Б) Учение об Истинном и мнимом познании. Оценка чувственного восприятия.



 

В философии, как и в политике, влияние Парменида ощущалось долгое время, хотя он создал одно-единственное сочинение – поэму, написанную гекзаметром (около двухсот строк). Поэма делится на три части: аллегорическое вступление, повествующее о странствии, которое привело Парменида к богине, преподавшей ему философское учение; далее – «метафизическая» часть, где описан «Путь Истины» и представлено ядро парменидовской философии; наконец, физическая часть, где Парменид, следуя «Путем Мнения», излагает читателям свою теорию о природе.

Путь Мнения резко отличается от Пути Истины: то, что Парменид расскажет нам, следуя первым путем, обманно – т. е. ложно. Читатели поэмы, пораженные этим заявлением Парменида, не поверили философу Зачем же Парменид рассказал длинную историю о природе, историю, в которой есть новизна и даже открываются новые истины, если на самом деле он считал, что история эта – совершенно ложная? Может быть, третья часть поэмы все-таки представляет то, что также относится к учению Парменида, может быть, в ней тоже содержится истина, пусть и не столь высокого порядка, как истина из второй части? Нет, мы должны понимать Парменида буквально. Он уверил нас, что Путь Мнения ложен, он объяснил нам, почему в поэме все же дается его описание («правдоподобно поведаю... дабы суждения смертных тебя упредить не успели»), – значит, надо принять это уверение и это объяснение, хоть они и малоудовлетворительны. Притом мы должны подчеркнуть, что парадоксальная ложность Пути Мнения действительно вытекает из воззрений, представленных Парменидом в центральной части поэмы. Как бы то ни было, именно в этой части Парменид, в своих собственных глазах и в глазах его преемников, принес философии богатый дар.

 

Канто-Спербер, М. Греческая философия. Т.1., – М., 2006. – С. 35-36.

Для подготовки ответа на вопрос № 3 Учение Парменида о Едином. Были использованы следующее книги: Чанышев Арсений Николаевич Философия древнего мира издание 1999 года, Греческая философия Т.1 под редакцией Моники Канто-Спербер издание 2006 года.

 

Мелисс. Учение о сущем.

 

Мелисс, как свидетельствует Диоген Лаэртский, был учеником Парменида. Единственным источником сведений о философии Мелисса является псевдо-аристотелевский трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии». Кроме того, была предпринята попытка реконструировать сочинение Мелисса «О природе».

 

Светлов, Р.В. История античной философии. – М., 2016. С. 75.

Цитата приводится по книге Светлова Романа Валентиновича История античной философии изданной в 2016 году.

 

Ученик и последователь Парменида – что явно не мешало ему заниматься военным делом, – он переписал простой и понятной прозой философскую поэму своего учителя. Но в этой новой версии произведения Парменида есть и пересмотренные положения, и новые идеи. Мелисс утверждал, что существующее должно быть: 1) нерожденным, 2) безначальным и бесконечным во времени, т. е. вечным, 3) безначальным и бесконечным в пространстве, т. е. беспредельным, 4) единым, 5) совершенно однородным, 6) не возрастающим и не убывающим, 7) неизменным, 8) не испытывающим боли и печали, 9) совершенно полным, 10) неподвижным, 11) не имеющим плотности, 12) бестелесным. К этим метафизическим утверждениям он прибавил несколько аргументов, призванных показать, что чувства обманчивы и один только разум способен открыть нам истину.

 

Канто-Спербер, М. Греческая философия. Т.1., – М., 2006. – С. 46.

Для подготовки ответа на вопрос № 4 Мелисс. Учение о сущем. Была использована следующая книга: Греческая философия Т.1 под редакцией Моники Канто-Спербер издание 2006 года.

 

Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона.

 

Зенон Элейский был учеником Парменида. В историю мысли он вошел как автор так называемых апорий – затруднений, неразрешимых задач (aporia: а – отрицательная приставка, poros – путь). Сочинения Зенона до нас не дошли – мы располагаем только пересказами, сохраненными позднейшей доксографией. Основные апории Зенона обсуждает Аристотель в «Физике».

 

Светлов, Р.В. История античной философии. – М., 2016. С. 78.

Цитата приводится по книге Светлова Романа Валентиновича История античной философии изданной в 2016 году.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!