Основные черты права Древнего Рима.



Римское право занимает в истории человечества исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. История развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе курса истории государства и права зарубежных стран.

В первый период развития римского права единственным его источником до середины V в. были обычаи, которые еще не отделялись от религии и нравственности. Хранителями и толкователями этих обычаев были жрецы – коллегия понтификов. Ими регулировалась жизнь общины, порядок ведения хозяйства и выполнения общественных работ, брачно-семейные отношения.

С появлением государства на смену этим обычаям приходит обычное право, т.е. совокупность правил поведения, соответствующего интересам общества, санкционируемым государственной властью и поддерживаемым его принудительной силой. Хранителями и толкователями обычного права были жрецы. Жрецы были первыми римскими юристами: они вели календарь (указывали дни, когда можно было предпринимать какое-либо юридическое действие), являлись судьями, принимали участие в заключении сделок и совершении брака и т.п.

Закон становится источником римского права главным образом со времени издания сборника, известного под названием законом XII таблиц, опубликование которых относят к 450 г. до н.э. По преданию текст этого закона был написан на 12 досках (откуда и само название памятника), выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме. Право таблиц называли «цивильным» (от слова «цивитас» – городская община). Вероятно при нашествии на Рим галлов (начиная с IV столетия) эти доски погибли и хотя были восстановлены, но точный текст Законов XII таблиц до нас не дошёл.

О содержании Законов мы знаем лишь из произведений позднейших авторов, которые ссылались на этот памятник или цитировали его отдельные отрывки. Всего до нас дошло свыше сотни таких отрывков или упоминаний.

Однако в ряде вопросов содержание закона является достаточно установленным и даёт нам представление о характере права древнего Рима. Насколько можно судить Законы XII таблиц не являются кодексом в смысле систематизированных норм, достаточно полно регулирующих определенную отрасль правоотношений. Это собрание кратких правил по наиболее важным практическим вопросам. Основным содержанием XII таблиц являются правила о гражданском процессе, о санкциях за нарушение чужих прав и интересов, о землевладении, о семье и ряд правил административного характера.

Содержание Законов XII таблиц в значительной степени является записью обычного права. Необходимость в письменном оформлении права, объясняется борьбой патрициев с плебеями. Последние требовали записи обычаев, которые произвольно толковались патрициями.

Следующим источником права выступали законы. Законы назывались «lex». Однако это слово означало всякое правило. Лишь впоследствии термин «lex» получает значение «веления народа» (закон это то, что народ приказывает и учитывает). Законы назывались по имени предложившего законопроект магистрата. Например lex Tullia – закон, изданный по предложению консула Марка Туллия Цицерона.

Определённого порядка опубликования законов в Риме установлено не было. Однако нередко выставлялись доски с текстом принятого закона. Кроме того, тексты законов хранились в казне.

В период республики издавалось довольно много законов, но они касались лишь отдельных вопросов. Законы издавались по конкретному вопросу, имевшему значение в данный период.

Новыми и весьма важными источниками римского права во втором периоде его развития становятся эдикты магистратов. Эдиками назывались публичные объявления, провозглашавшиеся консулами, преторами и другими должностными лицами при вступлении в должность, правил, которыми эти магистраты предполагали руководствоваться.

Руководство правосудием сосредоточилось у преторов, поэтому наибольшее значение имели преторские эдикты. Как правило, эдикты имели силу только на год, т.е. срок избрания претора. Но каждый новый претор принимал во внимание эдикты своих предшественников, и вследствие этого юридические нормы, выраженные в эдиктах, имели известную преемственность, так как переходили из предшествовавших эдиктов в последующие. Из этих эдиктов выросла новая, отличная от цивильного права ветвь – право преторское.

Окончательно укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом. Императорские распоряжения, носившие общее наименование «конституций», существовали четырёх видов:

а) эдикты – общие распоряжения, обращённые к населению (термин уцелевший от республиканских времён, когда он имел совсем другое значение);

б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);

в) мандаты – инструкции, дававшиеся императорами чиновникам;

г) декреты – решения по поступившим на рассмотрение императора спорным делам.

В последний период развития римского права проводится большая работа по систематизации, вызванная необходимостью упорядочить пользование огромным количеством источников права.

Завершение систематизации римского права произошло уже в Восточной Римской империи (Византии) при императоре Юстиниане (527-565 гг. н.э.). Юстиниан поручил выдающимся юристам того времени привести в систему императорские конституции, пересмотреть прежние их сборники (кодексы) и проделать такую же работу с другими источниками римского права.

В XII в. н.э. все части этой работы вместе с изданными во время их составления конституциями получили название «Свод гражданского права». Слово гражданский означает, что нормы этого свода распространялись на всех граждан Римского государства.

Свод состоит из следующих частей:

Институции – элементарный курс римского права, получивший силу закона. Источником институций являлись сочинения римского юриста Гая.

Дигесты или пандекты. Эта часть свода представляет собой расположение по определенной системе выдержек (фрагментов) из произведений римских юристов.

Кодекс. Эта часть представляет собой собрание императорских конституций и состоит из 12 книг.

Новеллы. В этой части собраны конституции Юстиниана, изданные во время создания трёх других частей свода. В них содержатся весьма важные изменения в праве.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами: свободы, гражданства и семьи. По статусу свободы римляне делились на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный (квирит).

Статус гражданства давал право на защиту со стороны государства и получение пособий, а для мужчин – право участвовать в политической жизни. Римское гражданство приобреталось от полноправных отца и матери. Гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие изгнания.

Не имели римского гражданства перегрины – жители стран, завоеванных Римом. Перегрины были лишены политических прав и права вступать в брак с римскими гражданами. Однако перегрины получили имущественную правоспособность – возможность приобретать собственность в Риме и заключать сделки.

Гражданином становился отпущенный на волю раб. Но он не имел большинства политических прав (мог голосовать только в трибутном собрании).

Статусом семьи обладали только главы римских семей – домовладыки. Остальные члены семьи находились под его властью. Только домовладыка имел право распоряжаться семейным имуществом. Члены семьи, приобретая имущество, покупали его не для себя, а для домовладыки.

Римское право прошло в своем развитии три этапа:

1) Древнейший период (VI – сер. III вв. до н.э.). Источниками права в этот период являлись обычаи, законы римских царей, сочинения римских юристов – Цицерона, Ульпиана, Гая. Среди них особое место занимают институции Гая – учебник для римских юридических школ.

Первой кодификацией римского права стали Законы XII таблиц (сер. V в. до н.э.). Особенно четко в таблицах регулировались имущественные права. Римляне различали владение, как право пользования вещью без права распоряжения ею, и право собственности.

Важной чертой римского права собственности было подподразделение вещей на два типа: 1) рес манципи (манципируемые) и 2) рес нек манципи (неманципируемые). К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории – продажи, мены, дарения и др. – требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от «манус» – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: «я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов...» (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты – асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Старый раб, как и старая лошадь, требовали – при переходе из рук в руки – манципации. Драгоценная ваза – традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.

Законы XII таблиц довольно детально регулируют операции, связанные с займами. В частности, упоминается так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи.

Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров. Законы XII таблиц знают, конечно, и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще – воровства, потравы и др. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

Семейное право

Римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом – со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты.

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака – «сине ману» – то есть «без власти мужа». Этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими. В этой форме брака – сине ману – женщина имела для себя значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном браке»). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону. Если покойный оставлял завещание, то следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества, как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Судебный процесс

Древнейшей формой судебного процесса был легисакционный. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая – ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая – характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!