А) Проект метафизического понимания природы и мира.



Аудиоконспект подготовил Мунин Андрей Александрович студент 1 курса 111 группы направления 47.03.01 Философия философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

 

Тема №05. Италийская философия. Элеаты.

 

Вопрос № 1. Учение о космосе как о целостном континууме.

 

Традиционной политеистической мифологии Ксенофан противопоставил монотеистическую концепцию, основанную на представлении об едином боге, вечном и неизменном, ни в чем не похожем на смертные существа. Он весь видит, весь сознает и весь слышит. Он пребывает неподвижным, ибо ему не пристало двигаться то туда, то сюда, и одной лишь своей мыслью он все потрясает.

 

Лебедев, А.В. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. – С. 17.

Цитата приводится по книге Лебедева Андрея Валентиновича Фрагменты ранних греческих философов изданной в 1989 году.

 

Бог не подобен человеку. Но то, чему он подобен, сводится лишь к всемогуществу мысли. Он не подобен человеку не потому, что он не мыслит. Напротив, кто мыслит, так это именно бог. Его мысль всемогуща. Она движет миром так же, как мысль человека движет его телом. Но чему же тогда подобно тело бога? Об этом мы узнаем из доксогрАфии. Об этом было сказано уже у Аристотеля: единый бог Ксенофана – небо в его целости. От других доксографов мы узнаем, что бог Ксенофана подобен шару и тождествен космосу. Богокосмос Ксенофана един, вечен, однороден, неизменен, невредим и шарообразен. Таким образом, Ксенофан оказывается пантеистом: бог есть все, но это «все» берется не в многообразии, а в высшем единстве, не в различии, а в тОждестве. В основе этого единства лежит космическая мысль. Поэтому в той мере, в какой это можно говорить о протофилософии (а мировоззрение Ксенофана остается еще на протофилософской ступени), мировоззрение Ксенофана идеалистично, а поскольку он подчеркивает неизменность мироздания, то и метафизично. Это поразительным образом уживается со стихийным материализмом и наивной диалектикой физической картины мироздания у Ксенофана. Но и в рамках онтолОгии идеализм Ксенофана ограничен его пантеизмом

 

Чанышев, А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999. – C. 214-215.

Для подготовки ответа на вопрос № 1 Учение о космосе как о целостном континууме. Была использована следующая книга: Чанышев Арсений Николаевич Философия древнего мира издание 1999 года.

 

Мифологический взгляд Ксенофана Колофонского на сущее.

 

На Солнце есть живые существа, а Луна обитаема, и представляет собой землю с множеством городов и гор. Ксенофан не только верит в переселение душ, но и в состоянии даже сказать, чья душа находится в теле щенка (Пифагора).

 

Хлебников, Г.В. Античная философская теология. – М., 2013. – С. 56.

Цитата приводится по книге Хлебникова Георгия Владимировича Античная философская теология изданной в 2013 году.

 

Ксенофан как философ-физик примыкает к ионийской традиции. На него большое впечатление оказали, по-видимому, находки камней с отпечатками на них морских животных и растений. Эти эмпирические факты Ксенофан обобщает: некогда вся земля была покрыта морем. Но затем часть земли поднялась и стала сушей. То, что некогда было морским дном, стало горами. Поэтому земля – основа всего сущего, субстанция. Именно земля простирается своими корнями в бесконечность. Что же касается воды, то она соучастница земли в производстве жизни. «Земля и вода есть все, что рождает и растит» (В 33). Даже души состоят из земли и воды. Из воды состоят и небесные тела. Образно говоря, у Ксенофана не небо отражается в море, а море – в небе. Из воды возникают облака, из облаков – небесные светила. Как все первые философы и ученые, Ксенофан еще не различает метеорологические и совершенно с ними несоизмеримые астрономические явления. Ксенофанова Луна – «свалявшееся облако». Солнце каждый день новое. И оно свое для каждой местности. Оно загорается утром и гаснет вечером. Ксенофаново Солнце образуется из скопления искорок, а сами эти искорки – воспламенившиеся испарения воды. Надо отметить, что и в этих своих утверждениях Ксенофан не безоснователен. Он ссылается на поражающее воображение явление, которое сами греки называли Диоскурами и которое, как мы теперь знаем, связано с атмосферным электричеством. Потом это явление стали называть «огнями святого Эльма». Это те огни, которые иногда загораются на вершинах мачт кораблей. Однако позитивная часть мировоззрения Ксенофана не ограничивается его связью с ионийской традицией. Ксенофан был не только завершителем ионийской физики. В качестве такового он стал послед- 4 ним в ряду натурфилософов, которые брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну из четырех стихий. Фалес выбрал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, а Ксенофан – землю.

 

Чанышев, А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999. – С. 213-214.

Для подготовки ответа на вопрос № 2 Мифологический взгляд Ксенофана Колофонского на сущее. Была использована следующая книга: Чанышев Арсений Николаевич Философия древнего мира издание 1999 года.

 

3. Учение Парменида о Едином:

 

Учение Парменида – уже зрелая форма философии элеатов. Именно Парменид развил понятие единого мирового бога Ксенофана в понятие единого бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Вместе с тем Парменид был метафизиком: он учил о неизменности бытия. Если Гераклит думал, что все течет, то Парменид утверждал, что в сущности все неизменно.

 

Чанышев, А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999. – С. 216.

Цитата приводится по книге Чанышева Арсения Николаевича Философия древнего мира изданной в 1999 году.

 

а) Проект метафизического понимания природы и мира.

 

Парменид делает вполне логичный, но в то же время метафизический вывод из того, казалось бы, несомненного тезиса, что небытие не существует. Если небытие не существует, то бытие едино и неподвижно. В самом деле, разделить бытие на части могло бы лишь небытие, но его нет. Всякое изменение предполагает, что нечто исчезает и что-то появляется, но на уровне бытия нечто может исчезнуть лишь в небытии и появиться лишь из небытия. Поэтому бытие и едино, и неизменно, и Парменид говорит, что «бытие неподвижно лежит в пределах оков величайших». Оно замкнуто, самодовлеюще, неуязвимо, «подобно массе хорошо закругленного шара, повсюду равноотстоящей от центра» (В 8 ). Для этого бытия не существует ни прошлого, ни будущего. Парменид, таким образом, метафизически оторвал бытие от становления, единство – от множества. Правда, сделал он это лишь на самом абстрактном уровне – на уровне бытия. Но именно этот уровень объявлялся Парменидом истинным. В диалектике Гераклита была заключена крайность, ибо она граничила с релятивизмом. Но в крайность впадал и Парменид. Его бытие не поток, как у Гераклита, а как бы лед.

 

Чанышев, А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999. – С. 219.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!