МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (французская философия 18-го век)
Жюльен Оффре де Ламетри в 1747 г. издал работу «Человек-машина». Он признавал существование внешнего мира как объективной основы наших ощущений. Материя находится в постоянном движении, а источник движения находится в ней самой. При этом сущность движения нам не известна, как и сущность материи.
Поль Анри Гольбах изложил основные принципы материализма в «Системе природы», 1770 г. Здесь все явления природы сведены к различным формам движения материальных частиц. Природа – совокупность различных движущихся сил материи. Кроме движущейся материи ничего не существует.
Клод Адриан Гельвеций изложил свои воззрения в двух работах: «О духе», 1758 г., «О человеке», 1793 г. Он признавал объективное существование внешнего мира и подчёркивал его материальный характер. Мир – это не что иное, как движущаяся материя, а пространство и время – формы её существования.
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Основоположник современной метафизической стал единственный материалист из числа представителей классической немецкой философии – Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872 гг.)
Согласно Фейербаху, не существует никакого иного бытия, кроме природного мира, основы которого всегда неизменны и внутренне присущи самой природе.
Материализм Фейербаха также характеризуется как:
· антропологический, поскольку вершиной природного мира является человек;
· атеистический, поскольку не Бог создавал человека по образу и подобию своему, а, наоборот, человек придумал Бога в качестве источника моральных норм и высшего нравственного образца.
|
|
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) стал основоположником диалектического материализма, поскольку утверждал, что природа и общество как составные части материального мира непрерывно развиваются на основе собственных объективных законов.
Маркс первым назвал общество материей и разработал материалистическую концепцию общества, которое трактовал как социальную материю, имеющую чувственно-сверхчувственную природу.
Чувственная сторона социальной материи выражается в том, что состоит из людей, сознательно участвующих в производстве материальных благ;
Сверхчувственных характер заключается в том, что отношения людей в процессе материального производства не зависят от их воли и желания, а определяются уровнем развития производительных сил общества.
Способ производства материальных благ складывается объективно и представляет собой единство производственных сил (ПС) и производственных отношений (ПО). Базис – производственные отношения, формирующие экономическую структуру общества. На основе базиса появляется надстройка – все существующие в обществе организации и учреждения. Ядром надстройки является государство.
|
|
· Закон единства и борьбы противоположностей применительно к общественному развитию: в обществе противоположностями является ПС и ПО – ПС подвижны, постоянно развиваются; ПО статичны, неизменны в течение времени.
· Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений применительно к общественному развитию: в обществе количественный рост ПС приводит к тому, что им становится тесно в рамках существующих ПО, и происходит скачок, когда путём социальной революции или реформ ликвидируются прежние ПО и устанавливаются новые.
· Закон отрицания отрицания применительно к общественному развитию: неизбежно сменяющие себя как бы по спирали способы производства материальны благ.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!