Традиционные атрибуты криминальной среды и ее субкультуры.



 

Среди традиционных атрибутов криминальной среды следует назвать жаргон и татуировки, хотя они и претерпели существенные изменения. Жаргон выступает сейчас больше как средство самоутверждения, адаптации и самовыражения, а не сокрытия различных элементов противоправного образа жизни.

Жаргон – это речь какой-нибудь объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.

В России основным источником жаргона был жаргон офеней – уличных разносчиков или торговцев («болтать по фене» – говорить по офенски). Современный воровской жаргон – это смесь слов, заимствованных из разных языков, употребляемых как в прямом, так и в переносном смысле, а также искусственных терминов, не имеющих аналогов в естественном языке (например, «болдана» – солнце, «кацать» – бить). Блатной язык не признает восхвалений человека, он обслуживает лишь его унижение, взаимное недоброжелательство и взаимное соперничество. Жаргон наркоманов выделяется своей антигуманностью – презрением к человеку, издевательство над ним. Считается, что жаргон изобретается преступниками как оружие против незнающих его, но одновременно жаргон – «это гнойный словарь». Как известно, в состав любой жаргонной речи включается большое количество словосочетаний, целых выражений, которые не входят в словари. Например, «бал поднимать» – поднимать шум, крик; «в рифму взять» – опознать по приметам; «воздух разыгрывать» – играть без денег; «ходить в коренную» – постоянно с кем-то воровать; «шею ставить» – рисковать.

Эволюция жаргона свидетельствует о серьезных тенденциях в преступности. Достаточно отметить, что жаргон современных преступников представлен несколькими тысячами слов и выражений, тогда как лексикон преступников царской России насчитывал около 700. Современный жаргон отличается повышенной мобильностью. Более того, в нем вновь отмечается существенный уклон в сторону специализации антисоциального поведения, что служит одним из показателей роста криминального профессионализма.

Криминогенность современного жаргона характеризуется тем, что он обладает большой притягательной силой, особенно для молодежи. Использование жаргона является одним из показателей криминальной пораженности личности, интенсивность которой предопределяет выбор профилактических мер.

То же самое относиться и к характеристике татуировок. Татуировка служила до недавнего времени рекламой антисоциального образа жизни. Преступник не только подтверждал собственный криминальный опыт, но и пропагандировал его в антиобщественной микросреде и за ее пределами, рекламировал свою приверженность негативным традициям и обычаям. В настоящее время татуировка выходит из обязательных элементов криминальной среды, это связано, прежде всего с тем, что криминал пытается легализировать свой капитал, закрепиться в различных ветвях власти. Но, тем не менее, татуировки наносятся достаточным количеством представителями преступного мира.

Большинство ученых криминологов (иностранных и отечественных), занимавшихся исследованием татуировок, пришли к единому мнению о том, что обычай татуирования наиболее широко распространён среди субъектов криминальной среды. Ими доказана прямая связь между татуировкой и криминальной средой, и особенно она просматривается у осужденных, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Один из первых на широкое распространение татуировок среди субъектов криминальной среды обратил внимание Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.), итальянский врач-психиатр, который стал рассматривать татуировку как проявление атавизма, признак нравственно дефективных и неполноценных людей.

М.И. Гернет своими исследованиями татуировки среди осужденных обратил внимание на то, что более двух третей (70,7%) татуированы в местах лишения свободы. Его исследования подтверждают влияние изоляции от общества на распространенность татуировки. Причем, чем больше судимостей, тем больше процент татуировок. Так, среди мужчин, имевших одну судимость, татуировки у 28,2%, среди женщин - 21,2%; среди мужчин, имевших две судимости, уже - 35,4%, среди женщин - 37,9%; среди имевших три и более судимости у мужчин и женщин более половины обследованных. В зависимости от вида режима ИК меняется процент татуированных. Чем строже режим, тем процент выше и может достичь 95-100% отбывших наказание в ИК строгого и особого режима.

Представляют интерес мотивы нанесения татуировок субъектами криминальной среды. Среди мотивов нанесения татуировок в настоящее время имеет место модное увлечение состоятельных людей и даже женщин. Именно такая мотивация объединила многих людей нескольких народов. Ими создана международная ассоциация «тату- художников», устраивающих различные конкурсы. Однако, как уже ранее отмечалось в лекции, татуировка преобладает у субъектов криминальной среды. Противоестественная, длительная и однообразная обстановка изоляции от общества лиц одного и того же пола, скука, томительное однообразие повседневной «зэковской» жизни, желание привлечь к себе внимание сокамерников, побуждают осужденных наносить себе татуировку. Многие из опрошенных среди осужденных на вопросы о мотивах татуирования отвечали: «От скуки», «от нечего делать», «другие делают, а я, что хуже, тоже сделал», «по-глупости», «по-молодости», «для украшения», «понра­вилось», «из-за привязанности (любовной, родственной или товарищеской) к кому-либо», «на память о том, что за что сидел», «там все у «хозяина» имеют «наколки», а я что, хуже всех» и т.п. Лишь небольшая часть осуж­денных - не более 10% - подвергаются насильственному татуированию.

Попытки классификации татуировок были сделаны профессионалами-юристами И.Я. Якимовым в 1925 и 1933 гг., М.Н. Гернетом в 1924г., а также Я.М. Коганом в 1928 г., но он ограничился простым перечислением татуировок, отказавшись от создания их классификации.

Какой-либо классификационной системы по татуировкам в настоящее время просто не существует. В тоже время А.Г. Бронниковым[23] предложена классификация татуировок по следующим основаниям:

1) по форме выражения и смысловому значению;

2) по содержанию (тематической направленности);

3) по месту расположения на поверхности тела человека;

4) по способам выполнения (нанесения);

5) по способам удаления;

6) по степени устойчивости;

7) по размерам;

8) по количеству на поверхности тела человека;

9) по степени воздействия на субъект восприятия;

10)по идентификационной значимости.

Форма выражения и смысловое значение татуировок

Татуировка на поверхности тела человека может выражаться в сле­дующих формах:

- отдельных цифр (дат);

- отдельных букв, слов и сочетания букв (набор);

- текстов;

- рисунков;

- условных знаков - символов;

- комбинированных вариантов указанных форм.

 

- Цифры (даты) - обозначают год рождения обладателя татуировки, чаще всего их наносят на поверхности основных фаланг пальцев правой или левой руки. Могут наноситься эти знаки на другие участки тела и обозначать год, когда носитель её приговорен судом к лишению свободы, или годы пребывания в ИК, могут означать номер ИК и т.д.

- Буквы, слова или сочетания букв - наносятся на тыльной стороне пальцев или кистях рук и могут означать инициалы человека – носителя татуировки или близкого ему человека. Отдельные слова или набор букв читаются как сочетания начальных букв порой совсем других слов, например: «кот» - коренной обитатель тюрьмы; «туз» - тюрьма знакома, тюрьма учит законам или туалетный уборщик зоны; «слон» - смерть легавым от ножей и т.д.

- Тексты обычно наносят на грудь, живот, спину, на предплечье, плечо или на ноги и, как правило, не нуждаются в расшифровке, например: «Бог создал три зла - женщин, черта и козла». «Иду туда, где нет закона». «Как много сделал я ошибок» и т.д.

Со временем многие тексты, да и рисунки утратили свое первичное значение и сегодня воспринимаются по-иному. Известное изречение «Не забуду мать родную» в 20-30 гг. встречалось исключительно у воров-рецидивистов, поэтому истолковывалось оно так: «Не забуду тюрьму родную», «Не забуду братву родную».

Татуировки лагерных авторитетов систематизируются по расположению их на теле: эполеты, погоны, наколенные и подключичные звезды. Наплечные татуировки авторитетов в виде погон и эполетов служат своеобразным «удостоверением» на право применения физической силы в зоне или в тюрьме. Ныне зарегистрировано по данным МВД свыше 50 наплечных символик воровской элиты (см. практикум Приложение).

За последнее десятилетие многие профессиональные уголовники, ранее увлекавшиеся лагерной живописью, стали избавляться от «особых примет» хирургическим путем. Многие воры новой формации вообще избегают клеймить себя лишней приметой, которая может перекочевать а милицейскую базу данных.

По содержанию или тематической направленности татуировки можно разделить на три большие группы.

К первой группе относятся татуировки с открытым смыслом. Они не требуют расшифровки и особых познаний в этой области. К ним относятся даты (цифры), слова, тексты, имена, рисунки очевидного содержания и т.п.

Вторая группа - татуировки со скрытым смыслом, требующие познания криминальной символики и расшифровки. Например, татуировки культового характера (изображение церквей, крестов, святых) несут совершенно иной смысл, т.к. их обладатели в большинстве не верующие. Чаще всего это свидетельствует о преданности воровским традициям, а количество колоколен, «крестов», «маковок» означает число судимостей или лет. проведенных в ИК.

Третья группа - татуировки комбинированные, когда часть из них очевидна, понятна непосвященному, а другая имеет скрытый смысл и нуждается в расшифровке, поэтому необходимы познания в криминальной символике.

Наибольший интерес для сотрудников оперативных подразделений криминальной милиции и системы исполнения наказания представляют татуировки агрессивного характера, «памятные» татуировки, а также выражающие намерение, желание освободиться из ИУ.

 

Основными побудительными мотивами нанесения татуировок можно считать следующие:

– неписаный закон принятия в свою среду лиц, отбывающих срок лишения свободы;

– личное самоутверждение в определенной группе судимых;

– тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность, превосходство над другими;

– подражание более опытным, авторитетным преступникам, которые уже имеют татуировки;

– своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания, солидарность с кем-либо из осужденных («знак братства»);

– романтика тюрьмы.

Поскольку татуировки содержат личностно значимую для их владельцев информацию, знание их смыслового значения можно использовать при оперативно-криминалистическом выявлении лиц, представляющих оперативный интерес. Оперативная идентификация по татуировкам позволяет не только установить личность, но и довольно точно смоделировать субъективный портрет неизвестных граждан, ставших жертвами преступлений, аварий, катастроф. Информационно значимые сведения, характеризующие личностные качества неустановленных лиц, можно получить при обнаружении и расшифровке различного рода татуировок на различных участках тела, выполненных в виде текстов, рисунков, знаков. Абсолютное большинство рисунков и надписей несет в себе смысловое значение, или, как выражаются преступника, «ответ», что позволяет им быстро распознать себе подобных.

Большинство татуировок можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Мужские и женские портреты, головы, фигуры, отдельные части тела. Глаза, комбинированные изображения людей и сочетания рисунков. Например: женщина с ребенком, женщина-русалка, женщина и змея;

2. Числа, точки, аббревиатуры, слова и словосочетания; тексты, а также тексты с иллюстрациями, имена и иностранные надписи;

3. Птицы, орлы, орлы-символы, животные, насекомые, бабочки, жуки-символы, пауки-символы, змеи-символы и т.д.;

4.Сюжеты на темы легенд, мифов, «картины» известных художников, книги и т.д.;

5. Храмы, церкви, монастыри, кресты (кресты с распятием), могилы, памятники-символы, факелы-символы, колокола-символы, лики святых, ангелы, амуры;

6. Оружие холодное (ножи, кинжалы, стрелы), огнестрельное (револьверы и т.п.), профессиональная тематика (орудия производства и т.п.);

7. Солнце, солнце с луной, полукруг солнца по линии горизонта, полумесяц, луна, звезды, погоны, эполеты;

8. Растения (цветы, деревья, листья и т.п.), комбинированные сочетания (розы и решетка, розы и руки, розы и колючая проволока);

9. Символы наркоманов или гомосексуалистов.

10. Морская символика (маяк, якорь, якорь со спасательным кругом, якорь и флаг и т.п.), пиратская тематика (черепа и кости).

Подводя итог рассматриваемого вопроса, отметим, что все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга и в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:

1. Стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»);

2. Поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для различных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);

3. Пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла);

4. Опознание «свой» «чужой» (татуировки, клички, уголовный жаргон);

5. Поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, «опускание»);

6. Материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы» для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);

7. Досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);

8. Функция специфического отношения к своему здоровью – от полного пренебрежения им (наркомания, пьянство, членовредительство) – до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.

Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в известной степени является условной, носящий рабочий характер, но позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого изучения.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

В представленном учебно-методическом пособии проведен анализ литературы по изучению иерархического построения криминальной среды в отечественной науке. Исследовались стратификационные поведенческие признаки и особенности субъектов криминальной среды, принятые в криминальной субкультуре уголовные традиции, обычаи и «воровские законы», отражающиеся как в преступном поведении, так и в воровском жаргоне и татуировках.

Корни криминальной среды настоящего времени уходят глубоко в историю нашего государства (в 17-й век). Были этапы ее взлета и незначительные поражения, тем не менее, криминальная среда развивалась и укреплялась. А в нашем столетии, в результате смены государственного строя и экономических преобразований сформировалась современная криминальная среда со своей преступной иерархией, обычаями, традициями и «законами», развитие и изменение которых происходит и в настоящее время, эти изменения обусловлены новыми «ориентирами» в экономической политике государства и появлением различных форм собственности. Все эти обстоятельства откладывают свой отпечаток на криминальную среду, в ней стали рельефно проявляться характерные черты профессионализма и организованности её субъектов. Во главе иерархической «лестницы» криминальной среды стоит «вор в законе» - профессиональный преступник, признанный лидер, идеолог криминального образа жизни, руководящий криминальной деятельностью на своей, отведенной территории, который имеет в своем подчинении целую «армию» бойцов.

Изучение криминальной субкультуры позволяет нам сделать вывод о том, что она представляет собой реальное и объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем, динамикой преступности в стране, изменением ее характера и основных криминологических показателей. Криминальная субкультура выступает условием живучести, целостности и сплоченности криминальных сообществ, эффективности их преступной деятельности. В то же время нормы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регуляторами индивидуального поведения субъектов криминальной среды, как отдельных ее членов, так и преступных групп.

Мы пришли к выводу о том, что знание иерархии криминальной среды ее атрибутивных элементов способствует сотрудникам органов внутренних дел более качественному распознанию субъектов криминальной среды и позволяет эффективней отработать оперативно-розыскные версии по раскрытию и расследованию преступлений.

 В материалах учебно-методического пособия нами рассмотрены не все проблемы современной криминальной среды и ее субкультуры, а лишь основные, дающие общее представление о её возникновении, развитии и становлении, а также о проблемах, с которыми сталкиваются практические работники органов внутренних дел.

Мы надеемся, что информация, содержащаяся в пособии, поможет сотрудникам органов внутренних дел преодолевать противодействие субъектов криминальной среды, особенно криминальных группировок и сообществ, а также успешно выполнять задачи, возложенные на правоохранительные органы по предупреждению и раскрытию преступлений.

 


Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, У 26 2004. – 176С.

2. Исправительный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, И 34 2005. – 87 с.

3. Алферов Ю.А., Масликин А.В., Севрюгин А.С., Социальная активность осужденных в лесных ИТК- поселениях: учебное пособие. Рязань: РВШ МВД СССР,1982.- 200 с.

4. Антонян Ю.М. Методика ТАТ в изучении личности преступника //Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия.: Сборник науч. тр. ВНИИ МВД СССР.М.,1988.С.- 8.

5. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жаргон, жесты): Учебное пособие. В 2-х частях. - Домодедово: РИПК МВД России, 1994. - Ч. 1. - 130 с.

6. Алферов Ю.А. Пути формирования социально значимой жизненной позиции личности в комплексной системе борьбы с рецидивной преступностью. М.,1980.С.4- 23,24.

7. Алферов Ю.А., Черносвитов Е.В. Экспериментальная методика изучения особенностей характера человека в условиях ИТУ.: Уч. пособие. М., 1981.С.3–28,12–26.

8. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных: Монография. Домодедово. РИПК МВД РФ,1994.-185 с.

9. Алферов Ю.А. Социально-психологическое изучение особенностей личности осужденного. Экспериментальная методика. Под. науч. ред. и предисловием Е.В. Черносвитова. М.,ИСИ и ФО АН СССР.1990.- 260 с.

10. Алферов Ю.А. «Адаптированные методы изучения человека в условиях ИТУ. Учебное пособие. М.: МЦ при ГУК МВД РФ 1996 – 192 с.

11. Баяхчева Г.П., Саблина Л.С. Автобиографический метод дифференциации умственно отсталых и педагогически запущенных несовершеннолетних осужденных//Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. М., ВНИИ МВД СССР. С.25-31.

12. Горшенин Л.Г. «Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации». М.,1983 г.- 240 с.

13. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М.: Юрид. лит., 1990 г. - 304 с.

14. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. «Исправительно-трудовая психология». М., 1974 г.- 210 с.

15. Дебольский М.Г. Психология криминальной среды //Прикладная юридическая психология. М.: Юнити, 2001.

16. Дебольский М.Г., Кокурин А.В. Социально-психологические исследования личности осужденных. Опыт изучения личности осужденных. Учебно-методическое пособие. – М.: Министерство юстиции РФ, ГУИН Минюста России по Самарской обл.; НИИ УИС, 2004.

17. Дубягина О. П., Смирнов Г. Ф. Современный русский жаргон уголовного мира: словарь справочник, Москва: юриспруденция, 2001. - 352 с.

18. Ефремова Г.Х. Ратинов А.Р. Личность преступника //Энциклопедия юридической психологии /Под общ.ред проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.

19. Жилин О.А. Основы организации и тактики борьбы оперативных аппаратов милиции с криминальными группами: Учебное пособие. - М.: ЮИ МВД России, 1995. - 91 с.

20. Ковалев А.Г. «Психологические основы исправления правонарушителя. М.,1968 год. 150 с.

21. Кучинский А.В. «Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, «воры в законе». Донецк, 1997 год. 205 с.

22. Климов А.И., Вербовой В.Т. Правовые и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Учебное пособие. - М.: ЮИ МВД России, 1994г. - 125 с.

23. Криминалистика: Краткая энциклопедия. М.,1993г.-С.67.

24. Криминология. Учебник., Под редакцией академика В.Н. Кудрявцева д.ю.н., профессора В.Е. Эминова, М., «Юристъ», 2000 год. 310 с.

25. Максимовский А.В. «Империя страха». М., «Зеленый парус»,1992г., 256 с.

26. Матвеев А.Н. Следственная и судебная практика по делам о преступных сообществах (преступных организациях // Вестник МВД России. – 2005. - №5.

27. Мильяненков Л.А. По ту сторону закона: Энциклопедия преступного мира. - СПб.: Редакция журнала «Дамы и господа», 1992. - 118 с.

28. Морозов Н.И., Морозова Я.Н., Уманец С.И.. Некоторые особенности оперативной профилактики лидеров уголовно-преступной среды и разработки участников преступных групп и сообществ. Учебно-практическое пособие. Белгород-Тула. 2001.

29. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учеб.пособие для вузов.- ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.-447с.

30. Опыт изучения личности осужденных. Учебно-методическое пособие. – М.: Министерство юстиции РФ, ГУИН Минюста России по Самарской обл., НИИ УИС, 2004 – 123 с.

31. Папкин А.И. Современная криминальная виктимология: Монография.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!