II . НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 41 страница



Еще больше препятствий возникало у прогрессистов при попытках добиться введения закона о минимуме заработной платы. Против такого регулирования дружно восставали предприниматели и их ставленники в обеих палатах собраний. Только девять штатов к 1913 г. приняли такой закон, но и там законы ограничивались наблюдением за заработной пла­той женщин и девушек.

Помимо заработной платы, важным был и вопрос о продолжительно­сти рабочего дня, ибо именно эти два условия являются главными пока­зателями уровня жизни трудящихся. Однако в данном случае прогрес­систы поднимали голос не за 8-часовой рабочий день для всех рабочих, а за регламентацию труда женщин и детей. К 1907 г. только в 20 штатах были приняты законы о 10—12-часовом рабочем дне для женщин, заня­тых в промышленности, на фермах, в сфере обслуживания (в прачечных,

 

 35 De Witt В. P . Op. cit., p. 269.


 

253-

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

торговых заведениях и т. п.). Лишь в четырех штатах действовали зако-ны запрещавшие ночной труд женщин.

Детский труд широко применялся в США. Дети рабочих, как правило,
начинали трудиться с раннего возраста, чтобы помочь семье. Прогресси-
cтaм в 22 штатах удалось провести законы о детском труде. В них преду-
cмaтривалась выплата из казны штатов небольших пособий вдовам
(a иногда и незамужним матерям) в размере нескольких долларов в ме-
н  на содержание детей до достижения ими определенного возраста
(чаще всего до 14 лет). Все эти мероприятия проводились в штатах при
ильном сопротивлении со стороны консерваторов. Попытки ввести запре­
щение или ограничение детского труда в национальном масштабе пред­
принимались и в конгрессе. В течение всего периода прогрессивного дви­
жения вопрос о детском труде не снимался с повестки дня. Однако
усилия поборников запрещения или хотя бы охраны детского труда были
напрасны. Законопроекты об ограничении труда женщин и детей обсуж­
дались в конгрессе в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг., но были отвергнуты з6
Консерваторы обеих партий, особенно республиканцы, упорно противи-
лись утверждению этих биллей конгрессом под предлогом, что такой за­
кон нарушил бы суверенитет штатов.                                                     '.
В борьбе за введение в жизнь социального законодательства, за улуч­
шение жизненных условий городской бедноты, ограничение детского тру­
да и другие реформы прогрессисты получали поддержку работников так
называемых сеттльментов. Сеттльменты формировались из представите­
лей передовой молодежи, выходцев из средне- и мелкобуржуазных слоев.
Большинство из них имели образование, были проникнуты идеями о не­
обходимости переустройства общества и жаждали приложить силы к ка­
кому-то полезному для общества делу. Впоследствии из их среды вышло
несколько социалистов. Трущобы индустриальных центров, населенные
главным образом беднейшими представителями рабочего класса — им­
мигрантами, оказались в поле внимания этой молодежи, селившейся
небольшими колониями в рабочих кварталах и пытавшихся сблизиться
с их обитателями, личным трудом облегчить жизнь бедняков. Амери­
канский историк А. Ф. Дэвис назвал сеттльменты «передовыми отрядами»
движения за реформу, т. е. передовыми отрядами прогрессизма 37.

Движение за организацию сеттльментов для помощи беднякам боль­ших городов возникло в Англии. Первым был основан Тойнби-хауз в Лондоне в 1883 г. Но в Америке, а не в Англии это движение получило широкое распространение.

Первый сеттльмент в США под названием Халл-хауз был учрежден в 1889 г. в Чикаго двумя девушками, окончившими колледж и решивши­ми заняться просветительской деятельностью среди бедняков-иммигран­тов, в основном из Италии и Ирландии. Инициатором этого начинания была Джейн Аддамс, 29-летняя дочь зажиточного фермера из Иллинойса, завоевавшая впоследствии огромную известность как деятель прогрессив­ного движения, борец за права женщин и автор многих публицистиче­ских работ.

Вслед за Халл-хаузом открылись другие сеттльменты; наиболее из­вестные — в Нью-Йорке (один под руководством Лилиан Уолд, второй —

  

 36 Buenker .J. D. Urban Liberalism and Progressive Reform. N. Y., 1973, p. 75—76.   

37 Davis A. F. Spearheads for Reform. The Social Settlements and the Progressive Move­ment: 1890—1914. N. Y. etc., 1967, p. 25.


И. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


 

Вайды Скуддер), еще один в Чикаго (организатор Мэри Макдауэлл), в Бо­стоне (учредитель Роберт Вудс). B больших городах функционировали не один-два, а до 20 сеттльментов. Сет­тльменты стали школой, через кото­рую проходили тысячи юношей и де­вушек среднего сословия, стремив­шихся к общественной деятельности Сеттльменты сыграли большую роль в развитии женского движения в США. В числе постоянных резиден­тов (т. е. постоянных работников сет­тльментов) было большинство деву­шек и молодых женщин, которые на­ходили в сеттльменте пристанище и работу. Например, в Халл-хаузе не­сколько лет жила Флоренс Келли (до того как по приглашению прогрес­сивного губернатора штата Иллинойс Дж. П. Алтгелда стала первой жен­щиной — фабричным   инспектором штата).

Работники сеттльментов не ограни­чивались организацией лекций, уст- ройством детских садов и тому

ДЖЕЙН АДДАМС

ч­

подобных мероприятий. Жизнь столк­нула их с проблемами рабочего движения. Среди резидентов появлялись женщины-работницы, профсоюзные организаторы. Но понятно, что для руководительниц и руководителей сеттльментов проблемы рабочего дви­жения лежали в плоскости организации «мира в промышленности», а не социалистического переустройства общества. Во время конфликтов рабо­чих с предпринимателями, когда подопечные сеттльментов бастовали, Аддамс и другие лидеры сеттльментов стремились свести дело к арби­тражу, готовы были быть посредниками, отрицая всякую идею о возмож­ности изменения капиталистического строя.

Руководство АФТ, видевшее в «классовом сотрудничестве» свою цель, благожелательно смотрело на деятельность работников сеттльментов, но рядовые рабочие относились к ним критически и зачастую враждебно, хотя нужда и заставляла женщин-работниц и многодетных матерей при­нимать от них помощь. Для развития рабочего движения сеттльменты це внесли ничего значительного, так как равнялись на консервативную линию в рабочем движении. Но в мелкобуржуазном прогрессивном дви­жении они были на левом фланге, поддерживая рабочее законодательство и другие демократические реформы.

Итак, прогрессивное движение в штатах развивалось по трем основ­ным направлениям: борьба за ограничение власти трестов, за расшире­ние политических прав и за социальное законодательство. Отмечая как успехи, так и недостатки движения, его ограниченность, надо помнить, что прогрессисты всегда оставались буржуазными политиками и исполь­зовали привычные им методы политической борьбы (вплоть до создания собственной партийной машины). Тем не менее они восставали против


 

255

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

подкупа и взяточничества в политике и своей борьбой против всевластия бизнеса, за честное правительство, за очищение общественной жизни они, kak и макрейкеры, выполняли социальный заказ своего времени.

4. СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО И РАБОЧИЕ

К прогрессивному движению начала XX в. примыкает еще одно те-чение — социальное христианство, идеи которого развивали представите-ли протестантских церквей США. Как упоминалось ранее, католическое духовенство, руководствуясь требованиями Ватикана, выраженными в пап­ской энциклике «Рерум новарум», занималось в основном борьбой с рас­пространением социалистической идеологии. Проблема же так называе­мой социальной справедливости, как писала советский историк А А. Кислова, «стала предметом специального внимания протестантов» 38. Уже в конце XIX в. американский протестантизм сделал попытку связать христианство с рабочим движением и социализмом, провозгласив социальной миссией христианства создание на земле «царства божьего». Обращение протестантской церкви к социальному вопросу было в значи­тельной мере вызвано стремлением духовенства укрепить влияние рели­гии на рабочий класс 39. Это стремление возрастало по мере радикализа­ции рабочего движения и усиления влияния социалистической идеологии на общественно-политическую жизнь в связи с бьющей в глаза поляриза­цией богатства и нищеты.

Распространение социалистических идей вызвало у духовенства наме­рение ослабить влияние научного социализма, доказывающего неизбеж­ность краха капитализма как системы, основанной на частной собствен­ности и эксплуатации человека человеком. Протестантизм выступил с религиозно-этическим учением о возрождении на земле христианских идеалов всеобщего равенства, справедливости и любви при непременном сохранении института собственности как незыблемого устоя существую­щего порядка. Пропаганда принципов так называемого социального хри­стианства оказала немалое влияние на формирование американской об­щественной мысли в начале XX в.

Идеологи социального христианства (в конце XIX в.— В. Глэдден, У. Д. Блисс, Ф. Пибоди, а позже У. Раушенбуш, Л. Эббот, Г. Уорд и др.) критиковали пороки капиталистической системы США с позиций буржуазного либерализма и выдвигали реформы под эгидой правитель­ства в качестве единственно возможного и действенного средства для установления порядка социальной справедливости. Они стремились убе­дить рабочих, что отношения с предпринимателями следует регулировать в рамках существующего строя при соблюдении обеими сторонами мо­ральных заповедей.

Видный идеолог социального христианства Л. Эббот (конгрегациона-листский священник, впоследствии редактор журнала «Аутлук») был yбежденным сторонником участия церкви в любом общедемократическом движении. В своих произведениях, лекциях и проповедях он настаивал

38 Кислова А. А. Социальное христианство в США: Из истории общественной мысли,     90-eгоды XIX в.— 30-е годы XX в. М., 1974, с. 31.

39 Духовенство было сильно обеспокоено потерей влияния религии на рабочих, что признавал американский историк Р. Хофстедтер. См.: Hofstadter R. The Age of Re-form. From Bryan to FDR. N. Y., 1956, p. 151.


256


на том, чтобы церковь поддерживала реформаторскую деятельность гос дарства, заявляя, что «божественный промысел распростирается на я кон, торговлю и образование» 40. При этом, подобно Т. Рузвельту и В. Вильсону, Л. Эббот видел в реформе средство отвлечения масс от paдикальных идей и выступлений. С программой перестройки социальной жизни путем реформ выступал и У. Раушенбуш, один из главных «духовных вождей» социального христианства.

Раушенбуш был пастором баптистской церкви, расположенной в тру щобах Нью-Йорка, и хорошо знал тяжелую жизнь своих прихожан В 1900-х годах он, подобно макрейкерам, гневно критиковал язвы ка­питалистического общества, изобличал эксплуатацию женщин и детей возмущался проституцией, другими пороками, порожденными нищетой и безысходностью положения низкооплачиваемых категорий рабочих. Рау­шенбуш предлагал перестроить общество на кооперативных началах для достижения на земле «царства божьего». По мнению Раушенбуша, цер­ковь должна растолковать рабочим и предпринимателям необходимость взаимопонимания между классами. Он полагал, что сохранение частной собственности является непременным условием социального прогресса, а наиболее действенным фактором в налаживании классового мира на­зывал «патернализм», т. е. руководство рабочими союзами со стороны государства 41.

Стремление представителей социального христианства усилить свое влияние на рабочий класс и концентрировать социальную деятельность церкви вылилось в создание Федерального совета церквей Христа в Аме-I рике. Совет был образован по инициативе пресвитерианской, баптистской :. и методистской церквей в 1908 г. и в дальнейшем объединил практиче­скую общественную деятельность более трех десятков протестантских деноминаций. Его идейная программа была изложена в «Социальном кредо», одним из авторов которого был методистский священник Г. Уорд. Этот документ (окончательный текст был утвержден Федеральным советом в 1912 г.) показал, что протестантская церковь попыталась взять на себя миссию участия в общедемократическом прогрессивном движе­нии начала XX в. и признавала важность регулирования отношений меж­ду трудом и капиталом. Но, критикуя капиталистический строй с мелко­буржуазных позиций, «Кредо» защищало частную собственность на средства производства. Хотя все 16 пунктов «Кредо» были посвящены «правам» рабочего класса, оно призывало лишь к урегулированию инду­стриальных отношений путем законодательства. Авторы «Кредо» выска­зывались за постепенное уменьшение продолжительности рабочего дня; установление прожиточного минимума; за выплату «самой высокой для данной отрасли промышленности» заработной платы. Такой порядок, по уверению социальных евангелистов, мог и должен быть достигнут путем государственного контроля над приобретением и использованием собствен­ности, организации трудового процесса и распределения продуктов про­изводства, путем контроля над деятельностью предпринимателей и над деятельностью рабочих союзов.

40 May H . F . The End of American Innocence. A Study of Our Own Time, 1912—1917.

N. Y., 1959, p. 12.                                                                                                                        

41 Кислова А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви. М., 1969,

с. 91—102.                                                          .                                                                        


 

257

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Характерно, что в окончательном тексте «Кредо» социальное христи-

aнcтвo высказалось за «равные права предпринимателей и рабочих на

opгaнизацию и за соответствующие средства умиротворения и арбитража

вo время конфликта в промышленности» 42. Вот почему, несмотря на

прямое обращение к пролетариату, проповедь социального христианства

нe встретила признания в среде рабочего класса.

5. ПЕРВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕГРИТЯНСКОГО НАРОДА

Бесправное положение черных и цветных американцев оставалось не­писаным законом общества, несмотря на существование XV поправки к конституции США. Нельзя обойти молчанием прискорбный факт, что прогрессивное движение было движением белых. Нигде и никогда тре­бование об уничтожении дискриминации цветного населения США не включалось в список реформ, выдвигавшихся прогрессистами в штатах или конгрессе США. Более того, прогрессисты южных штатов, где про­цент негритянского населения был наиболее высоким, оставались убеж­денными расистами. В 1904 г. губернатором Миссисипи был избран Дж. К. Вардаман, предложивший широкую программу борьбы с треста­ми, за демократические преобразования, но при этом открыто заявивший, что «милостивый господь создал негра слугой» 43.

В штатах, входивших в бывшую Южную Конфедерацию, число негров, имевших право голоса, к началу XX в. было сведено буквально до мини­мума. Так, в Луизиане оно упало с 130 тыс. до 5 тыс., в Алабаме — с 181 тыс. до менее чем 3 тыс. Кроме того, негры подвергались унизи­тельной дискриминации (и не только в южных штатах) в общественных местах, государственных учреждениях, при найме на работу.

Следует еще упомянуть, что именно в годы «прогрессивной эры» во многих городах местные власти проводили в жизнь сегрегационные за­коны, предписывавшие неграм и белым селиться в разных кварталах. Балтимор (штат Мэриленд) принял такой закон в 1910 г., в следующем гoдy — Ричмонд (штат Виргиния), за ними последовали другие города. Американский историк Ф. Макдоналд утверждал, якобы сегрегация — нормальное явление для Америки и проистекает из стремления эми­грантов различных этнических групп к обособлению. Он считал, что южные города, куда прибывали негры из сельских районов после отмены раоства, не были готовы принять массу новых жителей и это привело к «расовым беспорядкам» 44. Этот вывод Макдоналда служил оправданием для негритянских погромов, судов Линча и других беззаконий в отноше­нии черного населения США.

Линчевание, самосуд озверевшей толпы были на Юге общепринятым способом расправы с неграми по малейшему поводу, а чаще «для устра­нения». С 1900 по 1914 г. зарегистрировано 1079 зверских убийств негров вооруженными бандами расистов45. Нередки были массовые негритян­ские погромы: в 1898 г. в Уилмингтоне (штат Северная Каролина),

 

42 Ward H. F. The Social Creed of the Churches. Chicago, 1914, p. 7.

43 McDonald F. Op. cit., vol. 1, p. 148.    
 44 Ibid., p. 148-149.

45 Фостер У. З. Негритянский народ в истории Америки, с. 546.


258


II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ


259


 


в Лейк-Сити и в графстве Гринвуд (штат Южная Каролина), в 1900 г
в Новом Орлеане (штат Луизиана), в 1906 г.- в Атланте (штат Джоpд-
жия). На Севере также происходили негритянские погромы. Так в авгy-
сте 1900 г. «расовые бунты», как называла погромы буржуазная пресca,
были организованы расистами в Нью-Йорке, а в августе 1908 г. -
на родине Линкольна в Спрингфилде (штат Иллинойс). Эти взрывы pa-
совой ненависти отражали развитие на рубеже веков идеологии белогo
шовинизма, что было связано с агрессивным империалистическим kypcoм
во внешней политике.                                                                                                         

Происходившие в стране процессы неизбежно оказывали влияние на классовую и социальную структуру негритянского народа. Советский ис-торик д. Л. Нитобург подробно проанализировал рост классовой и со-циально-профессиональной дифференциации негритянского населения в рассматриваемый период46. Бывшие рабы начали пополнять различные классы и прослойки. Индустриализация Юга способствовала миграции негров с плантаций в города. Политика джимкроуизма на Юге гнала негров на Север и Запад в поисках более сносного, а главное - более спокойного существования. Однако, как уже отмечалось, вспышки расо вого террора происходили и там, хотя на Севере в начале века удель ныи вес негритянского населения не превышал 2%. Но эти 2% негров были сосредоточены в основном в крупных городах -Нью-Йорке, Чикаго Филадельфии и других, где было больше шансов найти работу.

Основную массу негритянского населения составлял пролетариат главным образом сельскохозяйственные рабочие. Одновременно быстро росла численность и фабрично-заводских цветных рабочих. Значительное число негров (мужчин и женщин) работали в сфере обслуживания Следующим по численности шло негритянское фермерство внутри ко­торого происходили те же процессы дифференциации и расслоения, как и среди белых фермеров: разорение, выделение зажиточной прослойки хотя и незначительной.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!