Развитие иерархической структуры криминальной среды в 20 веке.



 

В начале XX века появляются «коты» и «кошки», промышлявшие «хипесом» - обиранием любовников. Большим разнообразием отличались мошенники. В преступном (криминальном) мире царской России совершенствовались старые приемы преступной деятельности, появлялись новые преступные профессии. Каждый «специалист» криминальной среды стремился обучить своему «ремеслу» молодое поколение. В начале 1890 года в преступном мире стали образовываться «артели» по образцу ремесленной артели шведской цеховой системы. Основывались они на успешном соглашении и клятве, которую должны были строго соблюдать все члены «артели». Возглавляли такие «артели» старосты или атаманы. В те времена уже появлялись «малины» - места, напоминающие «кабаки» для «хороводов» воровских артелей. Школой преступного мастерства, его «воровской академией» были места лишения свободы, обитатели которых также имели свою строгую иерархию. Высшую ступень в ней занимали «Иваны» - гроза всех арестантов, а нередко и тюремной администрации, властелины тюремного мира[6].

Следующая ступень отводилось «храпам». «Им хотелось быть «Иванами», но не хватало смелости. По трусливости им следовало бы принадлежать к «шпанке» (арестантские изгои), но не дозволяет самолюбие»[7]. Представители этой категории осужденных в тюрьмах буквально «храпели» - возмущались из-за любой на их взгляд несправедливости, незаконности и отчего получали удовольствие от любого ими затеянного конфликта, уходя при этом «в тень». Они заискивали перед «Иванами». Однако притесняли «шпанку», тем самым «храпы» создавали себе репутацию тюремных «шакалов». Одним из самых многочисленных и беднейших «сословий» тогдашней тюрьмы были «жиганы» (тюремный «пролетариат», он формировался из неграмотных рабочих, совершивших впервые преступления или обвинённых в таковых). Но «жиганы» находились не на последней ступени преступной иерархии. Её занимала «шпанка» - самая бесправная, голодная и униженная, задавленная другими арестантами, состоявшая в основном из крестьян.

Таким образом, как и во всем криминальном мире, так и в жизни тюремной субкультуры, её обитатели подчинялись преступным традициям и обычаям, которые строились на неукоснительном соблюдении «законов» и (правил» уголовного (криминального) мира, требовавшего от всякого преступника, чтобы он «был человеком твердого нрава и несокрушимого характера, был предан товариществу, общине, был ловок на проступки и умел концы хоронить, никого не задевая и не путая; не делал бы никаких уступок начальству, преследовал бы на каждом шагу, насколько это в его тюремных средствах, и вымогал от него всякими средствами льготы (не себе, а товарищам), а главное умел бы легко смотреть на жизнь и на самого себя».

Трехвековая история развития криминальной среды в России предопределила внутреннюю систему организации преступного мира, которая обязывала его субъектов соблюдать и развивать традиции, обычаи, «законы», кроме того, обеспечивала преемственную связь с новыми поколениями преступников, которыми пополнялась криминальная среда. После событий 1917 г. преступный (криминальный) мир приспосабливался к новым условиям. В результате смены общественного строя, возникшие трудности политического, экономического и социального характера способствовали разгулу преступности, становившейся всё контрреволюционное. И тон обще уголовной преступности стали задавать представители свергнутого бывшего правящего класса, которые, разумеется, не хотели мириться с преобразованиями победившего класса. Поэтому «бывшие» для создания в стране обстановки хаоса, беспорядков, паники стали привлекать на свою сторону традиционных, отпетых уголовников-профессионалов. «Бывшие» обладали более высоким интеллектуальным уровнем и организаторскими способностями, поэтому они становились во главе преступных различных группировок.

Этих лиц стали называть «жиганами». Преступные группы ими формировались в основном из несовершеннолетних беспризорников {«босяков», «шпаны»). Преступность этого периода отличалась, прежде всего, всплеском бандитизма и разбоя, однако уголовный мир как и раньше имел множество различных преступных профессий. Особой разветвленностью среди них выделялись «специальности» воров и мошенников, которых насчитывалось десятки разновидностей[8].

В советский период существовало мнение о невозможности формирования какой-либо субкультуры в социалистическом обществе, исследования преступного мира, активно проводившиеся в 20-30-е годы, были прекращены, так как были признаны неактуальными.

В 30-е годы отмечался определенный кризис преступной иерархии криминальной среды России. «Босяки», повзрослев и набрав сипы, стали выходить из повиновения «жиганов» и выдвигать своих лидеров, которых назвали курками» («уркоганами»). Частые конфликты между «урками» и «жиганами» диктовали необходимость совершенствования воровских «законов». В результате их преобразований на базе традиций и обычаев преступников прошлого возник единый «воровской закон», который не только регулировал поведение субъектов криминальной среды, но и обязывал их беспрекословно чтить и соблюдать «закон». Лица из числа наиболее авторитетных преступников соблюдающих этот «закон», стали именоваться «ворами в законе»[9]. Новый «закон» был целиком пропитан духом «идейности» уголовного мира.

Криминальная субкультура - неотъемлемый компонент устойчивого, противоправного поведения, влияющего на жизнь преступника.

Традиции, правила определенной антиобщественной среды имеют глубокие исторические корни. Так, академик Д. С. Лихачев писал, что начало существования сплоченной воровской среды, относится по преимуществу ко времени, когда массовые экспроприации земли и, следовательно, быстрая пауперизация создала условия первоначального накопления капитала. Одновременно наблюдалась активизация общеуголовной преступности с зачатками профессионализма.

Формирование профессиональной преступности шло параллельно с развитием пенитенциарной системы. Так, известный русский криминалист Н.С. Таганцев отмечал, что «условия содержания заключенных в российских тюрьмах с самого начала их существования были весьма далеки от идеала: царила теснота, духота, голод, от которого колодники вымирали». Поэтому преступный элемент, попав в невыносимые условия, вынужден был объединяться, чтобы сообща противостоять тюремной администрации.

В этой связи, была организована тюремная артель или община, которая опекала арестантов, требовала беспрекословного подчинения законам, разработанной обитателями тюрем, ориентирующая заключенных перенести все тяготы и лишения и не потерять свой арестантский облик. Иными словами, заключенные не должны были сотрудничать с администрацией и выдавать товарищей, и в тоже время уважать традиции и обычаи криминальной среды, ее лидеров и т.д. Именно тогда начала складываться криминальная субкультура, дошедшая до наших дней, так как правила и традиции уголовной среды начали распространяться на всю территорию России.

Известный исследователь тюрем царской России Н. М. Ядринцев писал, что «различие общин в русских острогах было незначительным, поскольку отличались они только степенью своего развития, которая зависела от опыта и коллективной силы арестантов».

Уголовная среда в пенитенциарных учреждениях начала дифференцироваться на определенные категории, с жесткими межличностными отношениями. Так, В. С. Пикуль, описывая содержание в помещении камерного типа Сахалинской каторги, отмечает, что «от положения на нарах, каторга судит о достоинствах человека. Иваны. занимали самые лучшие места, вокруг них располагались их «поддувалы», ударами кулаков и ног утверждали священные права своих «сюзеренов» от покушений всяких там «кувыркал». После Иванов чинно осваивали «храпы» - еще не Иваны, но подражающие Иванам, силой берущего у слабого, все что им нужно. За храпами на нарах развалились «глоты» - хамы и горлодеры, поддерживающие свой авторитет наглостью. Затем подальше от параши заняли места различные «кувыркалы». Наконец, для самых несчастных и слабых каторга с издевательским великодушием отводила места под нарами.

  Подобную расстановку можно наблюдать и в наши дни в следственных изоляторах и помещениях камерного типа, где лучшие места около окон, на первых ярусах коек, нар по-прежнему занимают криминальные авторитеты, а под нарами продолжают находиться отверженные. Для того, чтобы унизить осужденного, уличенного в нарушении тех или иных правил преступного мира не обязательно совершать с ним насильственный половой акт, достаточно пинками ног загнать виновного под нары или койку и с этого момента виновный автоматически относится к «обиженным».

Места лишения свободы превращались в своеобразные школы по обмену опытом, так как по выражению самих преступников ее именуют «академией», что совпадает с мнением известных ученых. Так, знаменитый революционер - анархист П. Кропоткин в «Записках революционера» писал, что тюрьмы - это университеты преступности. Уголовно-криминальные обычаи и традиции позже стали своеобразными законами, объективно способствовавшими организованности профессиональных преступников - воров, конокрадов, мошенников и т.д.

Не случайно ряд известных криминологов, в частности. В. В. Лунев отмечают, что уголовная организованная преступность была в нашей стране с первых лет Советской власти. Именно неформальные законы криминальной среды и стали своеобразным базисом организованной преступности в бывшем СССР, так как неотъемлемым ее элементом явились воры в законе, уникальное специфическое объединение, характерное для России и стран бывшего СНГ, своеобразное сословие в преступной иерархии, определяющей идеологию преступности.

Вместе с тем, необходимо сразу заметить, что этот термин употреблен неверно, в уголовной среде они именуются просто - вор, законник, честняга, бродяга, а в обращении друг к другу - брат. Словосочетание «вор в законе» употребляется работниками правоохранительных органов, в художественной и публицистической литературе.

Появление группировки «воров в законе», относится к началу 30-х годов прошлого века. Это положение подтверждается результатами опросов бывших воров в законе, которые сложили с себя это звание в 50-60-е годы, заключенных в колонии особого режима в г. Ангарске Иркутской области, отбывавших уголовное наказание в те же годы, а также ветеранов уголовного розыска и системы исполнения наказания.

В начале 30-х годов начались массовые репрессии, связанные с раскулачиванием, последствиями различных чисток, в результате чего в местах лишения свободы значительно увеличилось количество заключенных. Руководство НКВД объявило уголовный элемент социально близким, в отличие от политических, и стало назначать их на различные посты - нарядчиков, бригадиров, завхозов и т.д.

Наиболее многочисленной категорией осужденных, имевших определенные традиции, правила поведения, свою идеологию были воры-профессионалы «родимые пятна капитализма», которые в соответствие с опытом дореволюционных тюрем не могли не использовать теорию «социально близких» для отделения от политических и захвата неформальной власти. В исправительных лагерях для этих целей они использовали бригадиров, нарядчиков для эксплуатации всех других осужденных, не примыкавших к ним. Наиболее авторитетные стали именоваться «ворами – законниками».

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в среде воров-законников произошел раскол, имевший принципиальное значение в послевоенный период. По данным вора с довоенным стажем, в последствии участника войны Мельникова Алексея Валериановича, он же Леша-Рысь, а также согласно литературным источникам, в лагерях было распространено письмо, подписанное известными в преступном мире воровскими авторитетами, разрешившее ворам участие в войне против немецко-фашистских оккупантов и призывающее обратиться с ходатайством в Верховный Совет об их отправке на фронт.

Между тем, часть воров категорически отвергла это предложение, придерживаясь «закона», запрещавшего блатным принимать участие в делах государства. В послевоенный период воров, воевавших на фронте, стали называть солдатами Рокоссовского, автоматчиками, или отошедшими, «ссученными», к которым в местах лишения свободы примкнули фронтовики, отбывавшие наказание за различные бытовые преступления, бывшие советские военнопленные, развернувшие настоящую войну за лидерство, переходящую в настоящее физическое истребление друг друга.

Деятельность воров в законе принимала организованный характер, оказывая противодействие советской исправительно-трудовой политике. По данным отставных офицеров исправительно-трудовых учреждений, работавших в системе ИТУ в начале 50-х годов - массовые беспорядки приводили к полной дезорганизации мест лишения свободы.

Так, в аналитической справке по Восточно-Сибирскому региону за 1953 год сказано: «Совершенно очевидно, что наши исправительно-трудовые лагеря ни в коей мере не справились и не справляются с исправительной частью своей работы, дают негодную продукцию и не оправдывают своего названия исправительные. В лагерях, особенно в последние годы, из ранее разрозненных преступных элементов создаются, объединяются и организуются воровские банды, связанные крепкой дисциплиной, взаимной поддержкой и чуть ли не общесоюзной связью с преступным миром, находящимся в лагерях и на свободе. именно эти банды, сильные своей сплоченностью все больше начинают проводить и насаждать в лагерях среди всего контингента заключенных свою нравственность и свои нормы морального поведения. Они то, по сути, и осуществляют воспитательную работу в лагерях».

Результаты перевоспитания получаются отрицательные, причем, чем дальше, тем хуже. При такой перековке из отдельных преступников получаются не честные люди, а организованные банды рецидивистов, борьба с которыми является очень трудной, - писал неизвестный оперуполномоченный Китойлага, хирургически точно раскрыв признаки присущие организованной преступности, искренности и основательности его суждений можно позавидовать и сегодня.

Лидеры криминальной среды - «воры в законе» всячески демонстрировали приверженность воровской «идее», возглавляемые ими преступные группировки «идейных воров» хотя и отличались высокой организованностью, все же не смогли избежать распада. Процесс их распада усилился разногласиями между ними в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Этому способствовали «польские воры», которые откололись от других «воров в законе». Они использовали «правила», схожие с действующими среди воров в законе в Польше. В середине 50-х годов на территории бывшего СССР развернулась «сучья война» между «польскими ворами и «суками» - теми ворами, которые не воевали во время Великой Отечественной войны, а отсиживались в тылу, как правило, в тюрьмах или зонах».

К сожалению, этот распад преступных группировок «воров в законе» и «идейных воров» в 50-е годы правоохранительными органами страны был ошибочно воспринят как окончательное разрушение преступной организации. В исправительно-трудовых учреждениях страны некоторые осужденные внешне демонстрировали отход от воровского сообщества, традиций и обычаев преступного мира, и администрация, оценивая такую показную покорность, весьма положительно поддерживала их в этом. Пользуясь таким покровительством, «отошедшие» стали набирать силу и устанавливать свою власть над криминальной средой, выдвигать своих «авторитетов», насаждать свои «законы», объявлять себя хранителями воровских традиций и обычаев. Однако бывшие «воры в законе» были вынуждены на таких условиях отказываться от прежней деятельности, направленной на сплочение криминальной (уголовной) среды.

Многие из них позднее пополнили самую многочисленную в современной криминальной среде системы ИУ категорию «мужиков».

К началу 60-х гг. органы внутренних дел сделали преждевременный вывод о дестабилизации уголовного мира, ликвидации его группировок, исчезновении преступных традиций, обычаев и «законов». Такое мнение настолько укрепилось в сознании работников правоохранительных органов, что целенаправленная борьба с профессиональной преступностью к концу 60-х гг. практически прекратилась.

Фактически группировка воров в законе вынуждена была уйти в подполье, законспирироваться, и не случайно период начала 60-х-70-х годов считается самым позитивным в борьбе с преступностью. В стране в это время был, выдвинут тезис о полной ликвидации профессиональной преступности, которая как раз в этот период была сконцентрирована в исправительных учреждениях, где целенаправленная работа по профилактике обычаев и традиций криминальной среды не велась и они по-прежнему продолжали оставаться неотъемлемой частью ее субкультуры.

На сборных пунктах следственных изоляторов, где обычно всегда находятся категории всех осужденных, воры выявляли лиц со стойкой антиобщественной установкой, или, как они называют, с «душком». Им рассказывали легенды об удачливых ворах Червонных валетах, Соне-Золотой ручке, Мишке-Япончике и т.д., приучали игре в карты, так как это обязательный элемент воровской субкультуры, о справедливости, братстве равных, песням и жаргону, тем самым готовилась опора будущего воровского сообщества.

В 70-е годы на фоне подъема экономики, освоений газонефтяных месторождений Западной Сибири, начала строительства Байкало-Амурской магистрали, роста благосостояния народа появляются неблагоприятные тенденции в сфере распределения сырья, материалов, дефицита товаров повышенного спроса активно развивается частнопредпринимательская деятельность, замаскированная под различные предприятия народных промыслов. Естественно, первые пионеры рыночной экономики сразу же оказались под «колпаком» криминалитета. Впрочем, цеховики и ранее прибегали к помощи некоторых авторитетов преступного мира. В 40-50-е годы они имели конфликты с "отбойщиками" - отцами современных вымогателей, а в местах лишения свободы, воры поддерживали их, назначая на должности бригадиров, завхозов, нарядчиков, так как действительно предприниматели могли организовать производство в Гулаге, что давало возможность лидерам уголовной среды эксплуатировать все остальные категории заключенных. В отдельных случаях цеховики выступали хранителями «черной кассы» - общака или казначеями. Но эти контакты были строго законспирированы, так как традиции и обычаи преступного мира категорически запрещали общаться с «барыгами». Таким образом, еще в 40-50-е годы произошло слияние организованной общеуголовной преступности с экономической.

В 70-х годах начали образовываться молодежные банды типа казанских Тяп-Ляпов, не признававших воровские законы, в местах лишения свободы аналогично молодежным группировкам создаются формирования беспредела - или бандиты из числа "мужиков", которые имели своих лидеров, общую кассу и их основная цель - противостоять ворам и их пособникам. Именно эта группировка скомпрометировала и низвергла многих законников, применяя не только провокации, но и насильственное мужеложство, в результате которого последние теряли авторитет и в своем окружении.

Именно в этот период, как указывают респонденты из числа сотрудников системы исполнения наказания и воров в законе, отбывавших наказание в Иркутской области, произошло перемирие с "отошедшими" - теми же ворами, только участвовавшими в Великой Отечественной войне, для противостояния всем остальным группировкам уголовников.

Как раз это объединение и положило начало расколу уже в самом воровском сообществе, так как идеолог нового направления А. Черкасов, по кличке Толя-Черкас, был участником Великой Отечественной войны, орденоносцем, продолжившим ряд изменений, действующих и в настоящее время. Старые воровские законы, неформальные нормы поведения выглядели анахронизмом: не иметь семью, не читать газеты и журналы, не посещать культурно-массовые мероприятия, быть судимым только за кражи, причем неоднократно, и обязательно пройти через исправительные колонии, отказываться от условно-досрочного освобождения, амнистии, помилования и т.д.

Черкас в качестве принципиального различия разрешил прием в сообщество лиц, ранее не судимых, а также использование для совершения преступлений других лиц, так называемую пехоту. Кроме того, разрешено было устанавливать контакты с работниками правоохранительных органов, что ранее каралось в среде воров смертной казнью, выявление лиц, живущих не по средствам, и установление контроля за ними и т.д.

Другая часть воров, такие как Вася Бриллиант, предпочли смерть в тюремной больнице, но не условно-досрочное освобождение, остались верны старому закону, и их стали называть нэпманские: они обвиняют новое поколение во лжи, корысти называют их верными псами фраеров, выбившихся в люди.

Предложения А. Черкасова было поддержано на воровском сходе в 1975 году в г. Сочи, где были разрешены ряд вопросов, имеющих значение и в настоящее время. Прежде всего, речь идет о

1. пропаганде криминальной субкультуры, воровской морали, этики, справедливости, активном расширении своего окружения путем неформального общения с деятелями эстрады, кино, учеными и т.д.;

2. поддержании тесной связи с лидерами организованных сообществ в союзных республиках, а особенно расширении влияния воровского движения на Прибалтику, где воров в законе недостаточно;

3. организации денежных фондов и их пополнение всеми лицами ведущими преступный образ жизни, т.е. цеховики обязаны пополнять «общак», а также возможность использования их в целях достижения прибыли. Этот вопрос, по воспоминаниям «Деда Жигулина» - известного вора в законе Сибири и Дальнего Востока вызвал наиболее горячее обсуждение, так как часть воров отказывались от участия цеховиков и прочих барыг, в пополнении «святого»;

4. оказании материальной помощи осужденным ворам и их семьям, выплата пенсий престарелым и тяжело больным ворам;

5. выработке всех решений коллективно, на сходе и определение повестки дня не одним вором, как было ранее, а группой лиц, причем в приглашениях на съезд повестка дня не сообщается, обычно используется легальный повод;

6. осуществлении функций третейского суда не только между ворами, но и на контролируемой территории по наиболее сложным вопросам;

7. активном расширении своего окружения путем вовлечения молодежи, усвоившей воровские обычаи и традиции, а также "способном оказать содействие братве".

Как пояснил «Дед Жигулин», братва не поняла смысла предложений, сделанных ворами Закавказья, но решение было принято, впоследствии открывшее дорогу в сообщество воров лицам, ранее не судимым, но внесшим крупную денежную сумму в общак, или по наследству и т.д.

Именно в этот период в воровское сообщество были приняты в последствии известные воры в законе Иваньков Вячеслав Кириллович, по кличке Япончик и Васин Александр Петрович по кличке Джем, хотя Иваньков был судим за использование подложных документов, что никак не относило его к ворам. Однако, судя по его поведению в Бутырской тюрьме и возможностям организовать массу осужденных, он мог примкнуть к группировке бандитов, что могло нанести ущерб воровскому движению, в связи с чем известный вор в законе по кличке Монгол крестил его прямо в тюремной камере, собрав соответствующие рекомендации у других воров, которые в своих рекомендациях указывали, что его поведение соответствует вору: «…голову не гнет, умело противостоит «ментам», умеет сплотить народ в камере».

В принципе, характеристика, данная Иванькову В. К., соответствует официальной, написанной в ИТК-2 г. Ангарска, где он отбывал наказание и неоднократно водворялся в штрафной изолятор, а в дальнейшем был переведен в СТ-2 г. Тулуна на тюремный режим. Там он также активно проводил в жизнь идеологию преступного сообщества воров в законе, отказывался подчиняться правилам внутреннего распорядка, нарушал режим содержания, вел себя так как и положено лидеру преступного сообщества.

Все проблемы стоящие перед законниками рассылались по тюремной почте (постановочные письма) друг другу, а затем в качестве программы распространялись по всем учреждениям страны, и на волю через определенную группу осужденных, именуемых ныне «достойными», а ранее, в жаргоне 50-60-х годов, их называли просто «конями».

Следует отметить, что каждый вор в законе имеет свою подпись, известную всему сообществу, которую подделать просто невозможно.

Письма, имеющие программный характер, принятый и обсужденный определенными ворами подписывается группой законников. «Достойные», осуществляющие роль почтальонов или связных, находятся под охраной неписанного закона тюремно-лагерной среды, все категории уголовников обязаны оказывать ему содействие в доставке сообщения. Любая задержка со стороны передающего может быть расценена как измена сообществу с последующим рассмотрением на сходе, где ему будут предъявлены определенные претензии, и если он не сможет доказать свою невиновность, то последствия могут быть самыми различными - от денежного штрафа до перевода в низшую касту.

Именно в конце 80-х начале 90-х годов в письмах лидеры сообществ, содержащиеся в местах лишения свободы, приняли решение об участии в коммерческой деятельности, участие в приватизации собственности, рациональном использовании средств «общака», в том числе участии в организации коммерческих банков и финансовых групп.

Большое внимание в рассылках из исправительных учреждений уделялось привлечению в сообщество молодежи, причем эта работа осуществлялась в двух направлениях. Так, именно в тот период в сообщество воров-законников принимают лиц, не имеющих судимостей за хищение личного или государственного имуществ, но обладающих определенными качествами: умением организовать осужденных в определенном направлении, а также имеющими авторитет в их среде. Так, Иваньков-Япончик короновал в воры Бойцова Сергея Александровича по кличке Боец, кандидатура которого по меркам воров 50-60-х годов не подходила для приема в это сообщество, так как он был судим за грабеж в несовершеннолетнем возрасте, а затем в местах лишения свободы получил судимость за причинение тяжкого вреда здоровью и хулиганство. Параллельно Васин Евгений Петрович, более известный по кличке Джем в Хабаровском крае, освободившись из тюрьмы, оказывает спонсорскую помощь детдомам, а также несовершеннолетним, состоящим на учете в милиции. Затем он организует "воспитательный" лагерь, где активно велась идеологическая работа по распространению воровских традиций и обычаев среди несовершеннолетних и их подготовка к совершению преступлений.

Таким образом, криминальная субкультура мест лишения свободы сыграла определенную роль в слиянии двух форм организованной преступности - общеуголовной и экономической. И в настоящее время наблюдается ее влияние на организованную преступность. Одним из абсолютно новых криминологических явлений в современной организованной преступности является рынок криминальной рабочей силы, ядро которой формируется в местах лишения свободы - колониях общего и строгого режима, который представляет собой совокупность предложений того или иного вида преступной деятельности.

Проведенное С.Я. Лебедевым исследование современной криминальной среды показало, что её внутреннее устройство складывается из традиционного распределения преступников по неформальным категориям, образующим следующую субординационную иерархию[10].

По-прежнему высшую ступень в криминальной иерархической лестнице занимают «воры в законе». Они пользуются непререкаемым авторитетом, который достигается соблюдением преступных традиций и обычаев.

Это выражается в уклонении от общественно-полезного труда, в паразитическом существовании, в основном за счет доли средств, добываемых преступным путем другими субъектами криминальной среды, в оказании моральной, материальной и физической поддержки нуждающимся в ней преступникам из своего окружения, реализуя тем самым традиционный принцип «воровского братства». Кроме того, «воры в законе» разбирают конфликтные ситуации, возникающие среди субъектов криминальной среды, принимают решения по ним и следят за их неукоснительным исполнением.

Для укрепления материальной базы криминальной среды и конкретных преступных формирований и группировок «воры в законе» организовывают «общак» - общий фонд средств, добываемых преступным путем, куда систематически поступает определенная «доля» денежных средств, наркотиков, алкоголя и т.п. от субъектов криминальной среды, которые тем самым выполняют определенные обязательства перед «вора­ми в законе».

Одна из наиболее важных задач, принятых ворами - обслуживание общака (общей кассы) для материального благосостояния. Общак служит в нескольких целях. Во-первых, размер фонда дает полномочия вору, и, следовательно, его бригаде, как в тюрьме, так и в более широком преступном кругу. Во-вторых, внутри тюрьмы, общак используются для взяток администрации; вне тюрьмы, общак используются, чтобы покупать государственных официальных лиц и других. В-третьих, общак используется для приобретении продуктов, алкоголя и наркотиков для тюремного сообщества. В-четвертых, суммы денег распределены для планирования и поддержки новых преступлений. В заключении, общак делает возможную финансовую помощь семьям заключенных.

Один ученый попытался оценить часть общака, выделенную для каждого из этих действий. Для помощи семьям заключенных, например, используется приблизительно 22 процента от общака, 26 процентов для подготовки новых преступлений, и 30 процентов на ссуды. Он, однако, не указывает, как он получил эти данные. Другие оценивают, что от 30 до 50 процентов от общака используются для взяток должностным лицам.

Общак пополняется через три главных источника: прибыль от преступной деятельности, «налог» c преступников, нарушающих традиции и нормы преступного мира и от вкладов в общак из других бригад.

В обязанность «воров в законе» вменяется поддержание контактов с авторитетными преступниками других регионов, расширение и укрепление преступных связей. Авторитет «воров в законе» бесспорен в местах лишения свободы, где они регулируют взаимоотношения между осужденными, создавая определенный негативный микроклимат в ИК, чем существенно затрудняют работу администрации[11].

 Изучение личности «воров в законе», которое провел ученый и практик В.С. Разинкин, показывает, что их возраст нередко превышает 50-55 лет, трое имели возраст 60 лет, а один «патриарх» - 73 года, но среди них есть и молодые, например, «вор в законе» по кличке «Мишель» 1972 года рождения. Криминальный титул им был куплен за большие деньги. Вместе с тем 85,6% криминальных лидеров этой категории, как правило, - зрелые житейские люди в возрасте 30-45 лет, имеющие, как уже отмечалось, немалый преступный опыт и криминальный склад характера.

Сообщество «воров в законе» многонационально. Треть из них - русские, чуть меньше - грузины, 22, 9 % - лица других национальностей, 8, 2 % -армяне, 5, 1 % - азербайджанцы.

Криминологи определяют «вора в законе» как профессионального преступника, признанного лидера криминальной среды, активного идеолога криминального образа жизни и морали.

В общих чертах, «воры в законе» должны выполнять четыре основных функции, чтобы сохранить лидерство в преступном мире: информационная функция, организационная функция, нормативно-регулирующая функция, и функция принятия решений.

Информационная

Воры в законе собирают, анализируют и оценивают информацию широкого диапазона, включая определенные личности, события, и правила как преступного мира так и правоохранительных органов, включая правила, разработанные тюремными администрациями. Подобно любому хорошему менеджеру, вор должен оставаться информирован об изменениях окружающих условий, при принятии решений, воздействующих на будущее бригад под его влиянием. Это необходимо для регулирования внутренних отношений в бригаде и успешного выполнения "дел".

Иерархия

Воры в законе занимают самый высокий уровень преступной иерархии, хотя имеются мнения, что они есть и в более низком звене преступной пирамиды и подчинены более высокой власти. Это, однако, не правда, поскольку вор в тюрьме, по существу владелец его окружения и, на свободе, влияет на сотни преступных групп на обширных территориях. Примеры этого - Евгений Васин («Джем», управляет российским Дальним Востоком), Вячеслав Иваньков («Япончик», один из наиболее влиятельных воров бывшего Советского Союза, арестованный ФБР в Нью-Йорке 8 июня, 1995), Отар Квантришвили (наиболее мощный вор в Москве до его убийства в апреле 1994) и многих другие.

Организационная

В то время как информационная функция воров может быть критической для его бригад, не менее важно фактическое планирование действий в распределении обязанностей среди членов бригад, а также контроль над их исполнением. Принимая во внимание характерные особенности динамики бригад и различные способности их членов, надо принять во внимание и гибкость в иерархической структуре и разделении труда внутри бригад, в отличие от многих ученых, которые наблюдают "строгое" иерархическое расположение и внутреннюю дисциплину. В любом случае, вор должен быть достаточно компетентным чтобы руководить своими людьми. Провал в этом может привести к потере влияния.

Регулирующая

Важный аспект функций воров в законе - развитие и обслуживание механизма связи. Один метод - распространение преступной идеологии и романтизация преступной жизни, нацеленной особенно в молодежь и недавно осужденных. Это проще внутри тюрьмы, поскольку цели пропаганды имеют мало возможностей избежать контакта с членами данной группы или их лидером. Когда социальные и экономические условия в Советском Союзе ухудшились, привлекательность преступной жизни принудила все увеличивающееся количество молодежи выбрать себе криминальное будущее.

Вор ответственен за соблюдение воровского закона среди его подручных. Правила и санкции за их нарушения должны быть ясно установлены. Провал в сохранении, по крайней мере, видимого контроля может быть вреден для авторитета вора. Оскорбление вора или нарушение его приказа может привести к жестокой расправе, как было указано выше.

Кроме этого, вор регулирует отношения между бригадами, защищая интересы бригад под его влиянием. В тюрьме это означает обеспечивать защиту для каждого, кто работает, чтобы усилить власть лидера. На свободе, сходки с другими ворами необходимы чтобы избежать непонимания и конфликтов.

Принятие решений

Функция принятия решений фундаментальна и затрагивает фактически все действия вора. Как лидер, он должен нести ответственность за правильность его решений, и их соответствия с нормами, и правилами, распространенными среди преступников. Выбор правильных решений и успешного выполнения директив, конечно, служит, чтобы усилить его власть.

Среди основных социально-психологических характеристик «воров в законе» отмечаются:

- организаторские способности;

- общительность, коммуникабельность;

- преступный профессионализм;

- владение социально-криминальными нормами морали, традициями, обычаями, «законами» и их неукоснительное соблюдение;

-способность к самопожертвованию в интересах криминального, «воровского» сообщества.

Статус того или иного «вора в законе»,как и прежде, определяется следующими критериями:

§ личностными качествами;

§ оптимальной способностью к общению и умению воздействовать на одного или нескольких лиц;

§ последовательностью следования обычаям и традициям «воровского» сообщества;

§ умением консолидировать преступный мир на так называемой «воровской» идее,

§ масштабами преступной деятельности и способностью организовать противодействие правоохранительным органам;

§ наличием коррумпированных связей, способствующих неуязвимости как перед законом, так и в криминальной среде.

Говоря об авторитете «вора в законе» в криминальной среде, в качестве главного условия, обеспечивающего авторитетность, необходимо отметить соблюдение или строгое следование кодексу «воровской чести».

На начало 90-х годов ученые криминологи приводили данные о наличии в России 387 воров в законе, 100 из которых находились в местах заключения. (Имеются также 339 воров из других республик бывшего Союза, которые часто гастролируют на российской территории.) Две трети этих элитных преступников - русские (33.1 процента) и грузины (31.6 процент); остальные - армяне (8.2 процентов), азербайджанцы (5.2 процентов), узбеки, украинцы, казахи, абхазцы и другие (21.9 процентов). Самые высокие концентрации воров найдены в Московской области, где 10 воров были арестованы только в 1993 году.

На рубеже 21 века, А.В. Покаместов приводит результаты собственного исследования: подразделениями по борьбе с организованной преступностью ежегодно выявляется и документируется около 40-60 «воровских сходок», на каждой из которых задерживаются десятки (а иногда и более сотни) представителей организованных групп и преступных организаций. Однако, большинство задержанных в течение ближайшего времени освобождается, если кто-то из них и привлекается к уголовной ответственности, то не по ст. 210 УК (хотя «сходка» фактически представляет собой объединение, созданное для координации преступной деятельности в определенной отрасли или регионе, т.е. преступное сообщество), а за другие «фоновые» преступления (преступления, за совершение которых лицо находилось в розыске, за ношение оружия, хранение наркотических средств, подделку документов и пр.). Из более чем 1 тыс. выявленных в 1999 году «воров в законе» привлечено к уголовной ответственности 86 (из них лишь трое по ст. ст. 209, 210 УК РФ), осуждено - 31 (из них - ни одного по ст. ст. 209, 210 УК РФ)[12].

По данным криминологических исследований, мнению ученых юристов и практиков, а также самих «воров в законе» под кодексом «воров ской чести» понимается совокупность определенных традиций и обычаев[13].

К ним относятся:

- активное участие в жизнедеятельности криминального сообщества, проживание на средства, добытые преступным путем;

- неутомимое пропагандирование воровских традиций, обычаев, «законов» и криминального образа жизни;

- обязанность (держать слово) и перед «братвой», и перед криминальным миром в целом;

- организация сбора «общаковых» средств и жестокое контролирование в их использовании;

- соблюдение решений воровских сходок и требовательность к «братве» в их исполнении;

- уклонение от сотрудничества с правоохранительными органами.

За нарушение кодекса «воровской чести» к провинившемуся применяют различные санкции, вплоть до убийства или штрафа, или изгнания из криминального сообщества. А принимают такие решения только на воровских «сходах». В начале 90-х годов и в наше время между конкурирующими преступными группировками проводятся так называемые «стрелки», где решаются вопросы о сферах влияния. Чаще всего «стрелки», на которых договоренность не была достигнута, заканчиваются кровавыми «разборками». Для мирного же решения вопросов главари банд проводят «сто лы», как правило, в дорогих ресторанах, загородных виллах.

Ближайшее криминальное окружение «вора в законе» - это его единомышленники, сообщники, способные выполнить любые поручения лидера, в том числе и экстремистского характера. «Вор в законе», возглавляя криминальное формирование, тщательно «прослеживает», проверяет всех, кто входит или будет входить в его преступную организацию, особенно тех, которые могут попасть в его близкое окружение.

Целью преступных формирований, возглавляемых «ворами в законе», является выполнение определенных задач, стоящих перед ними. Они могут быть в масштабе региона, а также местные и локальные.

Наиболее типичными являются:

- сбор «общака»;

- организация пропаганды социально-криминальных норм;

- контроль поведения членов формирования в части неукоснительного соблюдения ими правил, обычаев, традиций и законов криминальной среды;

- организация отдельных «престижных» преступлений; преследование бывших членов криминального формирования, отошедших или предавших воровскую идею;

- легализация денег и ценностей, нажитых криминальным путем;

- криминальная разведка и контрразведка против правоохранительных органов и служб безопасности коммерческих структур.

Если «вор в законе» находится в местах лишения свободы, то наряду с наиболее типичными вышеизложенными целями для его преступного формирования будут:

§ налаживание нелегальных каналов общения с «волей», организация доставки в зону нелегальной переписки, запрещенных предметов;

§ склонение отдельных сотрудников ИУ к неслужебным и коррумпированным связям;

§ обеспечение «льготных» условий содержания всем осужденным, входящим в формирование.

Представляет интерес сам специфический ритуал «крещение вора», «коронование» - провозглашение того или иного субъекта криминальной среды. Это происходит на «сходе» нескольких авторитетных «воров в законе». Один из них представляет претендента, знакомит с его биографией и преступной карьерой. Претенденту задают различные вопросы, связанные с преступным прошлым, отношением к уголовному миру, «воровскому братству», отношение к воровскому кодексу чести. Решение принимается коллегиально после выслушивания мнения каждого из присутствующих.

Однако наряду с действующими «ворами в законе», получившими этот титул на сходках, в криминальной среде немало лиц, присвоивших себе этот титул, - так называемые самозванцы, либо ранее носившие звание «вора в законе». Их именуют «пошляками» и разделяют на «сухарей», «отказников», «сук», «гадов» и т.п. Под «сухарями» в криминальной среде понимается - если бывший «вор в законе» своевременно не объявился либо не смог подтвердить свой титул, когда это нужно было сделать. «Отказник» - вор, добровольно отошедший от воровской жизни. Типичным «отказником» является Е. Прокудин - герой кинофильма В. Шукшина «Калина красная». «Сука» - вор, нарушивший воровские традиции и обычаи, но не предавший воровскую идею. «Гад» - вор, предавший интересы «воров в законе» в криминальной среде и оказывающий противодействие воровскому сообществу[14].

Таким образом, главную роль в криминальной субкультуре играют «воры в законе», признанные лидеры криминальной среды - это профессиональные преступники, идеологи криминальной (воровской) идеи, выполняющие функции управления и выступающие хранителями старых обычаев, традиций, «законов», а также наделенных кругом специальных обязанностей.

Следующую ступень в иерархической лестнице криминальной среды занимают «козырные фраера», ранее их называли «положняками», в некоторых территориях «блатными» или «шестерками». Они являются резервом, из которого вырастают «воры в законе», но у них нет решающего голоса на воровских сходах, отсутствует право на создание и распоряжение «общаком» и, кроме того, титул «козырного фраера» не провозглашается на воровской сходке.

Эти ограничения относятся и к остальным категориям криминальной среды. «Козырным фраером» может стать субъект криминальной среды, совершающий «престижные преступления» и строго соблюдающий преступные традиции и обычаи. Обычно субъекты криминальной среды без какого-либо предварительного обсуждения оценивают поведение каждого её субъекта (правонарушителя) и присваивают ему соответствующий титул.

«Козырных фраеров», по мнению С.Я. Лебедева, не более 3-5 %. Они формируются из лиц, совершающих серию имущественных преступлений (кражи, грабежи, разбои, разбойные нападения).

Ниже «козырных фраеров» находятся «пацаны» и «фраера». Эта категория тоже привилегированная и пополняется она из преступников с «престижным» прошлым, однако небольшой опыт совершения преступлений, в основном имущественных грабежей, убийств и даже хулиганств, не позволяет им претендовать на более высокую категорию. «Пацаны» и «фраера» своего положения добиваются «горлом» и «кулаком» (они весьма схожи с ранее рассмотренными «храпами»). Статус осужденных придерживающихся неофициальных норм поведения в местах лишения свободы, составляют «пацаны». По своему положению они ближе примыкают к категории осужденных, имеющих высший неофициальный статус. Подгруппа «пацанов» в возрастном отношении - самая молодая и самая активная. С их помощью «воры в законе» и «фраера» получают основную информацию. «Пацаны» в наибольшей степени проявляют интерес к «воровским законам», поддерживают их и считают себя хранителями и продолжателями этих традиций. Они не только распространяют воровскую идеологию, но и своим поведением, а чаще своими действиями заставляют других осужденных выполнять решения «воровских сходок».

Эту категорию осужденных можно охарактеризовать как наиболее криминальную. На подгруппу «пацанов» приходится наибольший удельный вес противоправных деяний. Среди них наибольшее число игроков в азартные игры (карты, нарды и др.), лиц изготавливающих и хранящих запрещенные в УФСИН предметы. «Пацаны» относятся к категории осужденных с отрицательной направленностью, показывающих себя знающими тюремные традиции, стараются быть ближе к лицам, имеющим преступный авторитет, выполняют все их указания. Они придерживаются принципа: ни при каких обстоятельствах не давать себя в обиду, стоять за себя и за друзей, даже если это им будет стоить жизни. Во взаимоотношениях с окружающими стараются быть осторожными, держать слово, отвечать за сказанное, не допускать личных контактов с «обиженными», не вникать в чужие разговоры, не распространять слухов, иметь осужденного, выполняющего черновую работу[15].

Самую многочисленную категорию современной криминальной среды образуют «мужики». Категория «мужиков» формируется из субъектов криминальной среды, совершивших различные преступления, но благодаря твердому характеру, физической силе, личностным качествам, не позволяющим идти на поводу у преступных «авторитетов». Отличаются стремлением к скорейшему освобождению, лояльным отношением к администрации и режиму. «Мужики» - обособленная часть криминальной среды, живут «сами по себе», никому не прислуживают и никого не притесняют, многие из них к криминальным «авторитетам» относятся отрицательно.

Однако и среди них есть тяготеющие к «авторитетам», прислушивающиеся к мнению «воров в законе», иногда обращающиеся к ним с просьбами о помощи. «Мужики» также совершают отдельные незначительные проступки, иногда конфликтуют с администрацией ИУ по несущественным поводам, внешне стараются выглядеть независимыми. Их в некоторых регионах называют «парнями», и образуются они из молодых правонарушителей.

Следующую ступень преступной иерархии занимают «шестерки». Они исполняют роль «лакеев», «рабов», прислуживают «ворам взаконе» и «козырным фраерами. В их обязанности входит:

-вести разведывательную работу в отношении субъектов криминальной среды, подозреваемых в сотрудничестве с органами внутренних дел;

-учинять расправы над неугодными, подыскивать объекты преступных посягательств, организовывать сбыт похищенного и поддерживать контакты между «авторитетами».

«Шестерки» по характеру выполняемых поручений разделяются на «пехотинцев», «десантников», «громоотводов», «телохранителей» и т.д. В разряд «шестерок» чаще попадают хулиганы - «бакланы», мелкие воры и пр. К этой категории относят правонарушителей, не выдержавших испытаний и новичков, появляющихся в уголовной среде[16].

И, наконец, самую низкую ступень составляют осужденные, нарушившие неофициальные нормы поведения в местах лишения свободы. Условно в ней можно выделить три подгруппы: «опущенные», «обиженные» и осужденные, открыто сотрудничающие с администрацией учреждения УФСИН[17].

В подгруппу «опущенных» входят:

- «фуфлыжники» – осужденные, которые проиграли определенную сумму денег в (карты, нарды, домино) и в назначенный срок не передали её выигравшему. На практике встречаются случаи, когда в результате систематических притеснений (выколачивания долга) «фуфлыжник» вынужден годами работать на других, отдавать передачи, посылки, продукты питания, приобретенные в магазине для осужденных. Такое положение приводит осужденного на самое дно преступной среды;

- «стукачи», «тихушники», «кумовские работники», «кумовские пахари», «циркачи» – осужденные, негласно сотрудничавшие с администрацией УФСИН, выявленные и разоблаченные самими осужденными. К этой категории относят иногда лиц, оказывающих помощь в раскрытии преступления, давшие объективные свидетельские показания, которые способствовали привлечению преступника к уголовной ответственности;

- «крысятники», «шушера», - лица, уличенные в краже личного имущества осужденных, продуктов питания, хранящихся в тумбочках, каптерках, на рабочих местах.

Вся подгруппа «опущенных» не обладает какими-либо неформальными правами. В среде осужденных они не имеют права голоса. В повседневной жизни постоянно унижается их человеческое достоинство.

Подгруппу «обиженных» составляют так называемые «козлы», «петухи», «гребни», т.е. лица, которые когда-то (независимо от обстоятельств) совершили акт мужеложества, выступая в роли пассивного партнера. Необходимо, заметить, что их имеется две категории: одна – это лица, постоянно занимающиеся мужеложеством и совершившие первый гомосексуальный акт в силу своей психики. Лица, относящиеся ко второй категории «обиженных», в акты мужеложества не вступают. Первый акт мужеложества с такими лицами совершается насильно. Часть таких осужденных ранее имела привилегии и уважение среди осужденных, но совершила какой-то проступок, который шел вразрез с официальными нормами жизни осужденных. Пассивный гомосексуализм явно не способствует их прежнему поведению и моральному облику. Будучи недовольными своим положением они вынуждены пресекать домогательства со стороны осужденных, которые предлагают совершить акт мужеложества. Эта подгруппа также лишена прав, предусмотренных неофициальными нормами.

«Опущенные» и «обиженные» выполняют самую грязную работу в качестве уборщиков цехов, кочегаров, истопников, грузчиков, разнорабочих. В спальных помещениях для них отведены специальные места, в столовой за ними закреплены отдельные столы и посуда. С ними не здороваются за руку и из рук ничего не берут. Они изолированы от основной массы осужденных, презираются и изгоняются из жилых помещений, рабочих бригад.

Самостоятельную подгруппу страты осужденных, нарушивших неофициальные нормы, составляют лица, открыто сотрудничающие с администрацией учреждения исполнения наказания. Фактически эти лица нарушили один из принципов поведения. Поэтому с позиции сообщества осужденных они тоже отверженные. Однако своим личностным качествам, поведению, образу жизни в колонии они существенно отличаются от тех «отверженных», о которых выше изложено.

Приобретаемый в системе ИУ неформальный статус личности преступника переносится автоматически и на субъектов криминальной среды, находящихся на «воле». Поэтому, учитывая криминогенные особенности рассмотренных категорий криминальной иерархии, считаю необходимым их строгий учет в организации профилактической работы как в ИУ, так и в территориальных органах внутренних дел.

В заключение рассматриваемого вопроса отметим, что корни криминальной среды настоящего времени уходят глубоко в историю нашею государства (в 17-й век). Были этапы ее взлета и незначительные поражения, тем не менее криминальная среда развивалась и укреплялась. А в нашем столетии, в результате смены государственного строя и экономических преобразований сформировалась современная криминальная среда со своей преступной иерархией, обычаями, традициями и «законами», развитие и изменение которых происходит и в настоящее время, эти изменения обусловлены новыми «ориентирами» в экономической политике государства и появлением различных форм собственности. Все эти обстоятельства откладывают свой отпечаток на криминальную среду, в ней стали рельефно проявляться характерные черты профессионализма и организованности её субъектов.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!