Став предтечей западничества.



Вопрос 4. Основные течения и видные мыслители.

Западничество – течение в России, ориентировавшее ее развитие на западноевропейскую цивилизацию. Видными мыслителями этого движения являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Каверин, а позднее – В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др..

Суть течения.

1. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», т.е. буржуазному пути.

2. В основном – материалисты:

а) природа существует независимо от человека, она есть единство многообразного;

б) мышление отражает бытие;

в) диалектика есть основной метод научного познания и способ мышления;

г) человек есть часть и венец природы и подчинен ее законам;

д) сознание человека «не вне природы, а есть разумение о себе»;

е) личность характеризуется разумом и нравственно-

свободным деянием, создается социальной средой и событиями; ж) человек есть не только венец природы, но и «вершина

исторического мира».

 

Славянофильство – течение, обосновывающее особый путь исторического развития России. Видными представителями являлись А.С. Хомяков, П.В. Киреевский, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др..

Они обосновывали, пропагандировали, отстаивали:

во-первых, самобытность русской истории;

во-вторых, национальную исключительность, которая максимально сможет проявиться и развиться только при монархии;

в-третьих, противопоставляя русскую и европейскую культуру, они

доказывали необходимость для России следовать своим самобытном путем.

Лучше всего представление об этом течении дает философия Алексея Степановича Хомякова (1804-1860),который был главным идейным вдохновителем всей группы.

Суть взглядов.

1. Отмечал отрицательное влияния Запада и реформ Петра I на русскую жизнь.

2. Отстаивал необходимость возрождения форм патриархальной жизни, возврата к идеалам «святой Руси».

3. Отстаивая  принцип соборности  или общинности,  как единства и свободы, опирающийся на любовь к Богу.

4. Любовь к людям должна строиться на основе:

- справедливости,

- совести,

- внутренней истины.

5. Человек есть свободное существо, наделенное волей и свободой, которые предполагают выбор между любовью к Богу и себялюбием.

6. А.С. Хомяков идеализирует православие и утверждает историческую миссию России – стать центром мировой цивилизации.

Продолжателем идей славянофильства был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), хотя и не создал чисто философских произведений. Его философия – это философия переживаний, мыслей и поступков, созданных им литературных героев. Основные проблемы, которые исследует Ф.М. Достоевский, это проблемы человека, его судьбы и смысла жизни.

1. Человек это загадка, сотканная из противоречий Добра и Зла, и двух начал: божественного и дьявольского, которые борются между собой.


2. Подлинная и высшая сущность человека свобода. Однако неограниченная свобода ведет к своеволию, разрушению и этическому анализу.

3. Истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу.

4. Бог, для Достоевского, является основой, субстанцией, гарантией нравственности.

5. Чтобы стать настоящим человеком, прийти к Богу, человек должен пройти через все страдания и муки, вынести испытания бременем свободы.

6. Подлинная свобода – это всегда высочайшая ответственность за свои поступки.

7. Свобода и счастье практически несовместимы (можно быть счастливым, но не свободным, или взять на себя бремя свободы выбора и стать «несчастным страдальцем»).

8. Поэтому свобода есть благо для сильных духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека, сделать сознательный выбор между Добром и Злом.

9. Человек - есть высшая ценность и ни в коем случае не может быть средством для других людей, даже из самых благих планов и замыслов.

Другая проблема, беспокоящая Достоевского – это проблема Бога и мира.

1. Бог есть всемогущий творец, идеал и совершенство.

2. Однако, его творения несовершенны, так как в них присутствует Зло.

3. Из этого противоречия могут следовать несколько выводов:

во-первых, Бог не всемогущ;

во-вторых, Бог сам несовершенен;

в-третьих, или мы сами неадекватно воспринимаем и осознаем этот мир.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!