Немецкая классическая философия: этика И. Канта



 

Этика Канта строится на основании того, что человек является существом не только природным (подверженным инстинктам, страстям и т.п.), но и свободным. Если бы человек принадлежал только к миру феноменов, то говорить о его свободе было бы невозможно. Однако человек укоренен также и в мире ноуменов, что и обеспечивает человеческую свободу.

Кант исследует то, что лежит в основании человеческого поведения. Это максимы, которые принимает человек в конкретной ситуации. Например, «В долг никогда никому не даю», «На улице не знакомлюсь», «Всегда держу слово», «Лоха не грех обмануть», «Всегда стараюсь идти на уступки», «Мужчине доверять – себя не уважать» и многие другие. Если вы внимательно проанализируете свои поступки в схожих ситуациях, то сможете выявить, какие именно максимы лежат в их основе. Например, я стараюсь в преподавании следовать максиме «Не навязывать своих взглядов».

Максимы субъективны, так как могут отличаться у разных людей. Но есть еще и практические законы, которые носят объективный характер и обязательны для всех людей.

По Канту максимы могут определяться императивами, причем всякий императив – это «правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку». Императивы являются продуктом разума, который обладает определенной свободой.

Максимы определяются не только императивами, выработанными разумом, но и желаниями, возникающими из низшего источника – из подчиненного законам природы тела. Например, умом мы понимаем, что надо худеть, но желание доставить себе чувственное удовольствие от пирожного нейтрализует первое. Т.е., ум и телесная природа человека часто вступают в борьбу друг с другом, и исход этой борьбы как правило очевиден. И это означает, что мы не свободны, так как наши желания и стремление к удовольствиям слабо контролируются.

Кант понимает, что основной жизненный принцип людей – стремление к счастью. В этом случае разум подчиняется желаниям, а значит, человек является несвободным. Свободным же человек становится тогда, когда он подчиняет свои желания более высокому принципу, чем принцип счастья и себялюбия.

Далее Кант делит все императивы на два вида – гипотетические и категорические. Гипотетические императивы призваны обеспечивать средства для достижения не ими поставленных целей, которые обычно носят материальный характер. Кроме того, они – чисто субъективные принципы, поскольку желания и предметы желания у каждого человека свои; в таких императивах нет ничего общеобязательного, ничего не зависящего от человеческого хотения. Субъективные критерии хорошей жизни – чувство удовольствия и переживание счастья.

Категорические императивы являются практическими законами. Это означает, что в отличие от гипотетических императивов, они должны исполняться всеми и требуют своего исполнения в любой ситуации независимо от желания или нежелания это сделать. Кроме того, они вообще не связаны с предметами окружающего мира, как гипотетические императивы, а касаются только поведения людей. Они вовсе не нацелены на повышение благосостояния людей, не имеют ничего общего с их личным счастьем. Они даже не направлены на поддержание жизни человека; они настолько суровы, что требуют своего исполнения, даже если ему за это угрожает смерть. Кант приводит пример: человек не должен лжесвидетельствовать, даже если за отказ от лжесвидетельства он может быть повешен.

«Не лжесвидетельствуй», «Не кради» и другие библейские заповеди являются известными категорическими императивами. Кант предлагает единую общую формулировку, откуда следуют все категорические императивы, называя ее нравственным законом, Категорический Императив с большой буквы. В работе «Критика практического разума» он звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». В упрощенном варианте это выглядит следующим образом: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причинили тебе».

Нравственный закон Канта напоминает давно известное «золотое правило нравственности». И новизна состоит не в новом принципе морального поведения, а в новой формуле. И эта новизна состоит в том, что здесь нравственность никак не опирается на чувство; она целиком и полностью разумна.

Присутствие данного нравственного закона мы ощущаем в виде веления долга. Согласно Канту, долг нельзя ставить на одну доску с чувственными влечениями. Он явление другого, «высшего» порядка.

По Канту, если совершив какой-нибудь поступок, пусть даже самый благовидный, человек испытал при этом удовольствие, то это верный признак того, что он совершил его не из уважения к нравственному закону, а потакая какому-нибудь своему (может быть, неосознанному) влечению.

Т.е., если вы помогаете человеку, который вам симпатичен, это не моральный поступок. Моральным он будет тогда, когда вы будете в определенной ситуации помогать человеку, который вам даже противен или является врагом. Есть классный выпуск «Ералаша», в котором школьники помогают перейти бабушке дорогу. И вот, когда они узнают, что это не их подшефная бабка, они ее просто бросают на дорожной части и гурьбой бегут помочь «своей» бабке. Это все примеры неморального поведения школьников как в первом, так и во втором случае.

Таким образом, этика Канта является этикой долга. С ним не согласился известный поэт Фридрих Шиллер, полагая, что этика должна основываться на принципе любви. Он считал, что только любовь сделает невозможным выполнение нравственного закона. Так, именно из любви к маме мы стараемся не огорчать ее понапрасну, скрывая от нее наши проблемы и косяки.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!