Организация и моральные стандарты



Лекция 2

Тема: ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ

План

1. Некоторые этические проблемы руководителей делового мира.

2.Организация и моральные стандарты.

3.Использование мотивации сотрудников и проблема манипулирования

4. Проблемы служебных разоблачений

5. Этика полезных связей

6.Способы повышение нравственного уровня в организации.

 

Ключевые понятия: этические проблемы, моральные стандарты, моральный уровень организации.

 

Методические рекомендации к изучению лекции №2:

1. Прочитайте.

2. Составьте сравнительную таблицу основных моральных проблем, с которыми сталкиваются руководители делового мира Америки с основными нравственными проблемами, с которыми сталкиваются руководители делового мира России и ЛНР

3. Обратите особое внимание на средства повышения нравственного уровня в организации. Запишите, какой из предложенных способов, вы считаете наиболее подходящим для вашей организации? Почему?

 

Некоторые этические проблемы руководителей делового мира.

Американская исследовательница Лора Нэш в 1990г. Выпустила книгу с характерным названием "Долой благие намерения", в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников делового общение не являются достаточным фактором для решения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте, хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни.

Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и моральными принципами; он оказывается в таком положении, что интересы его организации входят в противоречие с личными потребностями конкретных служащих или потребителей.

Именно поэтому изучение этики делового общения является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у разных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:

 • жадность

 • сокрытие фактов и неверную информацию в отчетах и при проведении проверок

 • выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания

 • безрассудное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров

• излишнюю самоуверенность в мыслях, которая может привести к ущербу для интересов компании, когда для нее наступают тяжелые времена

 • низкое качество работы и товаров

 • безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни было

 • противоречия между личными интересами и интересами корпорации

 • наличие фаворитов;

• жесткие цены

 • принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы

 • невозможность выразить свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков

• малое внимание семье или личным делам из-за большого количества работы

 • производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности

 • невозврат каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, или из фондов корпорации

 • сознательное преувеличение достоинств своего плана работы для получения поддержки

 • преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела

 • перемещение по служебной лестнице «по головам» сослуживцев

 • обман работников с целью получения выгоды для компании

 • создание союзов с сомнительными партнерами

 • затягивания и проволочки с выполнением своих обязанностей, которое приводит к растрате времени и денег корпорации.

Лора Нэш акцентирует внимание на том, что "Путь в ад устлан благими намерениями", и часто наиболее безнравственные решения принимаются людьми, которые исключительно честные и имеют самые благие намерения.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

1) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как важный процесс,

2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

3) приоритет при решении проблем, возникающих в деловом мире, должны отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Организация и моральные стандарты

Как отмечают американские специалисты в области деловой этики Дж.Сидерблом и Ч. Дж. Дохерти, в процессе нашей служебной деятельности мы часто вынуждены делать такие вещи, которые никогда не делали в обычных, бытовых условиях. Например, большинство из нас никогда даже не подумали воровать материалы для письма с чьего-либо дома. Хотя некоторые люди могут опуститься до такого, но они самым тщательным образом попытаются скрыть свои действия и очень расстроятся, если будут пойманы за таким занятием. Однако мы часто выносим различные материалы с нашего рабочего места и используем их для личных нужд или отдаем их членам своей семьи или друзьям. Некоторые неправильные поступки совершаются людьми в результате работы в конкурентной деловой среде. Часто работа в организации может заставить нас вести себя таким образом, что в обычных условиях мы сочли бы такое поведение неправильным. Например, критика результатов чужого труда приводит к многочисленным обидам, которых мы в обычных условиях стремимся избегать. На работе это, однако, может входить в служебные обязанности - критиковать, разбирать недостатки. Часто симбиоз организационных и конкурентных факторов приводит к тому, что поведение человека может быть названо сомнительным. Мы вынуждены скрывать какие-либо факты, изворачиваться, искать преимущества, причинять вред или игнорировать вред, причиняемый другим, или же молчать, когда видим разные несправедливые действия в отношении других людей.

Многие известные исследователи в области делового общения заранее предполагают, что в служебных ситуациях грубо нарушаются наши обычные, общепринятые нормы и правила поведения. Проанализируем вместе с Дж. Сидербломом и Ч. Дж. Дохерти этику организации на микроуровне. Пример с кражей материалов для переписки может показаться тривиальным, поскольку ценность похищенных товаров несоизмеримо меньше, чем бюджеты большинства организаций. Однако, это же рассуждения может быть использовано для оправдания других хищений - вот почему любые действия подобного рода мы будем считать позорными. Вместе с тем растаскивание дешевых вещей с рабочих мест является образом поведения, связывающее сотрудников, которые позволяют себе использовать собственность и фонды организации в личных целях.

В организации, в которой мелкие хищения являются обыденным делом, становится трудно провести границу между нормальным поведением сотрудников и такими сомнительными делами, как, например, частные поездки работников за счет бюджета организации и т.д. Именно потому, что мелкие кражи кажутся всем такими тривиальными, крайне неудобным кажется всем и бороться с ними. Но как только такой порядок оказывается общепринятым, тяжелее оказывается и борьба с проблемой, которая по степени вреда, наносимого оказывается гораздо тяжелее. Со временем работники оказываются в таком положении, что уже не могут противостоять крупной растрате фондов. Сокрытия истины является еще одним примером поведения, которую мы обычно называем неправильной, но только не на рабочем месте.

Работа человека создает ситуации с необычными правилами поведения, которые существенно отличаются от правил, действующих при любых других контактах человека в обществе. Мы можем скрывать какие-либо факты и вне нашего рабочего места, считать правильным, например, скрыть от наших знакомых для их же благополучия - например, чтобы не ставить их в неловкое ситуацию, - но мы почувствовали бы себя смущенными, если бы делали это для достижения какой-то выгоды для себя.

Особенность бизнеса часто заключается в безразличии к нанесению вреда другим людям, является нетипичным в обычных условиях. Продукция, произведенная и продается предпринимателями в условиях рыночной экономики, часто оказывается просто опасной для жизни и здоровья людей. Часто отмечалось, что в силу разных обстоятельств публика стремится приобрести такую продукцию, даже если осознает этот риск. Но производители и продавцы совсем не стремятся предупреждать потенциальных покупателей о грозящей опасности, если их к этому не принуждает закон. Реклама часто используется для внушения людям ощущение безопасности при использовании опасной продукции, например, когда цветущий молодой человек, надевая кроссовки для утренних пробежек, беззаботно выкуривает сигарету.

Равнодушие к нанесению вреда другим людям часто проявляется и при обращении с сотрудниками организации, например по отношению к человеку, которого увольняют с работы, понижают в должности или снижают заработную плату. С моральной точки зрения пренебрежение к вреду, причиняемому другим людям, является типом поведения, которое мы в обычных условиях называем неправильным.

В рабочих условиях льстивость и интриганство могут считаться «умением работать с людьми».

В обычных условиях, если вы оказываетесь человеком, который лестью привлекает к себе других людей, чтобы затем использовать их для достижения своих целей, или же вы организуете секретные союзы для натравливания одного человека на другого, к Вам будут относиться как к человеку неискреннему или безжалостному. Но на рабочем месте такой словесный набор меняется. Вместо того чтобы назвать человека льстецом, его называют "способным прекрасно маневрировать". "Безжалостность" же назовут, смягчая, "практичностью".

Существование подобных явлений в деловом мире ни один человек не рискнет оспаривать. Однако не только в мире «бизнеса ради прибыли» (как часто называют этот мир деловых людей) возникают такие явления. Они наблюдаются в той или иной степени в любой организации. Если мы будем рассматривать организации общественного сектора, такие, как учебные заведения или лечебные учреждения, то даже в них не увидим внимательного отношения к пациентам или ответственного предоставления услуг, чем на предприятиях сферы частного бизнеса. Корень зла, по-видимому, заключается в том, что организация производственной деятельности сама по себе меняет форму и формирует новый нравственный смысл большинства человеческих поступков.

Очевидность того, что этические стандарты на рабочем месте существенно отличаются от общепринятых стандартов в обычной жизни, оказалась особенно ясной и стала достоянием широкой публики после проведения нескольких опросов руководителей. При проведении опроса более 1000 руководителей, четверо из каждых семи заявили, что они часто имеют внутренние конфликты между тем, что от них ждут как от эффективно работающих руководителей, заботящихся о прибыли, и тем, что от них ждут как от людей этических. Когда они отвечали на вопросы о том, является ли для них естественным в процессе выполнения служебных обязанностей совершать поступки, которые они считают неэтичными, две трети дали утвердительный ответ. Чаще всего упоминались взятки и, что то же самое, "подарки" нужным людям, несправедливость при приеме на работу и обращение с персоналом. Около 300 менеджерам был задан вопрос о том, не приходится им идти на компромисс со своими этическими принципами ради достижения корпоративных целей. Семь из десяти менеджеров ответили, что им приходится идти на компромисс.

Руководители организаций, участвовавших в опросе, указали на расхождения между тем, что нужно было сделать в пользу компании, и тем, что они сами считали правильным в этическом или моральном плане. Подарки, взятки и нерегулярные платежи были приведены в качестве примеров наиболее часто используемых неэтичных и незаконных методов ведения дел, по которым следовали сокрытие и фальсификация необходимой информации.

Научные исследования показывают, что многие люди идут на компромисс с собственными моральными стандартами под влиянием условий, существующих в организации, в которой они работают.

В обычной жизни в своем поведении мы руководствуемся сводом моральных правил: "Не лги", "Не укради". Даже если эти правила и не являются незыблемыми (мы часто делаем исключения из них), они, тем не менее, очень помогают управлять своим поведением. Но к служебной ситуации не многие из них оказываются полностью применимым. В результате мы попадаем в очень запутанные положения. В связи с тем, что мы часто перестаем руководствоваться своими обычными моральными стандартами при исполнении служебных обязанностей, нам самим трудно понять, когда необходимо противостоять неправильным поступкам других людей. Предположим, что все работники вашего предприятия, включая Вас, пришли к определенному выводу об опасности продукции вашего предприятия для потребителей. Вы можете допустить, что люди должны подумать о самих себе. Но потом вы узнаете, что еще какая-то продукция вредит потребителям. Какое же теперь правило вам нужно соблюдать, чтобы определить, не зашли вы на самом деле очень далеко? Данная проблема особенно осложняется тем, что информирование других в принципе всегда рассматривается как негативный поступок. Например, многие из нас, будучи подростками, рассматривали учителя как авторитарную личность и не видели никакой чести в информировании его о чем-нибудь. Мотивация поступков "информаторов" всегда вызывала подозрение. Эти же особенности наблюдаются и во взрослой жизни. Люди, которые начинают свистеть в судейский свисток, когда видят неверные, с их точки зрения, поступки других, вызывают негативное отношение к себе в своей организации и достаточно смешанную реакцию у людей, которые в этой организации не работают. Если же наше презрительное отношение к "информаторам" соединяется с господствующим на нашем рабочем месте несоблюдением элементарных правил порядочности, то становится очень легко понять, что побуждает нас хранить молчание в ситуациях, подобных вышеописанной. Когда каждый из нас часто или время от времени нарушает обычные нормы поведения, может возникнуть серьезное подозрение в лицемерии. Люди, часто чувствуют, что нечистоплотные дела зашли слишком далеко и о чем-то необходимо сказать вслух, но в связи с тем, что нормальные правила нравственного поведения часто нарушались, становится очень сложным нарушить общее молчание и занять нравственную позицию.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!