ЛЕКЦИЯ 11. Особенности русской философии. Эволюция русской идеи.



Вопросы лекции

1. Периодизация русской философии.

2. Особенности первого этапа (XI-XVII вв.).

3. Особенности второго этапа (XVIII-XIX вв.)

4. Основные течения и видные мыслители.

5. Русская философия XIX-XXвв.

6. Философия космизма

7. Советская философия

Вопрос 1. Периодизация русской философии.

Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В школах и училищах философия начинает преподаваться с XVII в., т.е. в Новое время, когда духовная деятельность становится самостоятельной. С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов.

Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры.

I этап – XI – XVII вв.

II этап – XVIII – XIX вв.

III этап – конец XIX – XX вв.

Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения.

Вопрос 2. Особенности первого этапа (XI-XVII вв.).

Первый этап становления русской философской мысли называется в разных источниках по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия или философия допетровского периода.

Отличительная особенность:

во-первых, отсутствие самостоятельного статуса;

во-вторых, ярко выраженная религиозная направленность, т.к. центрами духовной жизни в то время являлись монастыри. Самобытность русской философии связанна с процессами христианизации (начало положено крещением Руси в 988 г.) и в связи с этим философская мысль:

с одной стороны – восприняла ряд черт и образов языческого мировоззрения и культуры,

а с другой – связав себя узами с Византией, стала впитывать античную философию.

Таким образом, она впитала в себя идеи античной, византийской и

древнерусской мысли. Основными философскими элементами язычества были: наивный пантеизм и связанные с ним начальные натурфилософские

представления.

Преобладающими проблемами древнерусской философской мысли являлись понятия о душе, о взаимодействии души и тела, о мудрости, о знании вообще и др.;

в-третьих, философия выполняла не только мировоззренческую функцию, но и функцию житейской мудрости, праведности мысли и поступков людей. Это проявлялось в нравственно-этической и исторической проблематике.;

в-четвертых, с самого начала русская философия использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.

Ярким представителем этого этапа развития философской мысли является Максим Грек (до принятия пострига – Михаил Триволис) (1475-1556).Максим Грек происходил из знатного рода, учился в Италии, много путешествовал. В зрелом возрасте избрал путь православного служения и в Афоне (1505г.) постригается в монахи.

В 1518г. по просьбе великого князя Василия III в Москву из Афона прибыли монахи – переводчики, и среди них – Грек. В 1525г. он был обвинен в ереси и политических преступлениях, осужден и много лет провел в заключении (шесть лет – в темнице Волоколамского монастыря и 15 лет – в Тверском монастыре).

По прибытии в Россию, не знавший даже русского языка, Максим Грек стал одной из ярких фигур в истории русской религиозно-философской мысли, а после смерти – русским святым.

Суть взглядов.

1. Хорошо зная учения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного и др. мыслителей он утверждает, что философия, «без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине блаженная». Важнейший вопрос, который необходимо выяснить – каков тот единственный жизненный путь, который может привести человека к спасению.

2. Человек состоит из трех начал:

а)плотское;

б) душевное;

в) духовное.

Ум – «кормчий души», выполняет главенствующую роль по отношению к телу и душе.

3. Сам ум нуждается в просвещении и нравственном совершенствовании.

4. Высшая цель человека постичь любовь к Богу и человеку, не допуская Зла. Для этого надо победить гнев, праздность, быть скромным, избежать гордыни.

5. В своих воззрениях на государственную власть он был сторонником гармоничного единства светской и духовной власти, полагая, что лучшей формой государства является просвещенный абсолютизм, который опирается на закон.

Таким образом, первый этап (XI-XVII вв.) в развитии русской философии характеризуется только началом, первыми шагами.

Вопрос 3. Особенности второго этапа (XVIII-XIX вв.)

Второй период начинается с XVIII века и связан с реформами Петра I, и деятельностью М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

Этот период характеризуется действием двух факторов, которые определяющим образом влияют на всю духовную культуру этого времени:

во-первых, это процесс европеизации России;

во-вторых, секуляризация общественной жизни.

Духовная жизнь России испытывает влияние Запада, французского Просвещения (идеи Руссо, Вольтера, Монтескье – стимулируют развитие свободомыслия в России). Огромное влияние на развитие всей духовной культуры имело открытие в 1755 году Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.

 

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) свое слово в русской философии сказал тем, что:

1) заложил основы материалистической традиции;

2) сформулировал закон сохранения материи и движения;

3) в основе мироздания видел материальные атомы и материальные монады;

4) вместе с этим, не отвергает Бога-творца, т.е., по сути, выступает деистом.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) хорошо знал творчество западных философов, но его больше всего интересовали проблемы человека, общества и государственного устройства.

Он           стал первым русским  мыслителем,   который  провозгласил   идею человечности в качестве основного стержня светской общественной мысли.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои     взгляды   он                             изложил в  сочинении

«Философические письма». После публикации первого из них в1836 г. в котором: а) характеризует тяжелое положение русского народа, изолированность от

общечеловеческого развития;

б) резко критикует самодержавие, крепостничество – главные причины отсталости России,

объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Чаадаева интересуют две проблемы:

- философия человека;

- философия истории.

1. Человек существо двойственное:

а) природное; б) духовное.

2. Задача философии изучать его как духовное существо.

3. Подчеркивая коллективистскую сущность человека, отличающую его от животного, он замечает, что без общения с другими людьми «Мы бы мирно щипали травку», т.е. остались бы животными.

4. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

5. Философия истории у Чаадаева основана на провиденциализме (определяющим фактором общественного развития является Божественное Провидение). Христианство – стержень, двигатель истории.

6. Вместе с этим, он считает, что господствующим во всей нашей истории является «географический фактор» (необозримые просторы России, специфические климатические условия существенно влияют на ее историю).

7. В своем творчестве Чаадаев превозносит католический Запад, тем самым


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!