Приверженцы герменевтики утверждают.



ЛЕКЦИЯ 10.Экзистенциализм. Психоанализ. Прагматизм.

Вопросы лекции

1. Основные факторы, определившие развитие философии в этот период.

2. Особенности развития философской мысли.

3. Неопозитивизм.

4. Неотомизм.

5. Психоанализ.

6. Экзистенциализм.

7. Герменевтика.

Вопрос 1. Основные факторы, определившие развитие философии в этот период.

Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие конца XIX – XX вв. Наука, из формы познания законов мироздания, превратилась в главное средство преобразования мира.

Классическая наука XVII в., с позиции сегодняшнего дня, создала упрощённую карту мира.

Во-первых, утверждалось, что в природе господствуют динамические законы и практически не уделялось внимания статическим.

Во-вторых, мир изучался с позиции возможности полного исключения человека из объекта познания, так как будто бы человека не было.

В-третьих, человек понимался как рациональное существо. Роль иррационального, тёмного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась.

Таким образом, картина мира классической науки создавала почву для веры в абсолютное торжество научного разума, с помощью которого будет развита наука, способная решить общественные и человеческие проблемы.

Однако, открытия второй половины XIX в., и особенно XX в., значительно усложнили научную картину мира.

К важнейшим открытиям относятся:

1. Создание Джеймсон Максвеллом (1831-1897), английским физиком, теории электромагнитного поля.

2. Обнаружение радиоактивности (А. Беккерель, М. Складовская – Кюри и др.), приведшее в дальнейшем к созданию немецким физиком Максом Планком (1858 – 1947 ) квантовой теории.

3. Создание Альбертом Эйнштейном (1879 – 1955) теории относительности, в соответствии с которой в зависимости от скорости, возникает возможность ускорения и замедления течения времени.

4. Создание в 40-е годы первой ЭВМ; в связи с этим стало возможным применение радиолокации, телемеханики.

Создание ядерного оружия, разработка проектов мирного использования энергии атома, реактивных самолётов, в т. числе со сверхзвуковой скоростью. Наметились первые шаги телевидения и многое другое.

5. Технологическая революция проявилась в автоматизации, а затем в информатизации. Мировое внедрение получили компьютеры, были созданы компьютерные сети, которые в целом привели к осознанию роли информации как мощнейшего средства воздействия на общественные процессы и человека. Внедрение спутниковой связи и др. способов распространения информации не даёт возможности отгородиться от процессов, происходящих за пределами страны.

Всё это усложнило духовную ситуацию, которая в настоящее время становится значительно более многообразной и запутанной.

Вопрос 2. Особенности развития философской мысли.

Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития:

а) политических систем; б) науки и техники;

в) искусства и культуры;

г) взаимопереплетение культурных традиций и

взаимообогащение духовного опыта народов и т.д.

Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях:

· идеализм и материализм;

· антропологизм и натурализм;

· рационализм и иррационализм;

· сциентизм и антисциентизм и др.

Иррационализм ( от лат. – неразумный, бессознательный ) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление.

Сциентизм ( от лат. scientia – наука ) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.

Антисциентизм – течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное.

 

Основные направления современных философских течений:

1. Неопозитивизм                        6. Философия жизни

2. Неотомизм                               7. Философия воли

3. Экзистенционизм                  8. Неокантианство

4. Герменевтика                        9. Неомарксизм

5. Феноменология                    10. Психоаналитическая философия и др.

Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими?

Во-первых, дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность:

а) роль философского и научного познания; б) человека и его жизнедеятельность;

в) взаимодействие духовного и материального;

г) взаимодействие объективного и субъективного и т.д.

Во-вторых, философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.

 

Вопрос 3.Неопозитивизм.

Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма – течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 – 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт – (1798 – 1857), ученик Сен-Симона.

Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

 

Суть позитивизма.

1. Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

2. Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия, и др. позитивные науки, причём всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается.

3. Философское (научное) знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе – эмпирическом наблюдении.

4. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины.

5. Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании. Она отвечать на вопрос «как», а не «почему».

6. Конт сформулировал закон двойственно эволюции человечества –

интеллектуальной и технической.

Интеллектуальная                     эволюция      (развитие)      прошла      через     три последовательных стадии:

а) теологическая (мировоззрение основано на религии);

б)                                       метафизическая           (мировоззрение           основано         на несистематическом, вероятностном знании);

в) позитивная (мировоззрение основано на науке).

Техническая - отражает стадии технического развития общества: а) традиционное общество;

б) доиндустриальное общество; в) индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития общества в целом соответствуют друг другу и налицо тесная взаимосвязь.

Философия Конта заложила основы позитивизма.

Второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта) или махизм, возник в конце XIX – начале XX вв.

Его создателями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1836 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843– 1896). Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под сомнение эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрыта зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. А поскольку все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», то, следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

В связи с этим, философия должна стать:

во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;

во-вторых, наукой об ощущениях человека, т.е. перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса не существует сама по себе, а существует то, что человек ощущает массой).

Таким образом, принципиальное различие между позитивизмом и махизмом заключается в том, что:

во-первых, махизм поставил в центр своего исследования вопросы, которые Конт считал совершенно абсурдными:

· о природе познания;

· об отношении субъекта к объекту;

· о взаимоотношении психического и физического;

· о характере и истоках «опыта» и др.;

во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические идеи, переходящие в субъективный идеализм.

В силу этого эмпириокритицизм не получил широкого распространения.

 

Третий этап неопозитивизм. Его представляют учёные, входившие в так называемый “Венский кружок”, возникший в Венском университете ( 1922 ) австрийский физик М. Шлик ( 1882 – 1936 ), немецкий философ Р. Карнап ( 1891-1970 ), английский философ К. Поппер ( 1902 ) и др.

Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-ух направлений:

а) логического анализа философии;

б) лингвистической философии.

1. Философия – это не теория, а деятельность.

2. Эта деятельность состоит в исследовании логического анализа языка науки, поскольку язык – главное средство через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.

3. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философии является разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека – принципы верификации (от лат. verus – истинный и facio – делаю) - можно перевести как подтверждение.

4. Положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки лишь тогда, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверки фактами.

5. Поскольку большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, материя и др.) верифицировать невозможно, следовательно, они не имеют достоверного научного разрешения и поэтому из философии должны быть исключены.

В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма – постпозитивизм. Его представителями являются К. Поппер (1902 - 1994) и Т. Кун (род. 1922).

Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания. Основными вопросами постпозитивизма являются:

а) как возникает новая теория?

б) как она добивается признания?

в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих)?

г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий

 

Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмой т.е. единая модель постановки проблем и их решения.

1. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок, характерных для данного общества на данном этапе его развития.

2. Развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования.

Подводя итог следует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания.

Но суть в том, что философский анализ с точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.

 

Вопрос 4.Неотомизм.

Неотомизм – официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением ) папы Льва XIII, принятой в 1879 г., томистское видение мира получило второе рождение. Теоретическим источником неотомизма является учение Фомы Аквинского ( латинское написание имени – Thomas – отсюда томизм; приставка нео – новейший томизм, неотомизм ). Его представители – Ж. Маритен ( 1882 – 1973 ), Э. Жильсон ( 1884 – 1978 ), Тейяр де Шарден ( 1881 – 1955 ), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. Стенберг (р. 1904), К. Войтика (р. 1920-2005 ).

Цель неотомистов:

во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии;

во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям.

Основные положения неотомизма.

1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т.е. существовании.

2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное.

3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна.

4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму.

5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основу составляют частные науки, центр – философия, а ее вершину – религия.

6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания:

а) чувственное; б) разумное;

в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму.

7. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние:

а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа;

б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью;

в) история и общество развиваются через личность человека.

Отсюда, основная проблема это вопросы свободы и нравственного воспитания человека.

Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно- исторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытия и через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях.

Вопрос 5. Психоанализ.

Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия:

во-первых, бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его;

во-вторых, реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей».

Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что не реализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие.

Он схематично представляет психику как совокупность трех слоев:

Оно; Я; сверх-Я.

1. «Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

2. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

3. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на человека внешняя реальность (цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не удается, а как правило, случается наоборот.

Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится.

«Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон:

во-первых, бессознательного «Оно»;

во-вторых, внешнего мира;

в-третьих, норм и запретов «сверх-Я».

Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может.

Главными факторами, которые управляют психикой являются:

а) удовольствие (психика всегда стремиться к удовольствию);

б) вытеснение (психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать).

Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются - преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т.п.).

Отвечая             на вопрос,  что является  «ядром»,   двигательной    силой бессознательного Фрейд сформулировал две точки знания:

первая - господствовала до 1920г.; вторая - после 1920г..

Согласно             первой - в основе бессознательного    находится  «либидо»- сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях:

во-первых,             он может реализоваться   в сексуальных  действиях любого проявления;

во-вторых, он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию, т.е. преобразован в несексуальную энергию;

в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Следовательно,                психическая    деятельность    человека   есть  процесс превращения его сексуального инстинкта.

Согласно второй - в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) обеспечивает конструктивное поведение человека,

направленное     на созидание.  Благодаря  ему человек  удовлетворяет    свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным.

Жизнь человека есть постоянная борьба Эроса и Танатоса.

На основе учения Фрейда возникло философское течение-неофрейдизм. Видными представителями являются Альфред Адлер, Густав Юнг, Эрих Фромм, Герберт Маркузе.

 

Альфред Адлер (1870-1937) австрийский врач психиатр и психолог, ученик Фрейда считал, что главным источником мотивации человеческой деятельности является стремление к самоутверждению. Оно же выступает как компенсация возникающая в раннем детстве чувство неполноценности. Именно вытесненный комплекс неполноценности вызывает к жизни гиперактивность человека, сверхстремление, которые позволяют добиться успеха в бизнесе, политики, науках, искусстве, личной жизни.

Карл Густав Юнг (1875-196) швейцарский психолог и философ, развил учение о коллективном бессознательном, которое выступает в виде архетипов. Юнг утверждает, что у человека жизненная энергия (включая и сексуальную) наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей среды, сублимируется не в индивидуальное бессознательное, а в коллективное (всеобщее) бессознательное в виде архетипов.

Архетипы - универсальные образы «код» вытесненной общечеловеческой жизненной энергии. Ими могут быть мифы, грезы, галлюцинации, парапсихологические эффекты, содержание снов. Архетипы являются как бы зашифрованной историей человечества (Родина-мать, богатырь, змей-Горыныч и т.д.).

Цель философии, по мнению Юнга, помочь человеку расшифровать архетипы, понять их мысли, а через них - себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900-1980) немецкий-американский (с1933 г. в США) психолог и социолог, поставил проблему противоречивости человеческого существования.

Он выделил следующие основные противоречия:

а) патриархат и матриархат;

б) гуманистическое и авторитарное сознание; в) власть и подчинение;

г) стремление к обладанию и просто жизнь;

д) личное открытие и историческое бытие (история); е) «свобода от» и «свобода для».

Цель философии - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», т.е. разрушительные инстинкты.

Герберт Маркузе (1898-1979) немецко-американский философ и социолог, в своем главным произведении «Одномерный человек» утверждает, что современное «одномерное общество» формирует нормального, но «одномерного человека». Его основные желания, интересы, увлечения направлены на потребление. Человек-потребитель постепенно становиться «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, подавляет самого себя.

Выход из данного положения - «прорыв» одномерного общества, который возможен, как утверждает Маркузе, в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.

 

Вопрос 6.    Экзистенциализм.

Экзистенциализм (лат. еxsistentia – существование ) – философия существования. Он представляет собой одну из современных разновидностей иррационализма. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, как ответная реакция на хрупкость человеческого существования в критических и кризисных ситуациях.

Родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер ( 1888 – 1976 ) и Карл Ясперс ( 1883 – 1969 ); французские философы и писатели Жан Поль Сартр ( 1905 – 1980 ), Гобриэль Марсель (1889 – 1973 ), Альберт Камю (1913 – 1960 ).

Главными темами исследований, размышлений являются:

а) человеческое существование;

б) судьба личности в современном мире; в) проблема веры и неверия;

г) утраты и поиска смысла жизни.

Эти вопросы всегда привлекали писателей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм приобрел популярность в среде творческой интеллигенции. Мыслители стремятся “вглядеться” в человеческую жизнь, дать предельно искренний “самоотчёт” мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов.

Экзистенциалисты обращают внимание на то, что:

1) катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия;

2) чтобы выстоять, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности;

3) важную роль в проблеме выживаемости играет духовная выдержка человека;

4) человека нельзя превращать в инструмент, которым можно манипулировать ( инструмент познания или производства ). Человек это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие.

Отсюда призыв: “Человек, пробудись!”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и научись противостоять ему всеми своими силами;

5) человек не только полномочный представитель человеческого рода и суверенная личность, но это качественная специфичность и индивидуальная неповторимость. Отсюда объектом философского осмысления выступает бытие индивидуальности, его смысл, знания, ценности, которые образуют “жизненный мир” личности, т.е. мир духовности, субъективности, а не материальный;

6) важной проблемой является соотношение социального и индивидуального бытия. Подчёркивая разорванность этих двух сфер человеческого бытия, экзистенциалисты исследуют вопросы: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания и др. Они утверждают, что главное не сущность, а существование, т.к. человек сначала существует,

появляется в мире, действует в нём, а уж потом определяется как личность, т.е. сущность;

7) человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Зная это, он должен высоко ценить всё то, что напоминает ему о сущности. Понять это можно, находясь в “пограничных ситуациях” т.е. перед лицом смерти;

8) пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора

той или иной формы поведения, ориентируясь на те или иные ценности и идеалы;

9) выбирая идеалы и действуя сообразуясь с ними, индивид формирует себя как личность;

10) способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира – это есть фундаментальная характеристика человеческого существования – его свобода. Она сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать свой выбор любой формы поведения, духовно-нравственной позиции.

Подытоживая, можно сказать: в экзистенциализме подчеркивается что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в одинаковых обстоятельствах реагирует не одинаково.

В экзистенциализме содержится трагизм современной эпохи, её противоречия, опасность угрозы сохранения жизни на Земле, а также ярко выраженный нравственно-этический компонент, который мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

 

Вопрос 7. Герменевтика.

Герменевтика (от греч. germeneutikos   – разъясняю,  истолковываю)   – искусство и теория истолкования текста.

К сути, заложенной в этом понятии, обращались уже философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания. ( Эзоп, разъяснение произведений Гомера и др. )

С возникновением христианства, интерпретация текста Библии рассматривалась как искусство, инструмент правильного её понимания. Ещё Отцы церкви обнаружили в Cвященном тексте несколько смысловых уровней: за первым, буквальным смыслом был обнаружен более глубокий, духовный смысл Евангелия.

Как философская проблема, герменевтика была поставлена и разработана немецким протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером ( 1768 – 1834 ). Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста.

Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея ( 1833 – 1911 ). Он утверждает, что для правильного толкования текста обязательно необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора.

Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX веке.

Видными представителями являются немецкий философ Х.– Г. Гадамер (1900), французский философ Поль Рикер (1913 ), американский философ Томас Кун (1922 ) и др.

 

Приверженцы герменевтики утверждают.

1. Герменевтика из метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании.” Следовательно, понимание является не только способом познания, но и способом существования человека.

2. Интерпретация (толкование) является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.

3. Интерпретация подчинена достижению понимания – это главная цель

герменевтики.

4. В этом   процессе          всегда   просматривается      так  называемый

герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого: а) понимание целого складывается из понимания отдельных частей; б) для понимания частей необходимо понимание целого.

Идея герменевтического круга предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.

5. Для этого необходимо проникнуть (понять) внутренний мир человека, писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

6. Герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объём человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы общения и приходит к выводу:

во-первых, что человек очень сложное существо и представлен не только лишь сознанием. Сознание есть лишь тонкая оболочка, покрывающая глубинные пласты непознанной субъективности;

во-вторых, противопоставление человека и мира оправдано только для методологических потребностей естествознания. В действительности же человек является неотъемлемой частью мира. Бытие человека - есть составная часть мирового бытия;

в-третьих, чтобы понять и освоить мировое бытие необходимо углублённое познание человеческого бытия, его субъективного мира.

 

ТЕМА 2.8 Русская философия.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!