемы симфонической концепции, новому пониманию роли цикличности развития, роли тематизма. Скрябин постепенно уменьшает количество частей и вводит новую трактовку финала (или коды) как кульминационного апофеоза, где концентрируются ведущие темы всего сочинения и особенно выпукло выражен принцип монотематизма, единая направленность всего развития к финальной кульминации.
Оркестровый стиль
Симфоническое творчество Скрябина было исторически закономерным явлением, подготовленным всем предыдущим развитием русского и западноевропейского оркестрово-симфонического письма. Во второй половине XIX века утвердились весьма различные стили Вагнера, Чайковского, Римского-Корсакова. Скрябин, несомненно, тяготел к Чайковскому и Вагнеру (к лирико-драматической монологичности первого и изысканно-красочному, монументальному стилю второго). Вагнеровские languido («тристановские» влияния) и maestoso («зигфридовское» начало) сказывались особенно заметно. Кроме того, Скрябин применяет и средства изысканной импрессионистической оркестровки («тембровые пятна», выразительно-красочные «шумы», шелесты, педальные фоны и тому подобные эффекты оркестровки и инструментовки).
|
|
Симфонизм Скрябина тесно переплетен с его фортепианным творчеством, составляет с ним единое целое. Симфонии оказали не меньшее воздействие на, в свою очередь, влиявшие на них фортепианные пьесы. Все действительно ценное, что имеется в оркестровых произведениях, обусловлено, в первую очередь, эмоциями и мыслями, заложенными в них.
все симфонические произведения Скрябина представляют собой некие философско-эстетические концепции, т.е. симфонизм Скрябина в целом имеет программно-философскую направленность.
Симфония как жанр для Скрябина отмечена новыми устремлениями, оформившимися в уже не новый в музыке, но получивший новое воплощение жанр одночастной симфонической поэмы. Все же программность симфонических произведений – продолжение традиций «чистого» симфонизма, концепционные идеи которого уточняются автором в ассоциативно-художественных образах и философских понятиях (такой процесс начинается у Скрябина и в сочинениях для фортепиано с Четвертой сонаты). Известно, что многие сочинения Скрябина сопровождаются литературными комментариями, однако на сам процесс сочинения музыки текст не имеет влияния.
|
|
Три наиболее значительных симфонических произведения Скрябина, появившиеся в период с 1903 по 1910 годы (больше оркестровых сочинений не было), названы им поэмами. Это:
Третья симфония «Божественная поэма»
Поэма экстаза»
Прометей. Поэма огня»
Эти монументальные сочинения (при всех отличиях музыкального языка, особенностях композиции) объединены общей идеей «преодоления».
Божественная поэма»
Третья симфония – первое произведение, в котором Скрябин выразил характерную для него обобщенную философскую идею, концепцию бытия, воплощенную в символистски-художественных образах и поэтических понятиях. Название симфонии несет яркий отсвет одного из наиболее мощных художественно-философских прозрений человеческого гения в истории мировой культуры – поэмы Данте «Божественная комедия». Эти произведения сближает гуманистический пафос их великих творцов, воспевших в деяниях человека великую божественную силу его разума. «Гордая мысль Скрябина о человеке-боге ставила человеческий дух в центре мира как Солнце мира»[4]. Этим Асафьев подчеркивал, что смелые дерзания в представлении композитора неразрывно связаны с безграничным могуществом духовных сил человека.
|
|
Каждая из трех частей симфонии имеет обобщенно-программное наименование, отражающее важнейшие этапы философской концепции развития и духовного освобождения человеческой личности:
I часть «Борьба» ( Luttes) – о ней у Скрябина сказано так: «Это внутренняя борьба между человеком – рабом созданного им самим бога и могучим человеком, человеком-богом».
II часть «Наслаждения» ( Voluptes). Это лирическая часть и характеризуется таким образом: «Человек отдается радостям чувственного мира, наслаждения опьяняют его…Его личность растворяется в природе. И тогда-то из глубины существования поднимается сознание возвышенного, помогающее ему преодолеть пассивность».
III часть «Божественная игра» ( Jeu Divin). Ее содержание раскрывается так: «Дух, освобожденный наконец от всех уз, связывающих его с прошлым, исполненным покорности перед высшей силой, дух, производящий вселенную одной лишь властью творческой воли и сознающий себя единым с этой вселенной, отдается возвышенной радости свободной деятельности – «божественной игре».
В этой симфонии Скрябин придерживается принципа сонатно-симфонической цикличности, где I и III части – это самостоятельные сонатные allegro. Тональный план частей c - E - C . Тематизм симфонии достигает нового уровня смысловых связей, Скрябин обращается к принципам лейтмотивности и монотематизма. Основным лейтмотивом становится героическая властная тема вступления (Lento), т.н. «тема Самоутверждения». Это предельно сконцентрированная музыкальная мысль, формируемая как клич: «Я есмь!». Этот образ - начало, итог и цель стремлений, высоту которой необходимо завоевать. В этой теме-символе два элемента: 1) богатырская раскачка в низком регистре; 2) фанфара. Тема выполняет различные функции в цикле: «цементирует» составляющие его разделы, обозначает наиболее важные в драматургии этапы (в I части – в развитии Заключительной партии в Экспозиции; кульминация Разработки, завершение Репризы и всей части; итоговое проведение темы – в финале симфонии, ликующее и торжественное). Значимость и глубокий смысл всеобъемлющего обобщения теме-эпиграфу придает грандиозность коллизий, представленных в симфонии.
После создания Третьей симфонии Скрябин окончательно утвердился на позициях композитора-новатора, получив в этом качестве мировое признание.
Анализ произведения разработан на основе материала, изложенного: статья В,Г,Каратыгина «Восторг творчества», книги Э.И.Великович «Великие музыкальные имена», пособия «Русская музыка в школе» под редакцией Л,А..Рапацкой. |
Л.Сабанеев «Самое вдохновенное и лучезарное из творений» |
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!