II. Средневековая Европа (кон. XI - XV вв.).
В эту эпоху другие стимулы способствовали развитию логических исследований. Высшим знанием было познание Бога, а главным источником знания – Священное писание. Богословские рассуждения способствовали вычленению первичных логических процедур, потому что в этой сфере мысль не отягощена эмпирическим содержанием и её убедительность целиком определяется очевидностью собственно логических схем рассуждения. Кроме того, требовалось всякое знание обосновывать ссылками на Священное писание. Тонкости довольно сложного христианского богословия и обширность священных текстов создавали обильный материал для глубоких и оригинальных логических исследований. Среди логиков этого периода могут быть упомянуты следующие: Пьер Абеляр (1079 - 1142), Петр Испанский (1210 - 1277), Дунс Скотт (1270 - 1308), Уильям Оккам (1300 - 1349), Раймунд Луллий (1235 - 1315), Жан Буридан (1300-1358), Альберт Саксонский (1316-1390).
Петр Испанский завершил свою карьеру в должности папы римского под именем Иоанна XXI. Это способствовало тому, что его трактат “Summu l ae Logicales” стал основным учебником, по которому изучали логику в университетах средневековой Европы. Этот трактат открывался словами “Logica est ars artium et scientia scientarum” – «Логика есть искусство искусств и наука наук». Действительно, в ту эпоху логика являлась главным орудием, методом познания. В средневековом университете обучение начиналось на факультете Artes Liberales (свободных искусств), среди которых одно из ключевых мест занимала логика. Лишь успешно освоив изучавшиеся на этом факультете дисциплины тривиума (включавшего логику, риторику и грамматику), студент мог переходить на специализированные факультеты. Логика определялось как исследование de sermo falso et vero, т.е. исследование речи с точки зрения истины и лжи.
|
|
Лишь в XX веке вновь смогли по достоинству оценить содержание таких разделов, традиционно входивших в средневековые логические трактаты, как “De Consequentiis” (о следовании), “De Insolubiliis” (о неразрешимых предложениях – так обозначались логические парадоксы), “De Proprietas Terminorum” (о свойствах терминов), “De Suppositio” (о суппозиции), которые затрагивают проблематику, зачастую выходящую за границы исследований Аристотеля, и отличаются такой глубиной, которая не всегда достигается и современными исследованиями.
В трудах Дунса Скотта (1270 - 1308) наивысшего развития достигло развитие теории логического следования. В частности, ему принадлежит формулировка закона ex falso quodlibet sequitur (из лжи следует всё, что угодно). Раймунд Луллий (1235 - 1315) создал первую в истории человечества логическую машину, которая механическим образом порождала допустимые следствия из заданных посылок. Машина функционировала на основе созданной Луллием особого рода комбинаторной логики.
|
|
Впоследствии средневековую логику долго третировали по разным причинам. Само слово «схоластика» стало едва ли не ругательным. Её обвиняли за пустое умствование, за то, что она была тесно связана с построением доказательств существования Бога. Но не надо забывать, что созданное Аристотелем искусство предназначалось для того, чтобы служить «Органоном», то есть орудием – орудием познания. Пусть с точки зрения другой эпохи главная цель средневековых логиков-схоластов не вызывает почтения, но надо признать, что орудие в этом не виновато; более того, это орудие было прекрасно отточено и содержалось в полном порядке. То был золотой век логики.
Возрождение и Новое время.
Этот временной промежуток мы не обозначаем отдельным номером, поскольку он не является таким историческим периодом, когда наблюдалось развитие логики. Это очень важный период в развитии естественных наук, да и человеческой цивилизации в целом, но в истории логики – это эпоха застоя и даже деградации. На повестке дня в ту эпоху стояла проблема открытия тайн природы, а схоластическая логика этому не учила. Поэтому на фоне затухания логических исследований актуальность приобретает проблема метода – метода получения новых истин, метода открытий. С эпохой Возрождения авторитет средневековой логики падает. Самые глубокие и тонкие исследования логиков предшествующих веков ничем не могли помочь новым направлениям математики и естествознания. Среди наиболее интересных и влиятельных изысканий в области метода, созданных в это время, нельзя не упомянуть следующих.
|
|
Индуктивный метод, заслуга разработки и пропаганды которого принадлежит Ф. Бэкону (1561 - 1626). В рамках этого метода разрабатываются техники, с помощью которых можно устанавливать истинные общих положения на основе обработки единичных фактов, получаемых в ходе наблюдений и экспериментов. Бэкон настолько верил в продуктивность своего метода для науки, что назвал свой труд «Новый органон» (1620), подчеркивая тем самым, что его индуктивный метод должен заменить дедуктивный метод Аристотеля.
Р. Декарт (1596 - 1650) пытался реабилитировать дедукцию, но, пожалуй, не очень удачно. Проблеме метода он специально посвятил не одну из своих работ, упомянем лишь «Рассуждение о методе» (1637). Однако изложенные в ней собственно правила метода оказались едва ли более содержательными и полезными, чем аристотелевская дедуктивная логика.
|
|
Наконец, огромное внимание уделял этой проблематике Г.В. Лейбниц (1646 - 1716). Он вынашивал идею такого формального метода, который всякое рассуждение сводил бы к счету, исчислению. Если бы к последнему можно было добавить универсальный язык понятий, так, чтобы операции исчисления производились над элементами этого языка, то значительная часть научного труда могла бы осуществляться на основе чисто механических процедур. К сожалению, при жизни Лейбниц опубликовал лишь малую часть своих соображений на эту тему, они стали известны лишь к концу XIX в. И с тех пор практически по сей день развитие логики происходит под знаком идей Лейбница.
Усилия гениев XVII века не привели ни к отмене аристотелевской логики, ни к торжеству какого-либо одного из методов. Но постепенно это привело к тому, что учебники логики на долгое время стали включать в себя два раздела - теорию доказательства (чистую логику, или учение о формах мышления) и теорию открытия (прикладную логику, или логику исследования, или учение о методе). В завершение характеристики этого «промежуточного» в истории логики периода, отметим работы двух авторов, оказавших решающее влияние на понимание природы логики и структуры логического знания.
В 1662 г. Была опубликована «Логика, или искусство мыслить» А. Арно и П. Николя, известная так же под названием «Логика Пор-Рояля». Эта книга состояла из 4 глав: «Об идеях», «О суждениях», «Об умозаключении» и «О методе». Первые три главы содержали сильно упрощённый, можно сказать, «адаптированный» материал средневековой логики, а четвёртая – результат новаторства. Такая структура на несколько столетий легла в основу курсов логики, часто она встречается и в наши дни. Кроме того, во многом благодаря этой книге начал закрепляться взгляд на логику как на науку о мышлении, совершенно не типичный для предшествующих эпох.
И. Кант (1724 - 1804), выдающийся немецкий философ, хотя и не имеет никаких заслуг перед логикой, окончательно и надолго определил взгляд на эту науку. Во-первых, это он впервые охарактеризовал эту науку как формальную, во-вторых, после него окончательно закрепилось понимание логики как науки о мышлении; таким образом, «формальная логика» в кантианском понимании означает науку о формах мышления. Формальность означает здесь не только сосредоточенность на структуре, схемах мышления, но и то, что здесь не принимаются во внимание проблемы, связанные с содержанием мышления, с предметами мысли. Наконец, общим следствием из логики «Пор-Рояля» и философии Канта стало то, что логика стала рассматриваться как дисциплина, теснейшим образом связанная с теорией познания, очень часто даже как часть этой теории. Поэтому логику, излагаемую по схеме Арно и Николя и понимаемую как науку о формах мышления, правильней было бы называть не аристотелевской, но пор-роялевско–кантианской.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!