Исторические формы диалектики и ее альтернативы



      Способность к развитию составляет одну из фундаментальных характеристик материального, социо-культурного и идеального бытия. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта на различных его этапах – от возникновения до дальнейшей трансформации его элементов и связей. Таким образом, концепция развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

О развитии не представляется возможным говорить вне времени, ибо всякое развитие осуществляется во времени; только время по­зволяет выявить его необратимый, закономерный характер, а также направленность. Поскольку в античной философии время мыслилось как протекающее циклически, а космос рассматривался как абсолютно совершенный, сама идея развития в точном смысле этого слова здесь отсутствовала. Казалось, что все процессы со­вершаются по заданной «от века» циклической программе.

Идея линейной направленности времени появляется с утверж­дением христианства. Становление дисциплинарно организован­ной науки в середине и второй половине XIX в. приводит к форми­рованию представлений о направленных и необратимых изменени­ях в природном и социальном мире.

Идея развития прочно входит в ткань естествознания и стано­вится предметом философского анализа. В немецкой классичес­кой философии, и особенно у Гегеля, развитие рассматривается как всеобщий универсальный принцип и, кроме этого, раскрывает­ся механизм и источник развития - возникновение, борьба и пре­одоление противоположностей (рассматриваемые в области мыс­ли, духа).

   В XX столетии расширились сами представления о развитии как в области естественных, так и социально-гуманитарных наук. Преж­де всего пересматривается идея о линейном характере развития. И практика социальных процессоф, и анализ истории культуры, и ис­следование органической эволюции в биологии свидетельствовали о том, что общая восходящая прогрессивная линия развития пере­плетается с изменениями попятного, а иногда и регрессивного, тупикового, хода эволюции. В рамках современной синергетики обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере раз­вития сложных самоорганизующихся систем. Через разработку концепции биосферы и ноосферы В. Вернадского, синергетики, совре­менной космологии, развитие системных и кибернетических под­ходов, идей глобального эволюционизма, в науку и философию второй половины XX столетия прочно вошла концепция историзма и уникальности самоорганизующихся систем, их способности к из­менению, хаотичности, необратимости, нелинейности, непредска­зуемости и многовариантности развития.

   Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики. 8 философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализация развития, рассматриваемого как в онтологическом, так и в тео­ретико-категориальном его измерениях, выступающая в истори­ко-философском контексте теории и метода творческого позна­ния. Как всякое философское учение, диалектика имеет свою ис­торию, структуру, принципы, законы и соответствующий катего­риальный строй.

   Понятие диалектики и его эволюция. Опыт исторического разви­тия философского знания убедительно свидетельствует о том, что существует достаточно широкий спектр различных дефиниций диалектики. Поэтому, пытаясь дать какое-то «рабочее» определение этого понятия, надо иметь в виду следующее:

- диалектика есть прежде всего попытка философского освоения тех многообразных процессов развития и связей, которые с не­- обходимостью присущи всей реальности;

- диалектика может выступать как онтологический срез действии-­ тельности (и в этом случае она выстраивает ту или иную теорию развивающегося бытия) или же как ее гносеологический срез (и тогда она разрабатывает некие нормы и правила мышления, его общий метод);

- в различные исторические эпохи и у разных мыслителей на пер-­ вый план могли выступать различные аспекты диалектики, что вело к многообразию ее интерпретаций и невозможности дать такую инвариантную, пригодную на все времена, дефиницию диалектики, которая удовлетворила бы всех философов.

    Остановимся теперь кратко на тех содержательных вариациях понятия «диалектика», которые исторически проявлялись в его при­менении.

 Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает «искусство вести беседу», а его первое употребление в философском смысле обычно приписывается Сократу: он понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий. Во многом в сократовском духе определял диалектику Платон: "Того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, — говорил он, — мы называем диалектиком». Условием же такого умения считался метод правиль­ного соединения и разьединения понятий, относящихся к предмету изучений. Таким образом, слово «диалектика» употреблялось в эпо­ху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову «логика» (которое в то время еще отсутствовало) и означало искус­ство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказываются во время ученой беседы. Эта интерпретация термина иногда конкретизируется: так, Аристотель понимал под диалектикой такой способ доказатель­ства, при котором исходят из вероятностного, правдоподобного (диалектического) знания и приходят опять-таки к вероятностным заключениям. Все это необходимо для того, чтобы выявить проти­воречия в познании, преодолеть их и прийти потом к достоверному (аподиктическому) знанию. Таким образом, в античной мысли диа­лектика трактовалась, главным образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.

Средневековая философия наследует от античности этот смысл диалектики: в ней последний понимается или как логика вообще, или как искусство различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию. Нетрудно заметить, что все эти значения во мно­гом пересекаются и свидетельствуют о сохранении традиции упот­ребления понятия «диалектика» как способа рационального, логи­ческого мышления.

    В новоевропейской философской мысли это понятие наполня­ется новыми смыслами, из которых отметим лишь два ведущих, связанных с немецкой классикой и марксистским учением. Так, Ге­гель по существу впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоре­чивости бытия и противоположный догматической ориентации пре­жней метафизики - последняя занималась поиском вечных, неиз­менных принципов и первоначал всей реальности и в этом смысле «игнорировала», по словам Гегеля, древнюю диалектику. Подобное противо­поставление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые стали рассматривать диалектику как антипод метафизики: если для метафизического мышле­ния «вещи и...понятия суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию.., один независимо от другого», то диалектика «берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи ... в их движении, в их возникнове­нии и исчезновении» [14, c. 21-22]. Отметим при этом, что и у Гегеля, и у Маркса и Энгельса диалектика выполняет функции не только метода познания, но и всеобщей теории бытия: более того, в марксистской философии она понимается как наука «о всеобщих законах движения и разви­тия природы, человеческого общества и мышления» [14, c. 145].

   Суммируя все вышесказанное, можно предложить предельно общее определение диалектики, синтезирующее рациональные моменты ее основных конкретно-исторических трактовок: диалек­ тика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Именно в этом смысле и будет преимущественно использоваться понятие диалектики в последующем изложении.    

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!