Наиболее важные категории диалектики
1. Единичное – отдельный предмет, процесс, составная часть всеобщего, существующий в пространстве и во времени и несущий в себе четы чего-либо общего; всеобщее – объективное сходство существенных характеристик ряда единичных предметов, принадлежащих к единой группе;
2. Часть и целое;
3. Количество и качество;
4. Содержание – совокупность элементов, определяющая характер объекта; форма – способ упорядоченного существования элементов;
5. Сущность – глубинная характеристика; явление – внешнее проявление;
6. Необходимость и случайность;
Возможность и действительность.
ЛЕКЦИЯ 2
ТЕМА 3
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»
В развитии философской мысли выделяют пять основных этапов:
1. Античная философия (7 в. до н. э. – 6 в. н. э.)
2. Средневековая философия (2-14 вв.)
3. Философия эпохи возрождения (конец 13 в. – начало 17 в.)
4. Философия нового времени (16 в. – середина 19 в.)
5. Современная философия (середина 19 в. – настоящее время)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (7 В. ДО Н. Э. – 6 В. Н. Э.)
Античный мир (от лат. «древний») – древний греко-римский мир и его культура.
Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе.
В развитии античной философии выделяют 4 периода:
1. Досократовский (классический аристократический) – рубеж 7-6 вв. до н. э. – середина 5 в. до н. э. Сократ – первый идеалист, предположил существование божественного абстрактного начала, высшей силы (те, кто считают, что основа мироздания – духовное, разумное начало).
|
|
Характерные особенности:
· натурфилософия – умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности и единстве;
· стихийный материализм – спонтанный поиск превоосновы мира в одной из природных вещественных стихий;
· космоцентризм – рассмотрение мира как упорядоченной целостности, существующей на основе всеобщих законов.
2. Классический – середина 5 в. до н. э. – середина 4 в. до н. э.
Формирование материалистической и идеалистической линий в европейской философии.
3. Эллинистический – 4 в. до н. э. – середина 2 века до н. э.
Упадок греческой философии – замена поиска основ бытия и познания объективного мира рассмотрением вопросов существования отдельного человека.
4. Римская философия – 1 в. до н. э. – 6 век н. э.
Копирование греческого философского наследия.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2-14 ВВ.)
Средневековая философия – развитие философской мысли на основе христианского вероучения.
2 этапа средневековой философии:
1. Патристика – 2-8 вв.
Формирование христианской догматики «отцами церкви» (крупнейшие богословы).
|
|
Этапы патристики:
· апологетика – формирование основ и защита христианского вероучения (2-3 вв.)
· классическая патристика – систематизация христианской философии, борьба с еретическими учениями (4-5 вв.)
· поздняя патристика – стабилизация христианской догматики (7-8 вв.)
2. Схоластика – 9-14 вв.
Поиск путей и способов рационального обоснования христианского вероучения с помощью логических методов доказательства.
Вся средневековая философия опиралась на три основных принципа:
· теоцентризм (от греч «бог») – признание Бога источником и причиной всего сущего, центром мироздания;
· креационизм (от лат. «созидание») – утверждение о сотворении Богом живой и неживой природы из ничего;
· провиденциализм (от лат. «предвидение») – утверждение о том, что всеми событиями в мире управляет Божественное провидЕние.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ 13 В. – НАЧАЛО 17 В.)
Философия эпохи Возрождения – восстановление античного отношения к человеку как к творцу, способному собственными усилиями изменять условия своего земного существования.
Отличительные способности:
· антропоцентризм – признание творческих способностей человека, его права на счастье в земной жизни;
|
|
· гуманизм – уважение к человеческой личности, стремление к созданию условий существования, достойных человека.
Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) призвал не противопоставлять Божественное и человеческое начала, а рассматривать их во взаимном единстве.
Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.) – «отец гуманизма», призвавший к активной самореализации человека.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (16 В. – СЕРЕДИНА 19 В.)
Философия нового времени опиралась на развитие науки, ориентированной на практический характер познания. В этот период сформировались все основные направления в гносеологии.
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) считается основоположником философии нового времени. Он отвергал философию как созерцание и представлял её как систему знаний о реальном материальном мире, основанную на опытном познании.
В работе «Новый Органон (труд Аристотеля, значит «методология»)» Ф. Бэкон изложил свою методологию познания. Целью философии является разработка методологии познания, что необходимо для развития практической деятельности человека. Поэтому «знание – сила». Целью науки является принесение пользы человечеству, увеличение власти человека над природой. «Природа побеждается только подчинением», т. е. наука, властвующая над природой, руководствуется её законами, повинуется им.
|
|
Завершающим периодом философии нового времени стала немецкая классическая философия – период развития философской мысли в германии с 1780-ых гг. до 1820-ых гг. Она сформировалась как рационалистический тип философии, основанный на выразимости бытия в понятия. Это означало веру в возможность познания мира и человека с помощью разума.
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (СЕРЕДИНА 19 В. – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
Современная философия – «сциентистский антропоцентризм»: рассмотрение существование человека в неразрывной связи с развитием науки и техники.
На рубеже 19-20 вв. в развитии современной философии сформировались 2 тенденции:
· сциентизм утверждает, что развитие науки представляет собой абсолютное благо: по мере развития науки и техники будут разрешены все проблемы, стоящие перед человеком и обществом.
· антисциентизм обращает внимание на то, что по мере развития науки появляются не только всё более совершенные средства созидания, но всё более разрушительные средства уничтожения и разрушения.
ТЕМА 4
«Онтология. материалистическая философия»
Категория «субстанция» (от лат. «сущность») в онтологии обозначает первоначально объективной реальности, обеспечивающее её внутреннее единство.
В онтологии существуют 3 направления, выделяющиеся в зависимости от того, какое количество первоначал (субстанций) принимается за основу сущего:
· монизм (от греч. «один») признаёт у мира только какое-то одно единственное первоначало – либо материальную, либо идеальную субстанцию;
· дуализм (от лат. «два»; 17 век) – признаёт у мира два равноправных начала – и материальную, и идеальную субстанции;
Дуализм философии Рене Декарта (1596 – 1650 гг.) заключён в признании двух равноправных субстанций, которые могут существовать независимо друг от друга.
Материальная субстанция делима до бесконечности, её атрибут – протяжение, т. е. способность распростёртого тела занимать определённое положение в пространстве и двигаться. Проявление материальной субстанции – природа.
Духовная субстанция неделима, её атрибут – мышление. Она проявляется в мыслящем «Я», основой которого служат врождённые идеи в человеческом сознании, т. е. наиболее общие понятия, которыми человек сопоставляет данные чувственного опыта и познаёт действительность.
· плюрализм (от лат. «множественный») признаёт у мира множество равнозначных изолированных первоначал – как материальных, так и идеальных субстанций.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.) отвергал дуализм Декарта. Его философию можно охарактеризовать как идеалистический плюрализм. Ядро его философской системы составляет учение о монадах – монадология.
Монада – простая, неделимая субстанция, самостоятельная единица бытия.
В рамках монизма выделяются два направления – материализм и идеализм.
Материалисты признают объективное существование несотворённого материального мира, бесконечного во времени и пространстве, в основе которого лежат внутренне присущие ему законы.
Идеалисты признают духовную субстанцию как подлинное нематериальное первоначало, порождающее материальный мир, конечный во времени и пространстве.
Идеализм делится на объективный и субъективный.
С точки зрения объективного идеализма высшее духовное первоначало для своего существования, проявления и развития не нуждается ни в чём, кроме себя самого, т. е. является самодостаточным.
С точки зрения субъективного идеализма высшее духовное первоначало проявляется только посредство индивидуального сознания, поэтому любое знание о мире сводится к содержанию индивидуального сознания, а объективный мир существует лишь в сознании индивида.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Пять основных этапов – два относятся к эпохе античной философии, а остальные – к эпохе нового и новейшего времени.
1. СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (6-5 ВВ. ДО Н. Э.)
Милетская школа известна как первая философская школа Древней Греции. Её основатель – Фалес (640 – 562 гг. до н. э.), один из «семи мудрецов» 7 в. до н. э., считается первым греческим философом.
Он впервые поставил вопрос о первоначале мира. Для обозначения первоосновы употреблялись два термина:
· стойхейон – первоэлемент, ядро;
· архэ – первоматерия, исходное состояние вещей.
Интуитивно мир признавался материальным. Основой всего сущего Фалес считал воду как аморфное сосредоточение материи. Вода – основополагающий принцип стойхейон, как и архэ (тождественные понятия). Всё возникает путём сгущения и разрежения первоматерии.
Ученик Фалеса – Анаксимандр (611 – 546 гг. до н. э.); считал, что первоначалом и основой мира является беспредельное (апейрон) – безграничное в пространстве и времени, неопределённое природное начало, содержащее в себе все возможные свойства и качества всех предметов и явлений мира.
Анаксимандр развил идею гилозоизма (от греч. «материя» + «жизнь) – утверждение о том, что вся материя живая.
Ученик Анаксимандра – Анаксимен (585 – 524 гг. до н. э.); называл первоосновой воздух – неограниченный, бесконечный, без определённой формы.
Во второй половине 6 в. до н. э., в Эфесе, возникла философская школа, связанная с именем Гераклита (540 – 480 гг. до н. э.). Основой всего сущего он называл огонь: всё происходит из него путём разрежения или сгущения.
Вторым центром была западная часть Великой Греции – Южная Италия (город Элея). Основателем элейской школы (школы элеатов) были Ксенофан и Парменид (540 – 470 гг. до н. э.); он ввёл понятие «бытие». Из области бытия он полностью исключал движение. Бытие есть всюду, поэтому оно не может двигаться, т. к. занимает собой всё пространство.
Школа пифагорейцев в Кротоне. Её основатель – Пифагор; он называл реальной сущностью всех вещей материального мира числа. Начало всего – единица (всеобщее тождество, непрерывность). За единицей следует двоица как различие, противоположность. Из них исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из линий – плоские фигуры; из плоских – объёмные фигуры; из них – чувственно воспринимаемые тела, в которых 4 основы: огонь, вода, земля и воздух. Пифагорейца считали основными первые 4 числа арифметического ряда – единицу, двойку, тройку, четвёрку.
Рабовладельческая демократия установилась после реформ Перикла в Афинах со второй половины 5 в. до н. э. и появилась потребность в образовании, которую удовлетворяли профессиональные учителя – софисты (от греч. «мудрый»), которые относились к числу материалистов. Для софистов характерен релятивизм – признание относительности всякого знания.
Старшие софисты: Горгий и Прогатор.
Горгий – виднейший сторонник релятивизма среди софистов. Он последовательно приводит три тезиса:
· ничего не существует;
· если что-то существует, его нельзя познать;
· если можно это и можно познать, то нельзя объяснить.
Протагор из Абдер: «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несущестующих же, что они не существуют». Человек воспринимает мир таким, каков он сам.
АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Левкипп (500 – 440 гг. до н. э.) – выдвину основные принципы атомистической философии; первым стал утверждать, что основа мироздания – бесчисленные атомы – мельчайшие элементы, движущиеся в пустоте; они характеризуются формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря соединению и разъединению атомов.
Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.) – ученик Левкиппа; добавил к данным Левкиппа величину и тяжесть. Движение присуще атомам в естественном состоянии, оно прямолинейно, передаётся столкновением и является источником развития. Атомы сами по себе неизменны, поэтому материя несотворима и неуничтожима. Атомы бесконены по величине и количеству, поэтому сущестует бесконечное множество миров. Наш мир отличается от других тем, что пребывает в расцвете.
Эпикуреизм – материалистическое направление в эллинистической философии. Его основатель Эпикур, развивал атомистическое учение. В отличии от Демокрита допускал отклонения атомов от прямолинейного движения. Душа – это структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает отрицание бессмертие души. Высшим благом Эпикур признавал блаженство как удовлетворение естественных потребностей и достижение определённого душевного равновесия.
Тит Лукреций Кар, написал философскую поэму «О природе». Он углублял мысли Демокрита и Эпикура, считая единственным сущим атомы и пустоту.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!