Немецкая классическая философия:



Абсолютный идеализм и философия истории Г. Гегеля

 

Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Г. Гегель – объективный идеалист. Сам он называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Последний связан с его стремлением охватить весь универсум, весь духовный и природный мир единым понятием. Таким исходным понятием у Гегеля является «Абсолютная идея». «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление, есть первоначало или субстанция всего существующего.

По мнению Гегеля – реальный мир, природа, человек, общество представляют собой инобытие Абсолютной идеи, Абсолютного духа. Предмет, явление в такой мере обладают бытием, в такой мере истинны, в какой они воплощают в себе идею. «Бытием обладает лишь то, что представляет собой идею».

В своей философской концепции Гегель повторяет взгляды Платона с его миром идей и реальным миром, как тенью мира идей. Различие между Гегелем и Платоном – в понимании самого мира идей и абсолютного духа. У Платона мир идей вечен, неизменен, совершенен. У Гегеля абсолютная идея, абсолютный дух сам изменяется, развивается. Развитие Абсолютной идеи идет по триаде: тезис – антитезис – синтез.

В своем развитии Абсолютная идея проходит три этапа:

1. Первый этап (логика) – развитие Абсолютной идеи в своем собственном лоне, в сфере чистого, сверхчеловеческого мышления. Через логику раскрывается в виде системы категорий (бытия, небытия, качества, количества и т.д.).

2. Второй этап (природа) – отчуждение абсолютной идеи в природе, где идея выступает «в форме инобытия». Превращаясь в природу «Абсолютная идея», опредмечивает себя, и тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

3. Третий этап (субъективный дух, объективный дух) – Отчуждение идей себя в обществе, человеческой истории, где «Абсолютная идея» осознает саму через человека и тем самым возвращается к себе.

Развитие мира, а точнее, Абсолютной идеи, происходит согласно законам идеалистической диалектики.

Причиной развития противоречие. Под ним понимается единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречие – «мотор», внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от «абстрактного к конкретному», ко все более полному, многообразно расчлененному внутри, «истинному» результату. На этом пути Гегель всюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного «отрицания» каждого наличного, достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием в виде конкретного, имманентного (внутренне присущего ему) противоречия.

Гегель обосновывает три универсальных закона диалектики.

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Единство противоположностей является временным и относительным, а борьба – универсальным, постоянным, но только там, где есть развитие. Этот закон отвечает на вопрос: почему изменяется объект? Ответ: благодаря борьбе противоположностей. Из данного закона логически вытекают следующие законы.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он отвечает на вопрос: как, каким образом изменяется объект. Ответ: благодаря взаимному переходу количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицания. Он отвечает на вопрос: в каком направлении развивается объект? Ответ: по спирали.

Кроме того, Гегель создал парные категории: единичное, особенное, (все)общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление. Всего Г. Гегель создал около 200 новых категорий.

Немецкая классическая философия: философия истории Г. Гегеля

Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История – результат деятельности различных людей. Казалось бы, люди творят историю. На самом деле историю творит Абсолютная идея. Результат получается тот, который заложен Абсолютной идеей.

В истории действует «хитрость разума», означающая, что несмотря на то, что люди действуют из своих собственных целей, результат их действий не всегда тот, к которому они стремятся, а тот, к которому стремится Абсолютная идея. Т.е., процесс исторического развития носит объективный, т.е. независимый от желаний людей характер.

Но Гегель не отрицает роли личности в истории. Он выделяет два типа людей: 1) индивиды воспроизводящие, которые живут обычной жизнью и не играют никакой роли в истории и 2) всемирно-исторические люди, которые могут играть некоторую роль в истории (Александр Македонский, Наполеон и др.).

Прогресс всемирной истории – это прогресс в сознании свободы – прогресс, который люди должны познать в его необходимости. Прогресс в развитии человеческого общества состоит в увеличении свободы, и в различные исторические эпохи существуют разные степени свободы.

Гегель выделяет следующие этапы исторического процесса:

1. Восточный мир, характеризующийся отсутствием свободы.

2. Греческий мир (античность), где свобода одних дополняется несвободой других (рабство у греков и подчинение других народов у римлян).

3. Германский мир – подлинная свобода. Ей предшествуют Реформация (Лютер, Кальвин) и Великая французская революция.

Гегелю принадлежит тезис, согласно которому «всё действительное разумно, а всё разумное действительно». Оно привело к осознанию исторического процесса как процесса отмирания старого и зарождения нового.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!