Конкретно-научные и философские сравнительные понятия



Сегодня можно говорить о глубочайшем кризисе мышления, порожденного многозначностью используемых им понятий. В итоге размывается не только понимание реальности, многих ее смыслов, но и затрудняется коммуникация между людьми. Данный язык не поддается коррекции потому, что наиболее общим из входящих в него понятиям часто не соответствуют никакие факты. Это относится и к понятию «сознание».

Речь идет о языке классификационных понятий, при помощи которого что-либо называют. Как способ рассудочного мышления, он способен отражать только качественное многообразие мира, тогда как научное отображение процессов, обозначение их типов ему недоступно. Причем стало очевидным, что устранение недостатков этого мышления средствами самого этого мышления невозможно.

Мышление классификационными понятиями доминирует в социально-гуманитарных дисциплинах, в которых лишь частично используется другой доступный пониманию тип понятий – конкретно-научные сравнительные понятия разных видов, обусловливающие переход от рассудочного осмысления мира к разумному мышлению, проявляющему себя в современных естественных науках. Причем в качестве начал всех конкретных наук выступают общеизвестные сравнительные понятия градационного вида, такие как длинное и короткое, богатое и бедное и тому подобные понятия. Взяв меньшее за единицу измерения мы можем осмысливать большее как отношение между величинами. Числа есть конкретно-научное выражение сравнительных понятий градационного вида.

      Примеры сравнительных понятий градационного вида

Если градацию рассматривать не с точки зрения ее полюсов, не как соотнесенное, а с промежуточной позиции, мы поучаем отношение противоположностей, определяющих энергетику бытия.

Более сложные отношения, обусловливающие циклические процессы, я называю сравнительными понятиями ортогонального вида. Это потенциальное и кинетическое, электрическое и магнитное и тому подобные понятия, множество которых отражает отношение сторон, отстоящих друг от друга в циклическом процессе не на сто восемьдесят градусов, как это имеет место между противоположностями, а на четверть периода, т.е. на девяносто градусов.

  

Примеры сравнительных понятий ортогонального вида

Язык конкретно-научных сравнительных понятий – это наиболее оптимальный вариант научного языка, пригодного для однозначного выражения смыслов. В одинаковой мере он может быть использован как в естественных, так и в гуманитарных науках. И хотя конкретно-научные сравнительные понятия разных видов до сих пор не собраны в отдельные группы, но можно с уверенностью сказать, что использование именно этих мыслительных средств как начал, исключило в естественнонаучном знании многозначность и как следствие обусловило их бурное развитие. Отсюда и раскол между социально-гуманитарным и естественнонаучным знанием, преодолеть который возможно не иначе, как за счет использования конкретно-научных сравнительных понятий в гуманитарных дисциплинах.

Переход от рассудка и разума к мудрости осуществляется за счет третьего типа мыслительных средств – конкретно-всеобщих сравнительных понятий разных видов.

Конкретно-научные и конкретно-всеобщие сравнительные понятия разных видов, поднимают рассудочное мышление на две более высокие ступени – на ступень разума и ступень мудрости, понимаемой не иначе, как «знание общего».

Причем конкретно-научные сравнительные понятия, позволяют перевести гуманитарные дисциплины с уровня мнений на уровень конкретно-научного объективного знания, как это имеет место в естественных науках, тогда как конкретно-всеобщие сравнительные понятия, вбирая в себя аналогичные конкретно-научные понятия разных видов, поднимают философию на уровень кумулятивной объективной науки.

В итоге мы имеем универсальный метод восхождения от рассудка к разуму и мудрости, характеризующийся восхождением от множества субъективных мнений к однозначному знанию за счет использования в мыслительном процессе не только классификационных, но и конкретно-научных и конкретно-всеобщих сравнительных понятий. В одном случае мы имеем многообразие конкретных наук, в том числе и гуманитарных. В другом случае – метафизику как «науку о первых причинах и началах», как понимал философию Аристотель.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!