II . НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 42 страница



Негритянская буржуазия, начавшая пробиваться «вверх» еще в 70-80-е годы, также испытала на себе последствия политики усиливающейся сегрегации. Ее клиентура сузилась, объектом ее эксплуатации осталось негритянское население. В этой прослойке преобладала мелкая буржуа­зия. Сколотить по-настоящему крупное состояние удавалось немногим неграм; все же начали функционировать негритянские банки, отели, раз­личные фирмы (страховые, строительные и пр.).

Появилась и негритянская интеллигенция. С невероятными трудно-стямиоткpывались негритянские школы, колледжи и университеты. K 1913 г. их насчитывалось немногим более 30. Некоторые черные смог­ли получить высшее образование в «белых» университетах на Севере, всего с 1865 по 1914 г. дипломы колледжей и университетов получили почти 5 тыс. негров, в том числе около 900 женщин. Большую роль в жизни негритянской общины играл пастор. Негритянская церковь издав­на представляла собой сегрегированный институт, а к началу века, когда оыла создана единая Африканская пресвитерианская церковь и конгре-гационалисты-негры образовали отдельную церковь, разделение христиан­ской церкви по расовому признаку окончательно завершилось. Как пра-вило, негритянские церковники, даже более образованные из них на Се-

46 Нитобург Э. Л. Негры в США, XVII - начало XX в. М., 1979, с. 236-241.


 

вере придерживались тактики при­способления к существующим по­рядкам и стремились сдержать не­довольство своей паствы.

БУКЕР Т. ВАШИНГТОН

Реакция лидеров негритянского
народа, представителей зарождаю­
щейся негритянской интеллиген­
ции на политику и практику сегре­
гации и террора была различной.
Один из главных руководителей
Афроамериканской лиги (образова­
на в 1890 г. и просуществовала три
года), публицист Т. Форчун, изда­
вал в Нью-Йорке газету «Эйдж»
(1883—1907 гг.), в которой протесто­
вал против сегрегации, пропаганди­
ровал идеи ассимиляции. Как писал
Э. Л. Нитобург, Форчун первым не­
двусмысленно заявил «о классовой
общности черных и белых рабочих»
и о том, что «классовая борьба —
ключ к расовой проблеме» 47 Однако
отказ АФТ от помощи негритянским
рабочим, упадок популистского дви­
жения, наступление расистов по ли-                                                                                 
нии сегрегации, постоянный страх перед вероятностью оказаться объек­
том террористических акций приводили к разочарованию в возможности
интеграции негров в американском обществе даже таких радикальных
деятелей, как Форчун. Идея приспособления, адаптации в окружающей
их враждебной среде приобретала все большее число сторонников
на Юге.

Наиболее известным и активным негритянским лидером, выступив­шим за приспособление негритянского народа к тяжелой обстановке, сложившейся к концу 1880 г., был Букер Т. Вашингтон. Бывший раб, с огромными трудностями получивший образование, Вашингтон основал в г. Таскиги (штат Алабама) сначала ремесленную школу, затем Педа­гогический и промышленный институт города Таскиги (отсюда название «движение Таскиги»). Он утверждал, что негры должны отказаться от политической деятельности, развивать в себе смирение, стремление к приобретению собственности и наряду с этим терпение и услужливость оелым. Белых хозяев и правителей Юга он призывал хорошо обращаться с бывшими рабами, обещая, что тогда они будут иметь нетребовательную и законопослушную рабочую силу.

На начальном этапе деятельность Вашингтона, по существу капиту­лянтская, имела все же положительное значение, ибо способствовала распространению образования и приобретению неграми профессиональ­ных знаний. Б. Вашингтон завоевал огромную популярность, и не только cpеди негров. Его программа была одобрена владельцами предприятий, a также правительством США. Президент Рузвельт посетил институт в

47 Там же, с. 250.


260


II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ


261


 


Таскиги и даже рискнул однажды пригласить его основателя на обед в Белый дом.

Долгие годы Б. Вашингтон был непререкаемым авторитетом для не­гритянской интеллигенции. Однако его полное капитулянтство перед правящими кругами, стремление к подавлению всякой свежей радикаль­ной мысли, психология подчинения негров белым вызвали в конце кон­цов протест в среде мыслящей негритянской интеллигенции, образовав­шей свое движение, во главе которого встал Уильям Э. Б. Дюбуа48 Талантливый ученый, писатель и организатор, У. Дюбуа (1868—1963) посвятил всю жизнь борьбе за освобождение и счастье негритянского народа. Ценою огромных усилий — ведь он был негром — Дюбуа полу­чил образование в лучших университетах США и Европы. В течение 10 лет он был профессором университета для черных в г. Атланта (штат Джорджия). Дюбуа в отличие от Б. Вашингтона придавал боль­шое значение университетскому образованию негров, полагая, что судьба освободительного движения зависит от широкой просветительской дея­тельности, направленной на развитие высокой культуры молодежи, что «талантливые десять процентов» мелкобуржуазных негритянских интел­лигентов поведут свой народ к лучшему будущему.

Впоследствии жизнь доказала самому Дюбуа ошибочность его теории, не признававшей ведущей роли пролетариата в освободительной борьбе. Но в 1900-е годы Дюбуа был захвачен своей идеей. Его взгляды противо­речили духу и содержанию «движения Таскиги». Б. Вашингтон, пропове­довавший, что для негра достаточно ремесленного образования, был недо­волен деятельностью Дюбуа, его непримиримостью в принципиальных вопросах и отказом идти на компромиссы. Он организовал кампанию травли Дюбуа, в результате чего тому пришлось уйти из Атлантского университета 49.

Дюбуа мечтал о полном равноправии негров. Он вошел в группу журналистов, созвавших в июле 1905 г. конференцию, на которой была объявлена декларация новой организации под названием «Ниагара». Декларация «Ниагары» явилась выражением открытого возмущенного протеста против дискриминации негритянского народа. Участники новой организации требовали обеспечения неграм возможности участия в вы­борах, в судах присяжных, равного отношения в армии и флоте, отмены расовой дискриминации при приеме на работу и в союзы, другими слова­ми, проведения в жизнь законоположений, принятых конгрессом США и нарушаемых расистами.

Движение «Ниагара» было малочисленным (всего 400 человек), но оно показало, что в сознании передовой части негритянского народа произо­шел перелом: от покорности судьбе к борьбе и сопротивлению. Как от­мечал Фостер, это «означало одновременно восстание против гнетущей реакционной бюрократической системы Букера Вашингтона и начало про­ведения более боевой политики в борьбе против расистов и линчевате­лей» 50. Движение просуществовало четыре года, а затем влилось в На­циональную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН).

48 Foner Ph. S. Organized Labor and the Black Worker, 1619—1973. N. Y.; Wash., 1974,
p. 80.

49 Иванов Р. Ф. Дюбуа. M., 1968, с 124—127.

50 Фостер У. 3. Негритянский народ в истории Америки, с. 541.                       


 

УИЛЬЯМ ДЮБУА

Эта организация была создана по инициативе группы либеральных и социалистических деятелей, как нег-pов так и белых. Толчком к образо­ванию НАСПЦН послужил уже упо­минавшийся негритянский погром в Спрингфилде летом 1908 г. Журнал «Индепендент» опубликовал статью социалиста У. Уоллинга с описанием зверств в Спрингфилде и призывом к общественности воспротивиться расовой дискриминации. Статья, по словам журналистки Мэри У. Овинг-тон, произвела такое впечатление, что она и несколько ее друзей-либе­ралов пригласила Уоллинга и вместе выработали обращение с призывом сформировать центр для борьбы про­тив беззаконий в отношении нег­ров 51. В мае 1909 г, на конференции в Нью-Йорке было принято решение о создании новой организации, кото­рая в мае 1910 г. (на второй конфе­ренции) получила свое окончатель­ное название. С осени 1910 г. На­циональная ассоциация содействия прогрессу цветного населения начала издавать печатный ежемесячный орган «Крайсис». На пост его редактора пригласили д-ра Дюбуа.

Эта организация и по составу, и по духу отличалась от «Ниагары». Хотя НАСПЦН одобряла политическую линию движения «Ниагары», осуждала политику расовой дискриминации и террор, обязалась бороться за социальное равенство негров, тем не менее в ее руководящем комитете был только один представитель негритянского народа — Дюбуа. Возглав­ляя «Крайсис», Дюбуа проводил широкую пропаганду против сегрегации в разных штатах и городах страны.

Озабоченные успехами НАСПЦН, консервативно настроенные негри­тянские деятели, продолжавшие придерживаться тактики приспособле­ния, организовали еще одну организацию — Национальную городскую лигу (1911). В 1913 г., за два года до смерти, в ее руководство вошел б. Вашингтон. Лигу поддерживали крупные финансовые магнаты (Дж. Рокфеллер, А. Стоун и др.). Лига организовала филантропиче­скую помощь негритянскому народу и в то же время выступала против профсоюзов, вплоть до найма штрейкбрехеров.

Таким образом, во главе первой крупной негритянской организации стояли белые и руководили ею мелкобуржуазные либералы. Это объяс­няет, почему НАСПЦН не могла превратиться в подлинно боевой отряд и возглавить борьбу за политические и гражданские права негров.

51 Ovington M. W. How the National Association for the Advancement of Colored People Began. N. Y., 1914, p. 2—3.


262


II . НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ


263


 


6. ФЕРМЕРСКИЕ СОЮЗЫ

Рассмотренные течения не исчерпывают всего разнообразия социаль­ного брожения в США в 1900-е годы. Прогрессивное движение, как мы видели, было движением городских слоев, но выступали и фермеры xотя их выступления развивались в чисто экономическом плане. Как писал советский историк Е. Ф. Язьков, начало XX в. застало фермерство «чрезвычайно слабо организованным в политическом отношении»52 После спада популистского движения конца XIX в. только союз грейнд-жеров еще продолжал существовать, но в 1900-е годы он окончательно превратился в консервативно настроенную организацию крупного фер­мерства, отрицательно относившегося к рабочему движению и считавшего  «ненужной» классовую борьбу. В 1907 г. на съезде грейнджеры приняли резолюцию, в которой потребовали применения жестких мер против «на­рушителей закона», а таковыми, по мнению членов грейндж, были все бастующие рабочие.

Однако гнет монополий, испытываемый крупным фермерством, хотя и в меньшей степени, нежели средним и мелким, вызывал протест грейнд-жеров. Они выступали с требованиями регулирования железнодорожных тарифов, реформы налоговой системы, усиления антитрестовского зако­нодательства, ассигнования средств на агротехническое образование и др. Антимонополистические выступления грейнджеров неизменно сопровож­дались откровенной защитой капиталистической системы, ее основы — частной собственности и грубыми выпадами по отношению к рабочему классу.

Консерватизм грейнджеров отпугивал основную массу фермерского населения, для которой гнет монополистических объединений представ­лял реальную угрозу существованию. Мелкие и средние фермеры стре­мились к непосредственному улучшению своего экономического положе­ния. С этой целью в противовес устаревшим союзам грейнджеров они образовали новые союзы. В 1902 г. возникли первые местные организа­ции фермеров в Техасе, а в декабре 1905 г.— общенациональный Фер­мерский союз во главе с Ч. Барретом. В отличие от грейнджеров Фер­мерский союз симпатизировал рабочему классу. Его представители вы­сказались в пользу объединения сил рабочих и фермеров для борьбы c общим врагом — крупными трестами. Фермерский союз возник сперва в хлопководческих штатах, затем в зерновых и в последующие годы в табаководческих. На съезде 1907 г. присутствовали 72 делегата, пред­ставлявшие 20 штатов. Численность союза приближалась к 936 тыс.5 Но негров среди них не было. Фермерский союз не допускал в свои ряды черных.

Несомненно, что антимонополистическая позиция союза и симпатии к рабочему классу, стремление выступать в единстве с рабочим движе­нием являлись положительными чертами этой организации и привлекали к ней более широкие слои. Однако лидеры союза, а за ними и рядовые

 

52 Язъков Е. Ф: Фермерское движение в США (1918—1929 гг.). М., 1974, с. 42. В этой работе исследуется деятельность фермерских союзов и в 1900-е годы (гл. 2, с. 40—56).

53 Taylor С . С . The Farmer's Movements, 1620—1920. N. Y. etc., 1953, p. 346. Некоторые авторы считают, что не больше 500 тыс. человек. См. также: Язъков Е. Ф. Фермер­ское движение в США, с. 47, примеч. 19.


члены отказывались от каких-либо политических действий. Устав союза pekoмендовал его членам воздерживаться от участия в избирательных кампаниях, от поддержки политических партий. Все силы союз желал направить на экономическое улучшение положения сельского населения, причем разрешалось использовать систему лоббизма для проведения через конгресс законов в интересах фермеров.      Параллельно с Фермерским союзом появилась еще одна крупная opганизация - Американское общество справедливости (Эквити), осно-ванное Дж. Эвериттом. Первоначально общество охватывало свыше 140 тыс. членов из 19 штатов с организационным центром в Индиана-полисе. После раскола, происшедшего в 1907 г., штаб общества был пере­несен в Чикаго, и деятельность его распространялась только на северо­западные штаты, главным образом на Висконсин, Миннесоту, Северную и Южную Дакоты, Монтану и Айову. С этих пор численность общества колебалась между 30 тыс. и 40 тыс. членов 54

Основной линией деятельности обеих фермерских организаций было создание кооперативных обществ по сбыту сельскохозяйственной продук­ции. Лидеры фермеров надеялись путем кооперирования противостоять нажиму крупных монополистических сельскохозяйственных и промыш-ленно-финансовых объединений, организовать на местах (без помощи правительства) реформу рыночной системы, чтобы устанавливать выгод­ные для фермерского населения цены на сельскохозяйственные товары и проводить для фермеров сообща закупку промышленных изделий.

Суть реформы рыночной системы, по мысли руководителей «Эквити», заключалась в завоевании обществом такого положения, чтобы оно стало посредником между фермерами и торговыми фирмами. Лидеры общества полагали, что новая система поможет им контролировать закупочные цены, другими словами, роль монополистов в сфере сбыта сельскохозяй­ственных продуктов перейдет к ним.

Первая попытка «Эквити» провести в жизнь свой план была сделана в 1906—1907 гг. в зерновых штатах Среднего Запада, где члены обще­ства устроили «фермерскую забастовку» — отказались продавать зерно и требовали повышения закупочных цен. Мало того, они даже сокращали посевные площади под хлебными злаками. Такие же меры были пред­приняты в табаководческих штатах Кентукки и Теннесси в 1907— 1908 гг. Там дело дошло до организации руководством «Эквити» боевых отрядов, нападавших по ночам на фермы, хозяева которых заключали сделки с табачными фирмами («ночные рейды»).

Сначала методы лидеров «Эквити» имели некоторый успех. Монопо­лии повысили цены в отдельных районах. Но скоро выяснилось, что тактика бойкота и «ночных рейдов» не оправдала надежд фермеров. Монополии, как и следовало ожидать, оказались сильнее. Они распола­гали огромными средствами, могли выжидать, а кроме того, им на помощь были брошены полицейские силы. Среди членов «Эквити» начались раз­ногласия, приведшие к распаду общества на отдельные организации. Активность «Эквити» постепенно затухла.

Несмотря на отдельные успехи, кооперативная деятельность не при-

несла фермерам ожидаемых результатов. Трудности, неудачи, пораже-

ния, постигшие кооперативные общества в борьбе с капиталом, показали

54 Taylor С . С . Op. cit., p. 376—377.


II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА

иллюзорность надежд фермеров добиться прочных успехов в организа­ции сбыта без посредничества крупных торговых агентств. Положитель­ным результатом движения можно считать значительный рост числа феп-мерских кооперативов в первые два десятилетия XX в. Однако и внутри этих кооперативов происходил  интенсивный процесс дифференциации Наиболее жизнеспособные становились своего рода монополистами. Они сами гнались за монопольной прибылью, не считаясь ни с интересами мелких пайщиков кооперативов, ни тем более с нуждами рабочих и во­обще городского населения.

Это был закономерный результат противоречивого характера и мел­кобуржуазной ограниченности фермерских союзов. Е. Ф. Язьков справед­ливо подчеркнул, что большинство деятелей этих союзов «выставляли на первый план не лозунг ограничения или ликвидации монополистических объединений, а различные проекты приспособления фермеров к системе монополистического капитализма» 55. При этом руководство фермерских союзов упорно отказывалось от политических действий в течение все­го периода так называемой «прогрессивной эры». Улучшение экономиче­ской конъюнктуры и спад аграрного кризиса также ослабили политиче­скую активность фермеров. И все же антимонополистическая направлен­ность фермерских союзов, симпатии по отношению к рабочему движению в какой-то мере роднили их с традициями популистского движения.

Антимонополистическая традиция, перешедшая от популизма к про­грессивному движению, была общей чертой различных течений прогрес-сизма: от антиимпериалистов и макрейкеров до реформаторов в муници­палитетах и фермеров. Значение выступления прогрессистов возрастало на фоне подъема рабочего движения и распространения социалистиче-ских идей. Именно два последних фактора рассматривались правящей элитой как реальная угроза капитализму. В стране сложилась ситуация брожения, недовольства существующим порядком, что вызывало серьез­ное беспокойство в правительственных сферах и монополистических кру­гах. Люди, стоявшие у кормила правления государством, начинали по­нимать, что одними репрессиями уже нельзя успокоить ни рабочих, ни буржуазное общественное мнение. И если консерваторы продолжали на­стаивать на жестком курсе, то либералы обратили свои взоры к бур­жуазным реформам, надеясь ими укрепить капиталистический порядок.

55 Язъ k ое Е. ф. Фермерское движение в США, с. 49.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!