Основной вопрос философии. Основные типы философских направлений



Формы мировоззрения

Мифологическое

                       религиозное                (середина 1 в. до н. э.)       философское          научное

Философское знание – абстрактные знания, система теоритических знаний о мире. Философия задаёт направление мысли, в котором двигается наука, а наука даёт новый обобщённый материал для философии.

1 тысячелетие до нашей эры немецкий философ ХХ в. К Ясперс назвал «осевым временем»: человеческое мышление тогда вышло на качественно новый уровень, произошёл переход от мифологического мировоззрения к философскому, от «мифоса» (некритического описания мира на основе человеческих представлениях) к «логосу» (поиску закономерностей управления мира). Это случилось, когда люди на основе накопленных знаний начали представлять мир как упорядоченную целостность, существующую на основе всеобщих законов, требующих обоснования. Переход к философскому мировоззрению означал переход***

В это время философская мысль появилась и на Востоке, на Западе:

· На рубеже 7-6 вв. до н. э. в Древней Греции как выражение системы светских представлений о мире;

· В 6-5 вв. до н. э. – в Древней Индии и Китае в рамках религиозно-философской традиции.

Философия формировалась как система наиболее общих взглядов на мир, как теоритическая форма сознания.

Основания возникновения философии

Выделяют 4 основания:

1. Социальное основание – основу свободного сословия в обществе составляла родовая знать, крупные землевладельцы и торговцы, которые были обеспечены материальными средствами к существованию, имели возможность получать образование и составляли политическую и интеллектуальную элиту общества. Произошло отделение умственного труда от физического (четвёртое разделение труда). Именно представители родовой знати впервые стали осмысливать сущность мир и задумываться об основах бытия, в их среде началось формирование философского знания.

2. Политическое основание – в условиях политической свободы мыслящий человек, принадлежавший к правящему классу, обретал интеллектуальную свободу и получал возможность проявлять её.

3. Культурное основание накопление разнообразных знаний о мире, обществе и человеке требовало их целенаправленной интеграции и систематизации.

4. Экономическое основание – развитие ремесла и торговли вело к возникновению крупных торговых городов – центров культуры и образования, где сталкивались представители различных цивилизаций. Возникла необходимость сопоставлять различные воззрения о сущности бытия.

Объект и предмет философского знания
(предмет – выявление чего-либо из объекта, объект то, что изучается)

Объектом философского знания (т. е. тем, что познаётся) является мир в целом, представляющий собой триединство:

· природы,

· социальной действительности (человека и общества),

· мышления (человека или высшего разума).

Предмет философского знания – это то, что выявляется у исследуемого объекта, т. е. наиболее общие свойства и законы мира, всеобщие закономерности природы, общества, мышления.

Философия охватывает мир в целом, является системой целостного знания о мире, построенной на основе предельно общих понятий – категорий (бытие, количество, качество, сознание, явление, сущности т.д.)

Категории концентрируется в себе весь исторический опыт человечества. Философия всегда антропоцентрична, т. к. в центре философского знания отношение человека к миру, которое проецируется на этот мир.

Философия представляет собой одну из форм проникновения в сферу трансцендентного – того, что лежит за пределами человеческого сознания и опыта.

Философия – стратегия человеческой жизни, это непосредственное проникновение мысли в сущность вещей и явлений.

Философия соединяет два способа освоения человеком действительности:

· теоретический способ;

· практический способ.

Основной вопрос философии. Основные типы философских направлений

Основной вопрос философии был сформулирован в 70-ые годы 19 века Ф. Энгельсом, обобщившим всё содержание философского знания с момента его появления.

Основной вопрос имеет две стороны:

1. Что первично – материя или создание, дух?

2. Познаваем ли мир?

Две стороны вопроса определяют существование двух разделов философии:

1) Онтология (от греч. «сущее») – учение о бытии;

2) Гносеология (от греч. «знание» как процесс) – теория познания мира. Составная часть гносеологии – теория научного познания – определяется как эпистемология (от греч. «знание» как результат). Если гносеология трактует познание как процесс отражения объективной реальности, то эпистемология понимает познание как ценность, результат человеческого мышления, достояние интеллекта.

Существуют и другие разделы:

3) Логика

4) Философская антропология

5) Социальная философия

6) Этика – рассмотрение принципов морали, основ практического отношения человека к другим людям и к обществу в целом;

7) Эстетика – рассмотрение закономерностей чувственного освоения мира

8) Аксиология – исследование природы ценностей, исходящее из их значения ля человека и общества;

9) Натурфилософия – умозрительное истолкование природы в её целостности и единстве.

Как научно-ориентированное теоритическое знание философия обладает двумя функциями:

1. Мировоззренческая функция – рассмотрение наиболее общих законов существования природы, общества и процесса мышления на основе выделения категорий как предельно общи понятий;

2. Методологическая функция – определение приёмов и способов познавательной, творческой, практической деятельности, выявление способов достижения цели.

 

ТЕМА 2

«Общие философские методы»

 

В Древней Греции появились два общефилософских методадиалектика и метафизика. Гераклит (6 в. до н.э.) – основатель диалектики, утверждающей, что всё сущее находится в постоянном движении, изменении и развитии; он называл её учением о Логосе – высшей закономерности бытия. Основой мироздания Гераклит считал огонь как символ динамики развития, постоянных изменений. Гераклит интуитивно понимал развитие как единство и борьбу противоположностей. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течение реки, в которую нельзя войти дважды.

Термин «диалектика» («спор, столкновение мнений») был предложен Сократом в 5 в. до н. э. Диалектика позволяет смотреть на мир как на развивающееся, изменяющееся, не статичное.

Основателем метафизики считается Аристотель (4 в. до н. э.). Своё учение о вечных и неизменных основах бытия, имеющих сверхприродную основу, он называл первой философией. В 1 в. до н. э. Андроник Родосский объединил рассуждения Аристотеля в один трактат – «Метафизику».

Метафизика как общефилософский метод утверждает, что основы бытия вечны и всегда остаются неизменными. В качестве источника движения рассматривается внешний импульс. Графическим изображением движения, которое всегда имеет начало и конец, может быть либо вектор, либо замкнутая окружность. Рассматривает все объекты бытия изолировано друг от друга и опирается на принцип индетерминизма, отрицающий закономерности в существующих взаимосвязях и абсолютизирующий случайное в явлениях действительности.

Диалектика как общефилософский метод утверждает, что весь наш мир находится в состоянии постоянного движения, изменении и развития. В диалектике в качестве источника движения и развития рассматривается внутреннее противоречие – борьба противоположных начал за преобладание друг над другом внутри единого целого. Графическим изображением непрерывного развития является спираль. Рассматривает все объекты в постоянной взаимосвязи и опирается на принцип детерминизма, который провозглашает обусловленность всех явлений действительности.

В начале 19 века немецкий философ Г. В. Ф. Гегель вывел три основных закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Он устанавливает причину всякого движения и развития.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он отражает механизм всякого развития.

Количество – философская категория, отражающая степень проявленности или уровень присутствия какого-либо свойства у объекта.

Качество – философская категория, отражающая целостную, интегральную характеристику объекта, совокупность всех его свойств во взаимосвязи друг с другом.

Мера – философская категория, отражающая тот предел количественных изменений, в рамках которого ещё сохраняется существующее качество.При преодолении границы меры происходит качественный скачок – переход объекта в новое качественное состояние.Качественный скачок может быть, как эволюционным, так и революционным (например, изменение агрегатного состояния воды, переход к капитализму).

3. Закон отрицания отрицания. Устанавливает непрерывность всякого развития и определяет его возможную направленность. Под отрицанием понимается процесс перехода от старого к новому, при котором в новом сохраняются наиболее важные элементы старого. Любое отрицание сменяется своим собственным отрицанием, поэтому процесс развития бесконечен.

Всякое отрицание проходит три этапа:

· Деструкция – разрушение старого;

· Кумуляция – сохранение важного из старого;

· Конструкция – формирование нового на основе старого.

Графическое выражение: спираль, витки которой взаимосвязаны.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!