Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы, законы и категории



   

    Важнейшей исторической формой диалектического миропони­мания стала диалектика немецкой классической философии  и своей высшей ступени диалектика немецкой классики достигает у Г. Гегеля: именно он первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. К основным содержательным компонентам гегелевской диалектики можно отнести следующие:

1 Принцип развития как исходный для объяснения всей реальнос­ти. «Все, что нас окружает, — отмечал Гегель, — может быть рас­сматриваемо как образец диалектики». Свою абсолютную идею и ее «инобытие» в форме природы и духа философ рассматривает не как неподвижную и неизменную первосущность, а как непре­рывно развивающийся процесс, восходящий к все более и более высоким ступеням.

2 Учение о противоречии как жизненной силе всего сущего и усло­вии познания. Диалектика как метод мышления и есть «постиже­ние противоположностей в их единстве». В этом методе Гегель выделяет три ступени такого постижения:

 1) рассудочную - на ней диалектическое мышление лишь выявляет стороны противоречия рассудком и разумом - здесь противоположности уже не только фиксируются, но и прослеживаются как переходящие друг в дру­га;

2) спекулятивную, на которой возникает слияние, отождеств­ление противоположностей - на этой, «разумной ступени», метод достигает высшей зрелости, ибо «снимает» первые две ступени. Идея единства противоположностей и становится ведущей в ди­алектике.

        3 Система категорий и законов как диалектическая теория бытия. Рассматривая движение абсолютной идеи, Гегель анализирует такие категории диалектики, как бытие, ничто, становление, каче­ство, количество, мера, сущность, явление, тождество, различие, противоречие, необходимость, случайность, возможность, дей­ствительность и т. д. Исследуя взаимодействие между ними, фило­соф выводит так называемые основные законы диалектики (хотя сам Гегель и не называл их «законами») - связи количества и каче­ства, взаимопроникновения противоположностей и отрицания от­рицания. Диалектика, таким образом, приобрела у Гегеля статус философской теории развития и взаимосвязи и объективно стала диалектикой мышления, природы и человеческого мышления. Материалистическая диалектика в философии марксизма есть результат распространения гегелевских идей на всю реальность, доступную человеческому познанию. К. Маркс и Ф. Энгельс поэто­му говорили, во-первых, об объективной диалектике - т. е. процес­сах развития и связях, царствующих во всем мире и, во-вторых, о субъективной диалектике - диалектическом мышлении, отражаю­щем в той или иной мере, стихийно или сознательно объективную диалектику бытия. Высшей формой такого мышления выступает философская концепция диалектики, включающая (как любая сис­тема теоретического знания) ряд принципов, законов и категорий. Вспомним важнейшие из них.

    Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент фи­лософской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явле­ние в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (т. е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диа­лектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики - основных и неосновных.

К основным законам материалистической диалектики традици­онно относят :

- Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство ка­чества и количества) и вызывают переход явления в новое каче­ственное состояние.

- Закон единства и взаимодействия противоположностей, утверж­дающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источни­ком развития выступают прежде всего согласованные, коопера­тивные взаимодействия между элементами системы, а не проти­воречия между ними.

- Закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое разви­тие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характери­зуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.).

 К неосновным законам диалектики (они формулируются обычно с помощью парных диалектических категорий) чаще всего относят следующие:

- Закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления.

- Закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими. Вме­сте с тем синергетика сегодня установила, что и случайность спо­собна порождать новую необходимость (закон).

- Закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс.

- Закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин.

- Закон возможности и действительности: развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действитель­ность (с новыми возможностями).

- Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность.

- Закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.

Все эти (и многие другие) законы и категории материалистической диалектики функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Они ориентируют познающего субъекта на анализ любого явления в его закономерном развитии и связи с другими явлениями, на исследо­вание присущих ему меры, противоречий, взаимодействий старого и нового, его индивидуальных и общих с другими явлениями при­знаков, необходимых и случайных черт и т. д. Иными словами, все предметы познания диалектика считает постоянно изменяющимися, а знания о них - преимущественно относительными, требующими учета конкретного контекста познания. И, напротив, «рассуждать не диалектически, — отмечает П.А. Флоренский, — это значит давать такие формулы и определения, которые... имеют значение не только в данном контексте времени и пространства, но и вне всякого кон­текста...Это значило бы притязать на абсолютные формулы,… на абсолютную истинность своих высказываний. (таковые принадлежат Церкви, а не мыслителю)».


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!